Напоминание

"Современные подходы к нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников. Тема патриотизма в музыке"


Автор: Авилова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников. Тема патриотизма в музыке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников.

Тема патриотизма в музыке.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал».

К. М. Симонов

Проблема воспитания гражданина – патриота древняя, как мир.

Стремительно меняется жизнь, и вместе с ней меняемся мы сами.

В настоящее время Россия претерпевает ряд сложных изменений, не только

во внешней политике, но и непосредственно внутри самого государства:

искажение исторических событий;

бездуховность современной массовой культуры;

возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и

наркомания в подростковой среде

кризис семьи и семейного воспитания

экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение

вредными для здоровья детей шумами.

Поэтому, «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» выделяет среди

прочих приоритетов - формирование у детей высокого уровня духовно –

нравственного развития.

Само по себе патриотическое чувство не возникает. Это результат

длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,

начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте формируются

задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С внедрением ФГОС ДО, круг задач музыкального воспитания и развития

ребенка в дошкольном детстве расширяется. Эта задача, связанная с

вхождением ребенка в мир музыки, развитием музыкальной эрудиции и

культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду

искусства, музыкальным традициям и праздникам. А также задачи, связанные

с развитием опыта духовно – нравственного восприятия музыкальных

произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и

чувствам.

Музыка является богатейшим полем для развития нравственно –

патриотических чувств ребенка. Поскольку она способна воздействовать на

чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его

нравственный и духовный мир.

Процесс восприятия музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает

душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает

на волну радости, счастья, удовольствия.

Большими художественными достоинствами и высокой познавательной

ценностью обладают музыкальные произведения великих русских и

советских композиторов, русские народные песни, предлагаемые нам ООП

(общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией

Вераксы). Воспитанники осваивают бесценный культурный опыт поколений,

осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского

народа, воспевание красоты родной природы. Посредством народной музыки

дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного

музыкального творчества.

Работая с современными детьми, появилась потребность в использование

новых подходов к формированию духовно – нравственных ценностей:

1.У нас, как у специалистов, появились широкие возможности использования

дополнительного репертуара.

Так в своей работе, я смело включаю музыкальные произведения

наших композиторов – современников: А. Журбина, Л. Олифировой, С.

И Ек. Железновых, Т.Морозовой, З.Роот и др..

Красота природы Самарского края, гордость за свою землю и широту душ,

живущих здесь людей, вдохновляют наших земляков на создание

талантливых произведений. Я знакомлю детей с музыкой самарских

композиторов: В. Банковским «Гимн Самаре»; Вас. Максимовым – хоровой

цикл «Времена года», музыка к сказкам «Аленький цветочек», «Морозко»;

слушаем песни в исполнении «Волжского народного хора им. П.

Милославова»; нашей коллеги С. Юровой «Моя Самара», «Детский сад – мир

добрых сказок!». Светлана Петровна входит в Самарскую организацию

Союза композиторов России!

2.Большим помощником для меня стали неисчерпаемые возможности

мультимедийного оборудования. Например, презентации, викторины,

интерактивные музыкальные игры, виртуальные экскурсии по различным

музеям и достопримечательностям, возможность просмотра фильмов,

хроники, я использую на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

3.Удивительное открытие для меня - детский игровой парашют. Я использую

его в различных играх, этюдах. Он может быть и планетой, и целым

космосом, океаном, ветром, каруселью, машиной времени, колесом эпохи и

многим другим.

4.В свободной деятельности детей, на прогулке использую флешмоб – новая

форма работы.

5.Создание творческой группы.

Залог успешного формирования нравственных ориентиров личности

воспитанников возможен при условии:

взаимодействия всех участников образовательного процесса ДОУ,

расширения сети социального партнерства с учреждениями культуры:

ДК «Чайка», Самарская Филармония, Театры Самары, Музыкально-

хоровая школа №4;

с Кадетским корпусом;

с библиотеками;

с генторологическим центром – дом для престарелых.

единства понимания цели,

единства воспитательного воздействия,

использования всех образовательных ресурсов.

Поэтому, начинаем свою работу с составления комплексно – тематического

планирования, где отражаем различные формы работы.

План работы музыкального руководителя по патриотическому воспитанию.

Система нравственно – патриотического воспитания в ДОУ – это

взаимодействие с педагогами, узкими специалистами, с родителями, детьми.

В дальнейшем, я планирую работу по данной теме, поскольку считаю, что

встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитывать

чувство любви к родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами

зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет

богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.



В раздел образования