Напоминание

"Развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников"


Автор: Рузанова Анна Ивановна
Должность: студент
Учебное заведение: Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Развитие универсальных учебных действий в образовательной деятельности у младших школьников"
Дата публикации: 14.05.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие универсальных учебных действий в образовательной

деятельности у младших школьников

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных тем начального

образования,

формированию

универсальных

учебных

действий

в

образовательной

деятельности

у

младших

школьников.

В

статье

раскрывается понятие и задачи развития универсальных учебных действий у

младших школьников; определена роль проектной деятельности в развитии

универсальных учебных действий у младших школьников; выявлены пути

развития

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников.

Представлены

результаты

практического

исследования

уровня

сформированности

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников; описана методика развития универсальных учебных действий у

младших школьников в условиях проектной деятельности в четвертом классе.

Современное общество ставит перед педагогом задачу подготовить

учащихся

к

жизни

в

информационном

обществе.

Государству

нужно

высококвалифицированное,

прогрессивное

и

компетентное

молодое

поколение,

которое

будет

способно

ориентироваться

в

различных

ситуациях, безошибочно и быстро принимать решения. В связи с решением

проблем

современного

образования

осуществляется

поиск

содержания,

методов,

новых

форм,

средств

обучения,

которые

бы

обеспечили

на

практике

широкие

возможности

самореализации,самоактуализации

и

саморазвития учащегося.

Модернизация

начального

образования

определяется

качеством

компетентности и определяется не полученными знаниямии навыками, а

умением применить ихв нужный момент. Один из вариантов решения этой

проблемы

указан

в

ФГОС

НОО,

где

большое

внимание

уделяется

формированию

у

школьниковуниверсальных

учебных

действий,

развитию

умения учиться.

От учителя требуется решение одной из важнейших задач системы

образования

-

формирование

совокупности

личностных,

регулятивных,

познавательных

и

коммуникативных

универсальных

учебных

действий

учащихся. При этом необходимо так

организовать учебно-воспитательный

процесс, чтобы

каждый

школьникмог успешно развиваться,

реализовывать

себя в образовательной

деятельности.

Под универсальными учебными действиями понимают совокупность

действий

учащихся,

которые

обеспечат

его

социальнуюкомпетентность,

культурную идентичность, толерантность, способность к самостоятельному

усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса. Выделяют

личностные,

регулятивные,

познавательные

и

коммуникативные

учебные

действия.

Овладеть универсальными учебными действиями ученик должен на

начальном этапе обучения. Формирование УУД учащихся обеспечит переход

от

традиционного

обучения

к

деятельности

самообразования

и

самовоспитания. Освоение учащимися УУД создаст необходимую почву для

самостоятельного и успешного овладения новыми знаниями, т. е. умение

учиться.

Универсальные

учебные

действия

представляют

собой

самоопределение, смыслообразование, самовоспитание – это

личностные,

прогнозирование,

контроль

и

корректировка

это

регулятивные,

общеобразовательные и логические-познавательные.

Эффективным

средством

формировании

универсальных

учебных

действий

младших

школьников

является

метод

проектов,

который

представляет собой специально организованный учителем и самостоятельно

выполняемый

учащимися комплекс действий, завершающийся созданием

творческого продукта. Он включает в себя совокупность исследовательских,

поисковых, проблемных методов. Выполнение проектов развивает у детей

произвольность психических процессов, вызывает повышенную познаватель-

ную

активность,

стимулирует

стремление

к

исследованию,

формирует

личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью

и усвоению её структуры.

Практическое

исследование

особенностей

развития

УУД

младших

школьников

осуществлялось

на

базе

Муниципального

бюджетного

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я

« Ку б а с с к а я

о с н о в н а я

общеобразовательная

школа»

Чистопольского

муниципального

района

Республики Татарстан.

В

процессе

изучения

УУД

учащихся,

было

замечено,

что высокий

уровень выявлен у 30%, средний у - 40%, низкий у 30% детей. Из бесед с

учителями было выяснено, что в целом учителя положительно относятся к

внедрению

в

начальных

классах

проектной

деятельности.

Однако

существуют

определенные

трудности

внедрения

проектной

деятельности:

учащимся

начальной

школы

достаточно

сложно

работать

над

проектом,

многим

детям

помогают

в

этом

родители.

Однако

работа

над

проектом

способствует

развитию

познавательной

активности

детей,

расширяет

их

кругозор,

обучает

проводить

мини-исследования,

оформлять

результаты

работы и защищать проекты.

В

процессе

дальнейшей

работы

проводилось

формирование

у

учащихся

универсальных

учебных

действий.

Дети

работали

над

индивидуальными («За здоровое питание» «Мобильный телефон: польза или

вред»)

и

коллективными

проектами

(«Моя

страна»,«Классная

коллекция

«Зеленый

друг»). Метод

проектирования

позволял

ориентировать

на

самостоятельную деятельность ребёнка, работу парами, группами, развивал

личностные,

коммуникативные

универсальные

учебные

действия.

Дети

учились

планировать

свою

деятельность,

осуществлять

контроль,

давать

оценку результатам. Тем самым у них развивались регулятивные УУД. В

процессе работы над проектом дети проявляли познавательный интерес к

изучаемым явлениям, у них формировались познавательные УУД. Учебный

проект

давал

возможность

учащимся

делать

что-то

интере сное

самостоятельно,

в

группе

или

самому,

максимально

используя

свои

возможности.

В

процессе

формирующей

работы

удалось

добиться

следующих

результатов: количество детей с высоким уровнем УУД увеличилось на 20% и

составило 50%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 10% и

составило 40%, низкий уровень не выявлен. В целом можно говорить о

положительной

динамике

развития

универсальных

учебных

действий

учащихся.



В раздел образования