Напоминание

занимательное сольфелжио


Автор: Нахаева Татьяна Романовна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "БДШИ"
Населённый пункт: Липецкая область, Липецкий район, с.Боринское
Наименование материала: доклад
Тема: занимательное сольфелжио
Дата публикации: 13.05.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Занимательное сольфеджио

( из собственного опыта работы)

Доклад на заседании методической секции

преподавателя музыкально-теоретических

дисциплин Нахаевой Т.Р.

МАУДО БДШИ

Липецкая область, Липецкий район

С. Боринское, 2018

Предмет сольфеджио в музыкальной школе входит в обязательную линейку предметов для всех

инструментов и вокала. Именно на сольфеджио развивается музыкальный слух, память, ритм,

логика музыкальных построений. В конце концов само ощущение музыки. Всегда этот предмет

считался довольно сложным и для многих учащихся недоступным. Именно поэтому некоторые из

них оставляют музыкальную школу, а подавляющее большинство просто не любит сольфеджио.

На самом деле этот предмет не такой неприступный как кажется на первый взгляд. Всё дело в

подходе к самому преподаванию. На данный момент программа разделилась на два направления –

предпрофессиональную

и

общеразвивающую.

Первоначальная

цель

обеих

программ

осталась

неизменной – воспитание грамотного музыканта. В современных условиях, когда в образовании

активно

внедряются

современные

технические

методы

обучения,

предмет

сольфеджио

в

музыкальной школе также не должен оставаться в стороне.

В

частности,

преподаватели

теоретических

предметов

начинают

разрабатывать

музыкальные

материалы в доступном для детского понимания видеоряде, что значительно облегчает задачи

освоения предмета, делает предмет более занимательным. Так, например, преподаватель ДШИ №6

города Иркутска Марина Сергеевна Толмачёва разработала музыкальные примеры для пения с

начинающими. Предлагается схема: поёт учитель со словами, поют ученики со словами, поёт

учитель нотами, поют ученики нотами. Как при пении караоке на слайде высвечиваются слова или

нотки,

что

облегчает

детям

попадание

в

ритм

песенки.

Песенка

прорабатывается

достаточно

подробно. Начинается подобная работа с песенок на одном звуке, затем постепенно расширяется

диапазон, правильно оформляется нотами и длительностями. Кроме того, чтобы дети постепенно

осваивали клавиатуру фортепиано, учитывая что именно она является основной на сольфеджио,

вполне возможно подходить к инструменту и играть выученную песенку. Детям очень нравится,

когда кто-то из них играет, а остальные поют. Таким образом мы ещё и начинаем развивать слух,

формировать первичные навыки подбора на слух. В дальнейшем, учитывая, что далеко не все дети в

состоянии приобрести учебники сольфеджио, вполне возможно самому преподавателю изготовлять

музыкальный раздаточный материал, представляющий собой карточки с примерами для пения. Это

позволяет

сделать

учебный

материал

более

занимательным,

так

как

помимо

классического

и

фольклорного

материала

можно

использовать

популярные

детские

песенки

или

качественный

эстрадный материал. Прежде, чем петь полученный пример, его достаточно подробно разбирают на

уроке. В первом классе вполне достаточно прочитать ноты, разобрать длительности, сольмизировать

пример и лишь затем спеть. Начиная со второго полугодия первого класса рекомендуется добавлять

дирижирование и тактирование. Со второго класса вполне вероятно на таких примерах разбирать

тональность, ключевые и случайные знаки, особенности формы. Работа с раздаточным материалом

удобна

тем,

что

детям

комфортно

дирижировать,

всем

прекрасно

видно

текст.

Удобно

преподавателю работать по группам и индивидуально, вырабатывая тем самым навыки быстрого

чтения текста и следения по тексту. Кроме того, подобные музыкальные примеры на начальном

этапе могут помочь освоить запись музыкального диктанта. Так называемый самодиктант, когда

записывается заранее выученная мелодия, или её небольшой фрагмент. Очень важно на начальном

уровне обучения, да и в дальнейшем руководствоваться принципами: чувствовать, уметь, знать.

Необходимо с первых этапов обучения внушать детям, что музыка уже звучит внутри их, осталось

только выпустить её. При этом, конечно, надо ставить посильные задачи, чтобы дети оставались

довольны уроком. Дети должны понимать, что в данный момент они сами творят музыку, что они

чувствуют её, понимают. Начиная со второго класса предложенный для сольфеджирования пример

вполне можно просить транспонировать в разные октавы или тональности. Причём, жалея время

урока, можно просить перенести только фрагмент примера или предложить перенести каждому

ученику свой фрагмент. Это особенно удобно если пример больше 12 тактов.

Сольфеджирование

не

единственная

форма

работы

на

уроке.

Одной

из

форм

является

интонационная работа в тональности. И мажорные и минорные гаммы надо начинать петь с того,

чтобы дети почувствовали начальную тонику внутри себя, хорошо представили вершину гаммы,

чётко ощутили направление движения. Педагог должен ознакомить со звучанием тональности,

разновидностей минора, и только потом начинать интонационную работу. Причём при любых

формах

работы

на

уроке

всегда

должна

быть

задействована

вся

группа.

При

пении

гаммы

прорабатывается движение долей в размерах 2/4, ¾, 4/4, иногда ритмические группы. Поэтому

целесообразно

пение

не

только

с

дирижированием,

но

и

отстукиванием

долей.

Причём

при

начальном этапе работы это происходит только с подачи преподавателя, затем каждый ученик из

группы сам работает размер в качестве дирижёра. Работа ученик – класс необходима для того,

чтобы дети не боялись самого предмета, кроме того, так преподаватель вполне может подтянуть

отстающих учащихся, поднять их самооценку. Для распевания в тональности вполне возможно

детям

давать

секвенцию.

Однако,

необходимо

при

составлении

секвенции

учитывать

ряд

особенностей. Прежде всего секвенция должна учитывать ритмический материал, прорабатываемый

в

классе,

кроме

того

она

должна

строится

на

материале

примера,

предложенного

для

сольфеджирования. Число звеньев не должно быть менее трёх. В средних и старших классах

помимо пения гаммы и секвенций добавляется пение интервалов и аккордов. На начальном этапе

работы все интервалы и аккорды целесообразно петь сначала словами, затем ступенями и нотами.

Только в старших классах, ввиду пения именно цепочек аккордов и интервалов можно вполне

отказаться от такой работы.

Ритмические упражнения – важнейшая часть урока. Не секрет, что многие ученики музыкальных

школ с трудом осваивают ритмические рисунки в своих пьесах. Преподаватели по специальному

инструменту

с

этим

постоянно

испытывают

проблемы.

Поэтому,

всё,

что

поётся

на

уроке

сольфеджио обязательно должно быть прохлопано, протопано, продирижировано. Юные музыканты

должны пропускать ритмические рисунки через себя. На современном этапе и здесь преподаватели-

теоретики

начинают

предлагать

различные

видеоматериалы.

Например,

есть

целый

ряд

ритмических игр с младшими школьниками для освоения основных ритмических рисунков. В

частности, в таких играх короткие звуки отмечаются мелкими фигурами, а долгие крупными. На

начальном этапе работы с таким материалом необходимо проработать отдельные элементы, так как

ученики

могут не сразу понять, что от них хотят, просто не попасть в темп. Поэтому сначала

разбирается и простукивается каждый элемент песенки. Затем всё соединяется. Причём, педагог

лишь на первых уроках разъясняет сам, что и как делать. В дальнейшем предполагается, что

ученики разбирают пример сами. Конечно, работу с видеоклипами надо начинать после небольшой

подготовки.

Таким

этапом

могут

вполне

стать

более

статичные

элементы

урока,

в

частности

презентации. Например, презентация «Ритмическое лото», которое целесообразно вводить уже на

первых уроках, потому что она уже наглядно показывает разницу между короткими и долгими

звуками. Параллельно с этим ряд педагогов, в частности Г.Ф.Калинина, предлагают для освоения

ритма

стихи,

что

также

заинтересовывает

детей.

Опять-таки

здесь

используются

карточки-

раздаточный материал. Педагог помогает детям разобрать стихотворение, простучать его ритм, и

лишь после этого оформить длительностями. Следующий этап работы с ритмом карточки-примеры.

От учеников требуется правильно разделить на такты. Каждая карточка представляет собой блок,

содержащий три примера на 2/4, ¾ и 4/4. Разумеется, материал подбирается от простого к сложному,

учитывая программу. Но порабатываются все три размера одонвременно. Данный вид работы

целесообразно вводить со второго полугодия первого класса. После того, как группировка решена,

все примеры оттуда подвергаются ритмической сольмизации. В старших классах допускается как

вариант создание дома своего ритмического блока и предложение его для класса. Опять-таки после

решения блок ритмически сольмизируется. Одна из форм ритмической работы, которая нравится

ученикам – работа с долями такта. В течении обучения в музыкальной школе дети чётко должны

усвоить различия между размерами 2/4, 3\4, 4/4. Как основа польки, марша и танца. Освоение долей

лучше всего проводить на примерах «живой музыки». При отстукивании долей, а

затем и

дирижируя, ученики начинают чувствовать музыку, пропускать её через себя, чувствовать ритм

произведения. Здесь также важно, чтобы работал не только учитель на уроке, но и ученики, опять по

принципу ученик-класс. Учитель здесь только подсказывает. Кроме того, каждый музыкальный

фрагмент

прежде

чем

начинать

ритмическую

работу,

каждый

пример

достаточно

подробно

разбирается. Чуть позже постепенно можно вводить ритмическое двухголосие. Поначалу просто как

нанизывание простого ритмического рисунка на доли, затем постепенно вводить дробление долей,

но сам ритмический аккомпанемент должен быть остинатным.

Ещё

одной

формой

работы

на

уроке

сольфеджио

является

слуховой

анализ.

От

совершенно

примитивных элементов, таких как количество сыгранных звуков, лады и аккорды по окраске

вполне реально перейти к игре типа «Угадай мелодию», когда дети,слыша фрагмент минусовки

детской песни, пытаются её угадать. Отгаданную песенку можно спеть. Таким образом помимо

развития памяти развивается и слух. В старших классах фрагмент отгаданной песенки можно

использовать как материал для сольфеджирования.

Теоретический материал. Прежде всего должен идти в соответствии с программой и использоваться

по возможности во всех частях урока и формах работы. Собственно теория должна идти как

объяснение

материала,

всё

остальное

как

уточнение,

пояснение

по

ходу

урока.

Например,

целесообразно начинать урок с небольшой разминки по правилам. Это дисциплинирует группу,

заставляет

таки

правила

учить.

С

другой

стороны,

начиная

интонационную

работу

вполне

возможно спросить, что такое лад, гамма, виды ладов, ключевые, случайные знаки. Работая с

цепочками

интервалов

и

аккордов

по

ходу

спрашивается

вся

терминология.

Для

собственно

объяснения

материала

по

разным

темам

существуют

прежде

всего

различные

презентации

и

видеоуроки. Однако, здесь педагог должен прежде всего сам отслеживать материал, вникая в его

возможности.

Например,

существует

несколько

презентаций

о

создании

нотации,

что

весьма

интересно

младшим

школьникам.

Так

преподаватель

Наталья

Анисимова

создала

видеокурс

«Музыкальная грамота для начинающих», отдельные уроки из которого можно использовать как

иллюстративный материал не только у младших, но и у более старших школьников. Правда,

принципиально нового ничего она не рассказывает, но иногда даже подобные вещи способны

активизировать мышление учеников. Кроме того, для совсем маленьких, 6-7 летних учеников

хорошим подспорьем для изучения музыкальной грамоте будет передача «Шишкина школа», где в

форме игры разбираются основные сведения по теории. К тому же занимательным уроком может

стать и контрольный опрос по сольфеджио. В классическом варианте нам предлагают тесты разного

уровня

по

материалам

каждого

класса

(А.Вахромеева),

Г.Ф.Калинина

предлагает

итоговые

контрольные работы по каждому классу, но кроме этого есть и кроссворды, которые можно давать в

качестве домашнего задания, тесты-раскраски, весёлые задания для младших школьников.



В раздел образования