Автор: Авилова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 65" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников. Тема патриотизма в музыке"
Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.
Тема патриотизма в музыке.
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал».
К. М. Симонов
Проблема воспитания гражданина – патриота древняя, как мир.
Стремительно меняется жизнь, и вместе с ней меняемся мы сами.
В настоящее время Россия претерпевает ряд сложных изменений, не только
во внешней политике, но и непосредственно внутри самого государства:
искажение исторических событий;
бездуховность современной массовой культуры;
возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и
наркомания в подростковой среде
кризис семьи и семейного воспитания
экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение
вредными для здоровья детей шумами.
Поэтому, «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» выделяет среди
прочих приоритетов - формирование у детей высокого уровня духовно –
нравственного развития.
Само по себе патриотическое чувство не возникает. Это результат
длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная с самого детства. Именно в дошкольном возрасте формируются
задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
С внедрением ФГОС ДО, круг задач музыкального воспитания и развития
ребенка в дошкольном детстве расширяется. Эта задача, связанная с
вхождением ребенка в мир музыки, развитием музыкальной эрудиции и
культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду
искусства, музыкальным традициям и праздникам. А также задачи, связанные
с развитием опыта духовно – нравственного восприятия музыкальных
произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и
чувствам.
Музыка является богатейшим полем для развития нравственно –
патриотических чувств ребенка. Поскольку она способна воздействовать на
чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его
нравственный и духовный мир.
Процесс восприятия музыки обладает катарсической функцией, т.е. очищает
душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает
на волну радости, счастья, удовольствия.
Большими художественными достоинствами и высокой познавательной
ценностью обладают музыкальные произведения великих русских и
советских композиторов, русские народные песни, предлагаемые нам ООП
(общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией
Вераксы). Воспитанники осваивают бесценный культурный опыт поколений,
осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского
народа, воспевание красоты родной природы. Посредством народной музыки
дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного
музыкального творчества.
Работая с современными детьми, появилась потребность в использование
новых подходов к формированию духовно – нравственных ценностей:
1.У нас, как у специалистов, появились широкие возможности использования
дополнительного репертуара.
Так в своей работе, я смело включаю музыкальные произведения
наших композиторов – современников: А. Журбина, Л. Олифировой, С.
И Ек. Железновых, Т.Морозовой, З.Роот и др..
Красота природы Самарского края, гордость за свою землю и широту душ,
живущих здесь людей, вдохновляют наших земляков на создание
талантливых произведений. Я знакомлю детей с музыкой самарских
композиторов: В. Банковским «Гимн Самаре»; Вас. Максимовым – хоровой
цикл «Времена года», музыка к сказкам «Аленький цветочек», «Морозко»;
слушаем песни в исполнении «Волжского народного хора им. П.
Милославова»; нашей коллеги С. Юровой «Моя Самара», «Детский сад – мир
добрых сказок!». Светлана Петровна входит в Самарскую организацию
Союза композиторов России!
2.Большим помощником для меня стали неисчерпаемые возможности
мультимедийного оборудования. Например, презентации, викторины,
интерактивные музыкальные игры, виртуальные экскурсии по различным
музеям и достопримечательностям, возможность просмотра фильмов,
хроники, я использую на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.
3.Удивительное открытие для меня - детский игровой парашют. Я использую
его в различных играх, этюдах. Он может быть и планетой, и целым
космосом, океаном, ветром, каруселью, машиной времени, колесом эпохи и
многим другим.
4.В свободной деятельности детей, на прогулке использую флешмоб – новая
форма работы.
5.Создание творческой группы.
Залог успешного формирования нравственных ориентиров личности
воспитанников возможен при условии:
взаимодействия всех участников образовательного процесса ДОУ,
расширения сети социального партнерства с учреждениями культуры:
ДК «Чайка», Самарская Филармония, Театры Самары, Музыкально-
хоровая школа №4;
с Кадетским корпусом;
с библиотеками;
с генторологическим центром – дом для престарелых.
единства понимания цели,
единства воспитательного воздействия,
использования всех образовательных ресурсов.
Поэтому, начинаем свою работу с составления комплексно – тематического
планирования, где отражаем различные формы работы.
План работы музыкального руководителя по патриотическому воспитанию.
Система нравственно – патриотического воспитания в ДОУ – это
взаимодействие с педагогами, узкими специалистами, с родителями, детьми.
В дальнейшем, я планирую работу по данной теме, поскольку считаю, что
встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитывать
чувство любви к родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами
зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет
богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.