Напоминание

"Из Букварины в страну Литературию"


Автор: Кузнецова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мало–Вязёмская СОШ
Населённый пункт: р. п. Большие Вязёмы, Одинцовский район, Московская область
Наименование материала: классный час
Тема: "Из Букварины в страну Литературию"
Раздел: начальное образование





Назад




Из Букварины в страну Литературию

(Звучит музыка. Появляется королева Азбука.)

Азбука: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева

Азбука,

а

все

буквы,

с

которыми

вы

познакомились

на

уроках,

мои

подданные.

Мы

все

-

жители

волшебной

страны

Букварины,

которая

расположена на страницах вашего букваря.

Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг, в

страну Литературию.

Я пришла проводить вас. Пришла со мной и моя королевская

дружина: все 33 мои богатыря. Это буквы. Сейчас мы проведем перекличку –

по очереди будем называть все буквы алфавита.»

1 – й конкурс «Живая буква»

Зал: а, б, в, г…. (буквы выбегают и становятся в ряд)

Азбука: «Послушайте, что они о себе расскажут».

А А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Б Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В Вот буква В видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Г Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Д Этот домик – буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

Е На дворе – такая жалость!

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ё Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Ж Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издает жужжащий звук.

[ Ж – ж – ж.]

З З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

1

И Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула –

К правой ножке пристегнула.

Й Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

К На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Л Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Н На букве Н

Я как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки!

О О как обруч, захочу –

По дороге покачу.

Обруч на арене вспыхнет,

Тигр в него отважно прыгнет.

П Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди, да подтянись.

Р Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь.

С Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Т Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

У Буква У совсем проста:

Тянет рожки из хвоста.

Ф Всем известно без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас,

Не отнимет Карабас.

Х Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Ц Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

2

Ч Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как 4.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Щ Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лёг.

Ъ Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам!

Ы Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы – все мы знать её должны.

Ь Буква Р перевернулась

Мягким знаком обернулась.

Э Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

Ю Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква Ю.

Я Всем на свете буква Я

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово.

Азбука.

- Перед вами все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и

помощники. А сейчас спросим, кто из них сегодня дежурный?

(Выходят А и Б)

- Это буквы, обозначающие наши классы. Сколько слов, начинающихся с

этих букв, вы знаете? (Классы называют слова на А и Б. Азбука раздает

жетоны.)

2 – й конкурс (1 этап)

Азбука.

- Буквы вы знаете. Но из букв надо уметь составлять слова. Сейчас вы

получите по 2 карточки каждый класс. На них нарисован предмет. Слова вы

составите из живых букв. Выбирайте необходимые буквы и ставьте их в

нужном порядке.

3

(От

каждого

класса

по

2

человека.

На

карточках:

дом,

жук,

шар,

лес.)

(Жетоны за скорость.)

(2 этап)

Азбука.

-

Молодцы!

Посмотрите

на

слова

и

запомните.

Первые

буквы

слов

возвращаются в алфавит.

Надо придумать новые слова из оставшихся букв, а также из тех, которых я

попрошу вам помочь. Помогают буквы Т, П, Л, В. из них надо выбрать 1

необходимую вам, чтобы получилось новое слово. Подставьте их на место 1-

й буквы.

(Дом-том, шар-пар, жук-лук, лес-вес)

(Азбука оценивает)

Азбука.

- Спасибо, буквы. Наш следующий конкурс…

(В это время вбегает Незнайка.)

Незнайка.

- Ваше Величество! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами

на каждой странице букваря побывал, я теперь знаю все буквы, все слова. Я

даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

3-й конкурс.

Азбука.

-

Ну, как, ребята, послушаем? Следующий конкурс «Незнайкины стихи».

Слушайте, и если Незнайка ошибется, поправьте его.

Незнайка.

- Ну, слушайте. Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Азбука.

- Кого-кого? Какое слово здесь должно быть, ребята?

Зал: «Грачей!»

Незнайка.

- Ну, подумаешь разочек ошибся. Слушайте дальше.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

- Ну что? Опять ошибка? Не может быть! А как надо?

Зал: «Чайки!»

Незнайка.

- Тогда другое прочитаю. Вчера выучил.

Говорят один рыбак,

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

- Почему смеётесь и не хлопаете? Неужели я опять не так сказал?

Зал: «Сом, а не дом!»

Незнайка.

- Ну, понял-понял. Слушайте дальше.

4

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

10 цапель перед сном.

Зал: «Капель!»

Азбука.

-

Эх, Незнайка, стихи заучивать не так-то просто. А ты опять допустил

ошибку. Поможем Незнайке!

- Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные Шибаевым. Я

начну, а заканчивать будете вы.

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Видел Настю я сейчас,

Настя ходит в 1-й класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова здрасьте.

А слово-то какое –

Очень дорогое.

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но – представьте – зря от Вити,

Ждал я слова извините.

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил.

Вижу – очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы спасибо.

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Азбука.

- Молодцы, ребята! Хорошие и важные в жизни слова вы вспомнили.

- Давайте вместе споем песенку «Чему учат в школе».

Незнайка.

- Я вам загадки сейчас загадаю, и не простые. Это кроссворд. (На доске)

азбука

ученик

учительница

глобус

букварь

5

Азбука.

-- Можно 1-е слово угадаю я? А ребята посмотрят, что и как нужно делать?

Незнайка.

- Пожалуйста.

Итак, вопрос 1-й.

33 богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты,

Ты на всё найдешь ответы.

Но, скажи-ка, нам пока,

Как зовут их? (АЗБУКА)

Незнайка.

-

Правильно, ваше Величество!

А теперь вопрос к 1 «А»:

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, всё ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто он? ( Это УЧЕНИК)

- Ответ принят. Следующий вопрос 1 «Б»:

Когда приходим мы в свой класс,

Она встречает первой нас.

Она добра, хоть и бывает строгой,

В мир знаний открывая нам дорогу.

Кто это? Назовите. (УЧИТЕЛЬНИЦА)

- Правильно! Ещё вопрос:

Путешествую по странам,

По морям и океанам,

И по суше и средь вод,-

Мне не нужен пароход,

Поезд, самолет, автобус,

Потому что есть, друзья,

Шар волшебный у меня,

Называется он (ГЛОБУС)

- Хорошо, и последний вопрос:

У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка – заветная книжка.

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем (БУКВАРЬ)

- Молодцы! Отгадали кроссворд!

Азбука.

-

Теперь

я

не

сомневаюсь,

что

вы

готовы

к

путешествию

в

страну

Литературию.

А поведут вас туда ваши любимые герои. Какие именно? Сейчас узнаем.

6

Сейчас начнется здесь парад,

К нам нынче выйдут целым строем,

Те, с кем всегда ты встрече рад, -

Твои любимые герои…

Под музыку появляется Буратино.

Буратино.

Знаю, кто уроки учит,

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, мне поверь,

Ты всегда откроешь дверь.

На страницы букваря

К вам откуда вышел я? «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Появляется Василиса Премудрая.

Василиса.

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом, проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)

Появляется Золушка.

Золушка.

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто я такая? Кто тут подскажет? (ЗОЛУШКА)

Появляются Винтик и Шпунтик.

Винтик и Шпунтик.

Прокатиться мы решили

С ветерком в автомобиле,

Правду в сказке вам сказали,

Сами мы его создали!

Ведь такого нет нигде:

Ездит он на газводе,

И сироп в нем вместо смазки.

Из какой, друзья, мы сказки? «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»

Азбука.

7

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы умеете и любите читать.

Послушайте, что могло произойти с вами, если бы вы так и не научились

читать.

Ученик.

Вот что, ребята, порою бывает

С теми, кто грамоты вовсе не знает.

Надо читать научиться скорей,

А то ты впросак попадешь, как Андрей.

Хлеба купить попросили Андрея.

Вот и пошел он, читать не умея.

Вывесок много, а мальчик - один.

Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею:

«Сядьте, я бороду вашу побрею!»

Только тогда, покраснев от стыда,

Понял Андрей, что попал не туда.

Азбука.

- Куда попал Андрей? (в парикмахерскую)

Да,

ребята,

как

всё-таки

хорошо

уметь

читать.

Послушайте

об

этом

стихотворение.

Ученик.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо умолять сестрицу:

- Ну прочитай ещё страницу!

Не надо ждать. Не надо звать,

А просто взять и прочитать.

Азбука. Сегодня вы прощаетесь со своим букварем и отправляетесь в страну

Литературию с другой книгой. В добрый путь, друзья!

8



В раздел образования