Напоминание

"Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."


Автор: Подпоринова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДТДМ"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУ ДО «ДТДМ»

Доклад на тему : «

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как

условие их успешной социализации в обществе

»

Подготовила Подпоринова Елена Александровна

Педагог дополнительного образования

Норильск 2017 г.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как

условие их успешной социализации в обществе.

Введение

(Слайд 2)

Одной из главных задач является социализация детей с ограниченными

возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой

естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество -

это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий,

которые создают для этого взрослые.

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия

для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой

социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и

сформировать доверие к нему.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,

возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного

образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной

творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает

реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального

образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться

личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

(Слайд 3)

Помимо того, занимаясь во дворце дети имеют возможность принимать

активное участие в жизни творческих объединений,

(Слайд 4)

поучаствовать в

мероприятиях детских юношеских центров,

(Слайд 5)

в мероприятиях дворца, заняться

коллективной работой. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная

возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.

Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в

дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их

жизненного статуса.

Теоретическая часть

(Слайд 6)

Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения

человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно

совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит

индивидуальных, оригинальных способностей. Творчество имеет важное значение для

личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной

жизнедеятельности в будущем.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, еще большее

значение она имеет в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В

процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение

собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные

контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество

помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые

кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и

отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно

творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти

из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах

деятельности. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других

сверстников, которые есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира

приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и

т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным

препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества

понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного

восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности

ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним

из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой

немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством

надлежащего образного воздействия.

Практическая часть

Учащиеся дворца творчества имеют возможность проявлять и реализовывать свои

творческие способности посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.

Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им

трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью занятий

декоративно-прикладным творчеством стало не только дать навыки и приемы работы с

разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих

силах.

(Слайд 7)

Ведущая идея - создание комфортной среды общения, развитие

способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она

предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских

способностей, творческой индивидуальности.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях является воспитание у

детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам,

формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий

развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика(сила, амплитуда, скорость,

точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется

грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых

навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации

ребенка с проблемами в развитии.

(Слайд 8)

В программу включены различные виды творчества: изобразительное

искусство, аппликация, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи,

поделки из фетра. Творческая работа с разными художественными материалами и

техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются

необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы педагогу нужно найти различные способы и приемы включения детей в

творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение,

рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С этой

же целью и с целью социализации детей, в ходе занятия применяются различные

дидактические игры. Занятия разработаны с учетом возрастных, психо-физических

особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей

с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию,

саморазвитию и самосовершенствованию.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные

техники(рисование пластилином, свечой; коллаж с применением стружки, крупы, семян,

пуговиц, скорлупы; декупаж, комбинированная аппликация – применение войлока,

ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д).Перечисленные техники привлекательны

своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны,

активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности

для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и

совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом

индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за

привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к

самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям

избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее,

независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна

не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их

самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп

развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать

в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более

сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно

предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы

сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями,

приобщить без боязни творить и создавать.

(Слайд 9)

Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой

программой, является работа с тканью. Дети выполняют работы в различной

технике (мягкая игрушка, аппликация, коллаж, мозаика, моделирование).

Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации,

вышивке, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности

(например при сочетании цветов, фактур тканей, выбора рисунка или изображении

собственного рисунка). Предоставление учащимся возможности самостоятельного

придумывания и изготовления вещей позволяет воспитывать у них чувства вкуса,

формирует бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию

цветов, сочетанию фактур ткани помогут учащимся в дальнейшем избежать грубых

ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба,

индивидуализировать себя по стилю одежды, образу.

Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций

из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные

цветы, семена, крупа, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски,

соломка, пух, перья, скорлупа, мох и из всего этого можно сделать поделку.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое

воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления

элементов творчества.

У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать,

создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого.

Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок.

Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит

конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их

индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность

активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого

нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у

ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих

возможностях. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи,

поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то

нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с

взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям,

выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более

раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся

выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.

Выводы и рекомендации.

Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со

здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их

общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям

широту внешнего мира.

Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными

материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с

различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками,

которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и

появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от

бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности,

аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности

жизнедеятельности.

Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время

занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо,

во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на

несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-

минуток и пальчиковой гимнастики. Для более эффективного развития творческих

способностей структура занятия может выглядеть следующим образом:

1.Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и

упражнения).

Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе

Задачи:

- определить реальный уровень знаний, умений детей.

- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.

- стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития

творческих способностей.

- ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой

деятельности.

2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)

Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс

творчества и организации выполнения творческой работы занятия.

Задачи:

- развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения

- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству

3.Творческий этап – закрепление.

Цель: подведение итогов занятия.

Задачи:

- получить положительную самооценку детей

-осознать и поверить в свои возможности

Этап является подведением итогов работы. Включает в себя оформление линии

выставок, защиту своей работы.

(Слайд 10)

В целом, работа т/о позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый

положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное

общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию

ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая

творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в

социуме.



В раздел образования