Авторы: Андриянова Татьяна Ивановна, Юрко Надежда Кононовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 3 "Сказка"
Населённый пункт: Городской округ Власиха
Наименование материала: статья
Тема: «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 3 «Сказка»
городского округа Власиха Московской области
Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей
группы детского сада.
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ
ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Подготовили воспитатели:
Андриянова Т. И.
Юрко Н. К.
п. Власиха 2018г.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания
детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые
для успешного умственного развития; появляется, способность
сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь
на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель
побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое
условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач
которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в
равной мере овладевают этими качествами.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей
внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих
возможностей делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, воспитатель закладывает
первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.
Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в
занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать
взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными
знаками. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем
виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и
др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и
явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно
действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу
занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки,
матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться
палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой
деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и
некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для
эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление
дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям
воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых
занятий прямо направлено на выполнение задач художественного
воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п. Поэтому очень
важно, что музыкальный и литературный материал был подлинно
художественным.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее
настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то
новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то
сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми
действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного
развития детей на ступени раннего возраста, и имеют большое значение для
дальнейшего воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4 –е изд., исп. И доп. – М.:
Москва – Синтез, 2006. – 232 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников – М.: Просвещение.1991.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. – М.: Просвещение , 1988.
4. Журнал Дошкольная педагогика №6(55) август 2009.Петербургский научно
– практический журнал.