Автор: Подпоринова Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДТДМ"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе."
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО «ДТДМ»
Доклад на тему : «
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как
условие их успешной социализации в обществе
»
Подготовила Подпоринова Елена Александровна
Педагог дополнительного образования
Норильск 2017 г.
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как
условие их успешной социализации в обществе.
Введение
(Слайд 2)
Одной из главных задач является социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой
естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество -
это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий,
которые создают для этого взрослые.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия
для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой
социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и
сформировать доверие к нему.
Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание,
возможность творчества. И эту проблему можно решить через занятия дополнительного
образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной
творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает
реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального
образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться
личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.
(Слайд 3)
Помимо того, занимаясь во дворце дети имеют возможность принимать
активное участие в жизни творческих объединений,
(Слайд 4)
поучаствовать в
мероприятиях детских юношеских центров,
(Слайд 5)
в мероприятиях дворца, заняться
коллективной работой. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная
возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в
дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их
жизненного статуса.
Теоретическая часть
(Слайд 6)
Что мы понимаем под словом, «путь социализации», это путь приобщения
человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно
совершить? Каким образом? Именно через развитие творческих, а значит
индивидуальных, оригинальных способностей. Творчество имеет важное значение для
личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной
жизнедеятельности в будущем.
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, еще большее
значение она имеет в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В
процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение
собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные
контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество
помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые
кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и
отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно
творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти
из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах
деятельности. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других
сверстников, которые есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира
приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и
т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным
препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества
понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного
восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности
ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним
из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой
немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством
надлежащего образного воздействия.
Практическая часть
Учащиеся дворца творчества имеют возможность проявлять и реализовывать свои
творческие способности посредством занятий декоративно-прикладным творчеством.
Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им
трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью занятий
декоративно-прикладным творчеством стало не только дать навыки и приемы работы с
разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих
силах.
(Слайд 7)
Ведущая идея - создание комфортной среды общения, развитие
способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она
предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских
способностей, творческой индивидуальности.
Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях является воспитание у
детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам,
формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий
развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика(сила, амплитуда, скорость,
точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память.
Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется
грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых
навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации
ребенка с проблемами в развитии.
(Слайд 8)
В программу включены различные виды творчества: изобразительное
искусство, аппликация, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи,
поделки из фетра. Творческая работа с разными художественными материалами и
техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и являются
необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
В ходе работы педагогу нужно найти различные способы и приемы включения детей в
творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение,
рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С этой
же целью и с целью социализации детей, в ходе занятия применяются различные
дидактические игры. Занятия разработаны с учетом возрастных, психо-физических
особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей
с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию,
саморазвитию и самосовершенствованию.
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные
техники(рисование пластилином, свечой; коллаж с применением стружки, крупы, семян,
пуговиц, скорлупы; декупаж, комбинированная аппликация – применение войлока,
ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д).Перечисленные техники привлекательны
своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны,
активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности
для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и
совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом
индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за
привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к
самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям
избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее,
независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна
не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп
развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать
в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более
сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно
предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы
сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями,
приобщить без боязни творить и создавать.
(Слайд 9)
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой
программой, является работа с тканью. Дети выполняют работы в различной
технике (мягкая игрушка, аппликация, коллаж, мозаика, моделирование).
Проводимая работа позволяет развивать умения отражать в рисунке, аппликации,
вышивке, лоскутной технике собственные элементарные творческие способности
(например при сочетании цветов, фактур тканей, выбора рисунка или изображении
собственного рисунка). Предоставление учащимся возможности самостоятельного
придумывания и изготовления вещей позволяет воспитывать у них чувства вкуса,
формирует бережное отношение к труду. Полученные на занятиях умения по сочетанию
цветов, сочетанию фактур ткани помогут учащимся в дальнейшем избежать грубых
ошибок в сочетании вещей при формировании собственного гардероба,
индивидуализировать себя по стилю одежды, образу.
Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций
из сухих растений. Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные
цветы, семена, крупа, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски,
соломка, пух, перья, скорлупа, мох и из всего этого можно сделать поделку.
Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое
воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления
элементов творчества.
У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать,
создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого.
Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок.
Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит
конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их
индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность
активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого
нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у
ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих
возможностях. При выполнении заданий детям оказываю разные виды помощи,
поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то
нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с
взрослым. Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям,
выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более
раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся
выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости.
Выводы и рекомендации.
Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со
здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их
общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям
широту внешнего мира.
Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными
материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с
различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками,
которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и
появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от
бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности,
аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности
жизнедеятельности.
Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время
занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо,
во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на
несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-
минуток и пальчиковой гимнастики. Для более эффективного развития творческих
способностей структура занятия может выглядеть следующим образом:
1.Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и
упражнения).
Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе
Задачи:
- определить реальный уровень знаний, умений детей.
- построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.
- стимулировать познавательный интерес детей с ОВЗ как условия дальнейшего развития
творческих способностей.
- ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой
деятельности.
2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)
Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс
творчества и организации выполнения творческой работы занятия.
Задачи:
- развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения
- привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству
3.Творческий этап – закрепление.
Цель: подведение итогов занятия.
Задачи:
- получить положительную самооценку детей
-осознать и поверить в свои возможности
Этап является подведением итогов работы. Включает в себя оформление линии
выставок, защиту своей работы.
(Слайд 10)
В целом, работа т/о позволяет каждому ребёнку с ОВЗ получать свой первый
положительный опыт социализации, дать им возможность войти в современное
общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию
ребёнка, помогает ему стать активной, гармонично развитой личностью. Развивая
творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в
социуме.