Напоминание

Коммуникативные умения на уроках изобразительного искусства в процессе освоения темы "Городской пейзаж в графике"


Автор: Суркова Вера Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 352 с углублённым изучением немецкого языка
Населённый пункт: Красносельского района Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативные умения на уроках изобразительного искусства в процессе освоения темы "Городской пейзаж в графике"
Раздел: среднее образование





Назад




Коммуникативные умения на уроке изобразительного искусства в

процессе освоения темы «Городской пейзаж в графике»

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность

школьника, учёт позиции других людей, партнёра по общению или

деятельности, а также способность слушать, слышать, вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу

сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с

одноклассниками и взрослыми.

После прохождения курса « Технология развития информационно

интеллектуальной компетенции» (ТРИИК) я поняла недостаточность

коммуникации обучающихся на уроках изобразительного искусства в средней

школе.

В результате была спроектирована технологическая карта по теме

«Городской пейзаж в графике», апробирована в 6 классе, проанализирована и

описаны результаты деятельности.

Весь процесс обучения по теме «Городской пейзаж в графике» разделён на

3 этапа:

I этап. Самоопределение к деятельности

II этап. Учебно-познавательная деятельность

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

На первом этапе «Самоопределение к деятельности», чтобы вызвать

интерес к изучению темы, учащимся предлагается ситуативное задание.

«В школе проводился конкурс рисунков на тему «Городской пейзаж.

Архитектурное наследие». Миша очень любит рисовать. Особенно хорошо у

него получаются графические пейзажи. Но городской пейзаж Миша ещё

пока не рисовал. Он долго размышлял: принимать ли участие в конкурсе? Но

друзья, зная, как хорошо рисует Миша, уговорили его. Прежде, чем

выполнять работу, мальчик стал изучать реальность: ходил по улицам города,

присматривался к домам, фонарным столбам, ажурным решёткам, деревьям.

Когда работа была закончена, он показал ее одноклассникам. Они высоко

оценили произведение Миши и пожелали ему занять призовое место. Но

работа Миши не оказалась среди победителей»

Почему Мишина работа не победила в конкурсе рисунков «Городской пейзаж.

Архитектурное наследие»?

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали

учебное содержание темы, которое представлено в содержательных блоках

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Задание 1 (З)

Назовите значение выражения «линия горизонта», «точка схода», «линии

схода».

Задание 2 (З)

Назовите средства выразительности в произведениях художников –

пейзажистов

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что на представленной картине изображён низкий

горизонт? Обоснуйте своё мнение

Задание 5 (У)

Сформулируйте основные правила линейной перспективы.

Школьники 6 класса с интересом изучали содержание темы, выполняя

задания на «знание», «понимание», «умение». Это способствовало

осмысленному выполнению главного задания, а также повлияло на

успешность результатов.

Результаты диагностических заданий

С контрольным заданием более 50% учащихся справились на «5» и «4» (14

человек), на «3» - 5 человек, на «2» - 3 человека.

Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что качество освоения

учебного материала школьниками хорошее.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности предполагает

использование приобретенных знаний и умений темы для выполнения

вариантов ситуативного задания. Школьники выбирали вариант задания,

способ деятельности и пытались самостоятельно выполнить его.

Результаты выполнения ситуативного задания

Всего выполняли задание 22 человека

Варианты

ситуативного

задания

Кол-во

челове

к

Получил

и оценку

«5»

Получил

и оценку

«4»

Получил

и оценку

«3»

Получил

и оценку

«2»

информативный

3

1

2

импровизационны

й

3

1

2

эвристический

16

4

5

5

2

Работы учащихся

информативный

эвристический

импровизационный

На этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности 72%

учащихся выбрали эвристический вариант задания. Причём выполняли его

индивидуально. Это говорит о завышенной самооценке детей. Они создавали

«Городской пейзаж в графике» на основе своих наблюдений и впечатлений.

В рамках изучения темы предполагается формирование коммуникативных

умений, которые могут проявляться:

-в формулировании высказываний, мнений, используя термины;

-в согласовании позиции с партнёром и находить общее решение;

-в адекватном использовании речевых средств для представления результата.

Изучение проявления коммуникативных умений

показало, что из 22 участников апробации 6 класса: ярко проявили – 7

учащихся; свободно демонстрировали – 8 человек; демонстрировали, если

побуждали взрослые – 5 учеников; не проявляли совсем – 2 человека.

На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и

полученные результаты.

Высокий уровень самоанализа проявили 12 человек, самооценки 8

школьников.

Эти показатели свидетельствуют о том, что более 30% школьников адекватно

оценивают свою учебную деятельность.

Для выполнения такой работы впервые, ребята показали неплохой результат.

Если проводить её систематически, то уровень рефлексивной деятельности

повысится

В результате апробации были очевидны изменения:

-возрос интерес к процессу освоения темы;

-возросла активность учащихся;

-появилась аргументация мнений;

-возросла самостоятельность в работе над рисунками.

Всё это способствует позитивным изменениям в развитии личностных,

регулятивных и коммуникативных умений школьников.

Использование Технологии Развития Информационно Интеллектуальной

Компетенции, технологической карты и дидактического электронного

сопровождения к ней позволяет учителю организовать эффективный процесс

обучения и обеспечить его качество.

Думаю, что использование данной технологии можно рекомендовать

коллегам.

Суркова Вера Васильевна (Учитель

изобразительного искусства ГБОУ СОШ №352Красносельского района

Санкт-Петербурга)



В раздел образования