Автор: Суркова Вера Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 352 с углублённым изучением немецкого языка
Населённый пункт: Красносельского района Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Коммуникативные умения на уроках изобразительного искусства в процессе освоения темы "Городской пейзаж в графике"
Раздел: среднее образование
Коммуникативные умения на уроке изобразительного искусства в
процессе освоения темы «Городской пейзаж в графике»
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность
школьника, учёт позиции других людей, партнёра по общению или
деятельности, а также способность слушать, слышать, вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу
сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с
одноклассниками и взрослыми.
После прохождения курса « Технология развития информационно
интеллектуальной компетенции» (ТРИИК) я поняла недостаточность
коммуникации обучающихся на уроках изобразительного искусства в средней
школе.
В результате была спроектирована технологическая карта по теме
«Городской пейзаж в графике», апробирована в 6 классе, проанализирована и
описаны результаты деятельности.
Весь процесс обучения по теме «Городской пейзаж в графике» разделён на
3 этапа:
I этап. Самоопределение к деятельности
II этап. Учебно-познавательная деятельность
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
На первом этапе «Самоопределение к деятельности», чтобы вызвать
интерес к изучению темы, учащимся предлагается ситуативное задание.
«В школе проводился конкурс рисунков на тему «Городской пейзаж.
Архитектурное наследие». Миша очень любит рисовать. Особенно хорошо у
него получаются графические пейзажи. Но городской пейзаж Миша ещё
пока не рисовал. Он долго размышлял: принимать ли участие в конкурсе? Но
друзья, зная, как хорошо рисует Миша, уговорили его. Прежде, чем
выполнять работу, мальчик стал изучать реальность: ходил по улицам города,
присматривался к домам, фонарным столбам, ажурным решёткам, деревьям.
Когда работа была закончена, он показал ее одноклассникам. Они высоко
оценили произведение Миши и пожелали ему занять призовое место. Но
работа Миши не оказалась среди победителей»
Почему Мишина работа не победила в конкурсе рисунков «Городской пейзаж.
Архитектурное наследие»?
На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивали
учебное содержание темы, которое представлено в содержательных блоках
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «линия горизонта», «точка схода», «линии
схода».
Задание 2 (З)
Назовите средства выразительности в произведениях художников –
пейзажистов
Задание 3 (П)
Можно ли утверждать, что на представленной картине изображён низкий
горизонт? Обоснуйте своё мнение
Задание 5 (У)
Сформулируйте основные правила линейной перспективы.
Школьники 6 класса с интересом изучали содержание темы, выполняя
задания на «знание», «понимание», «умение». Это способствовало
осмысленному выполнению главного задания, а также повлияло на
успешность результатов.
Результаты диагностических заданий
С контрольным заданием более 50% учащихся справились на «5» и «4» (14
человек), на «3» - 5 человек, на «2» - 3 человека.
Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что качество освоения
учебного материала школьниками хорошее.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности предполагает
использование приобретенных знаний и умений темы для выполнения
вариантов ситуативного задания. Школьники выбирали вариант задания,
способ деятельности и пытались самостоятельно выполнить его.
Результаты выполнения ситуативного задания
Всего выполняли задание 22 человека
Варианты
ситуативного
задания
Кол-во
челове
к
Получил
и оценку
«5»
Получил
и оценку
«4»
Получил
и оценку
«3»
Получил
и оценку
«2»
информативный
3
1
2
импровизационны
й
3
1
2
эвристический
16
4
5
5
2
Работы учащихся
информативный
эвристический
импровизационный
На этапе интеллектуально-преобразовательной деятельности 72%
учащихся выбрали эвристический вариант задания. Причём выполняли его
индивидуально. Это говорит о завышенной самооценке детей. Они создавали
«Городской пейзаж в графике» на основе своих наблюдений и впечатлений.
В рамках изучения темы предполагается формирование коммуникативных
умений, которые могут проявляться:
-в формулировании высказываний, мнений, используя термины;
-в согласовании позиции с партнёром и находить общее решение;
-в адекватном использовании речевых средств для представления результата.
Изучение проявления коммуникативных умений
показало, что из 22 участников апробации 6 класса: ярко проявили – 7
учащихся; свободно демонстрировали – 8 человек; демонстрировали, если
побуждали взрослые – 5 учеников; не проявляли совсем – 2 человека.
На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносили цель и
полученные результаты.
Высокий уровень самоанализа проявили 12 человек, самооценки 8
школьников.
Эти показатели свидетельствуют о том, что более 30% школьников адекватно
оценивают свою учебную деятельность.
Для выполнения такой работы впервые, ребята показали неплохой результат.
Если проводить её систематически, то уровень рефлексивной деятельности
повысится
В результате апробации были очевидны изменения:
-возрос интерес к процессу освоения темы;
-возросла активность учащихся;
-появилась аргументация мнений;
-возросла самостоятельность в работе над рисунками.
Всё это способствует позитивным изменениям в развитии личностных,
регулятивных и коммуникативных умений школьников.
Использование Технологии Развития Информационно Интеллектуальной
Компетенции, технологической карты и дидактического электронного
сопровождения к ней позволяет учителю организовать эффективный процесс
обучения и обеспечить его качество.
Думаю, что использование данной технологии можно рекомендовать
коллегам.
Суркова Вера Васильевна (Учитель
изобразительного искусства ГБОУ СОШ №352Красносельского района
Санкт-Петербурга)