Автор: Кузнецова Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мало–Вязёмская СОШ
Населённый пункт: р. п. Большие Вязёмы, Одинцовский район, Московская область
Наименование материала: классный час
Тема: "Из Букварины в страну Литературию"
Раздел: начальное образование
Из Букварины в страну Литературию
(Звучит музыка. Появляется королева Азбука.)
Азбука: «Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я королева
Азбука,
а
все
буквы,
с
которыми
вы
познакомились
на
уроках,
мои
подданные.
Мы
все
-
жители
волшебной
страны
Букварины,
которая
расположена на страницах вашего букваря.
Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг, в
страну Литературию.
Я пришла проводить вас. Пришла со мной и моя королевская
дружина: все 33 мои богатыря. Это буквы. Сейчас мы проведем перекличку –
по очереди будем называть все буквы алфавита.»
1 – й конкурс «Живая буква»
Зал: а, б, в, г…. (буквы выбегают и становятся в ряд)
Азбука: «Послушайте, что они о себе расскажут».
А А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Б Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В Вот буква В видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д Этот домик – буква Д.
В домике – окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
Е На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает жужжащий звук.
[ Ж – ж – ж.]
З З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
1
И Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.
Й Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
К На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Л Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Н На букве Н
Я как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки!
О О как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет,
Тигр в него отважно прыгнет.
П Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
- Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди, да подтянись.
Р Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
С Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
У Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.
Ф Всем известно без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас,
Не отнимет Карабас.
Х Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Ц Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
2
Ч Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как 4.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ Щ – играющий щенок.
Кверху лапками он лёг.
Ъ Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам!
Ы Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы – все мы знать её должны.
Ь Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась.
Э Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
Я Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква, слог и слово.
Азбука.
- Перед вами все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и
помощники. А сейчас спросим, кто из них сегодня дежурный?
(Выходят А и Б)
- Это буквы, обозначающие наши классы. Сколько слов, начинающихся с
этих букв, вы знаете? (Классы называют слова на А и Б. Азбука раздает
жетоны.)
2 – й конкурс (1 этап)
Азбука.
- Буквы вы знаете. Но из букв надо уметь составлять слова. Сейчас вы
получите по 2 карточки каждый класс. На них нарисован предмет. Слова вы
составите из живых букв. Выбирайте необходимые буквы и ставьте их в
нужном порядке.
3
(От
каждого
класса
по
2
человека.
На
карточках:
дом,
жук,
шар,
лес.)
(Жетоны за скорость.)
(2 этап)
Азбука.
-
Молодцы!
Посмотрите
на
слова
и
запомните.
Первые
буквы
слов
возвращаются в алфавит.
Надо придумать новые слова из оставшихся букв, а также из тех, которых я
попрошу вам помочь. Помогают буквы Т, П, Л, В. из них надо выбрать 1
необходимую вам, чтобы получилось новое слово. Подставьте их на место 1-
й буквы.
(Дом-том, шар-пар, жук-лук, лес-вес)
(Азбука оценивает)
Азбука.
- Спасибо, буквы. Наш следующий конкурс…
(В это время вбегает Незнайка.)
Незнайка.
- Ваше Величество! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами
на каждой странице букваря побывал, я теперь знаю все буквы, все слова. Я
даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
3-й конкурс.
Азбука.
-
Ну, как, ребята, послушаем? Следующий конкурс «Незнайкины стихи».
Слушайте, и если Незнайка ошибется, поправьте его.
Незнайка.
- Ну, слушайте. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Азбука.
- Кого-кого? Какое слово здесь должно быть, ребята?
Зал: «Грачей!»
Незнайка.
- Ну, подумаешь разочек ошибся. Слушайте дальше.
Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
- Ну что? Опять ошибка? Не может быть! А как надо?
Зал: «Чайки!»
Незнайка.
- Тогда другое прочитаю. Вчера выучил.
Говорят один рыбак,
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
- Почему смеётесь и не хлопаете? Неужели я опять не так сказал?
Зал: «Сом, а не дом!»
Незнайка.
- Ну, понял-понял. Слушайте дальше.
4
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном.
Зал: «Капель!»
Азбука.
-
Эх, Незнайка, стихи заучивать не так-то просто. А ты опять допустил
ошибку. Поможем Незнайке!
- Сейчас мы с вами будем вспоминать стихи, написанные Шибаевым. Я
начну, а заканчивать будете вы.
Дядя Саша огорчён.
Рассказал он вот о чём:
Видел Настю я сейчас,
Настя ходит в 1-й класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова здрасьте.
А слово-то какое –
Очень дорогое.
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но – представьте – зря от Вити,
Ждал я слова извините.
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Он про внучку говорил:
- Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу – очень рада.
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы спасибо.
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Азбука.
- Молодцы, ребята! Хорошие и важные в жизни слова вы вспомнили.
- Давайте вместе споем песенку «Чему учат в школе».
Незнайка.
- Я вам загадки сейчас загадаю, и не простые. Это кроссворд. (На доске)
азбука
ученик
учительница
глобус
букварь
5
Азбука.
-- Можно 1-е слово угадаю я? А ребята посмотрят, что и как нужно делать?
Незнайка.
- Пожалуйста.
Итак, вопрос 1-й.
33 богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдешь ответы.
Но, скажи-ка, нам пока,
Как зовут их? (АЗБУКА)
Незнайка.
-
Правильно, ваше Величество!
А теперь вопрос к 1 «А»:
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? ( Это УЧЕНИК)
- Ответ принят. Следующий вопрос 1 «Б»:
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывая нам дорогу.
Кто это? Назовите. (УЧИТЕЛЬНИЦА)
- Правильно! Ещё вопрос:
Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше и средь вод,-
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он (ГЛОБУС)
- Хорошо, и последний вопрос:
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка – заветная книжка.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем (БУКВАРЬ)
- Молодцы! Отгадали кроссворд!
Азбука.
-
Теперь
я
не
сомневаюсь,
что
вы
готовы
к
путешествию
в
страну
Литературию.
А поведут вас туда ваши любимые герои. Какие именно? Сейчас узнаем.
6
Сейчас начнется здесь парад,
К нам нынче выйдут целым строем,
Те, с кем всегда ты встрече рад, -
Твои любимые герои…
Под музыку появляется Буратино.
Буратино.
Знаю, кто уроки учит,
Ключик золотой получит.
С ним в мир знаний, мне поверь,
Ты всегда откроешь дверь.
На страницы букваря
К вам откуда вышел я? «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Появляется Василиса Премудрая.
Василиса.
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом, проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)
Появляется Золушка.
Золушка.
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (ЗОЛУШКА)
Появляются Винтик и Шпунтик.
Винтик и Шпунтик.
Прокатиться мы решили
С ветерком в автомобиле,
Правду в сказке вам сказали,
Сами мы его создали!
Ведь такого нет нигде:
Ездит он на газводе,
И сироп в нем вместо смазки.
Из какой, друзья, мы сказки? «ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ»
Азбука.
7
- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы умеете и любите читать.
Послушайте, что могло произойти с вами, если бы вы так и не научились
читать.
Ученик.
Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то ты впросак попадешь, как Андрей.
Хлеба купить попросили Андрея.
Вот и пошел он, читать не умея.
Вывесок много, а мальчик - один.
Входит несмело Андрей в магазин.
Кто-то в халате и молвит Андрею:
«Сядьте, я бороду вашу побрею!»
Только тогда, покраснев от стыда,
Понял Андрей, что попал не туда.
Азбука.
- Куда попал Андрей? (в парикмахерскую)
Да,
ребята,
как
всё-таки
хорошо
уметь
читать.
Послушайте
об
этом
стихотворение.
Ученик.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай ещё страницу!
Не надо ждать. Не надо звать,
А просто взять и прочитать.
Азбука. Сегодня вы прощаетесь со своим букварем и отправляетесь в страну
Литературию с другой книгой. В добрый путь, друзья!
8