Автор: Суркова Вера Васильевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 352 с углублённым изучением немецкого языка
Населённый пункт: Красносельского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: Разработка уроков изобразительного искусства по технологии развития информационно интеллектуальной компетенции
Тема: "Городской пейзаж в графике"
Раздел: среднее образование
Технология развития информационно интеллектуальной компетенции (ТРИИК)
Технологическая карта по изобразительному искусству на тему «Городской пейзаж в графике» в 6 классе
Автор разработки
: В. В. Суркова
Тема
Городской пейзаж в графике (2 часа)
Цели
Сформировать представление о городском пейзаже в графике.
Ввести:
- правило перспективы;
- правило деления пространства на планы;
- этапы работы над городским пейзажем.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Актуализация понятия «графика», «зарисовка», «пейзаж», и их образцы в творчестве известных художников.
Актуализация
назначения
графического
пейзажа,
многообразия
графических
техник,
выразительности.
Введение понятия «городской пейзаж». Наблюдение за развитием городского пейзажа в истории искусства.
Введение понятия «линейная и воздушная перспектива».
Определение значения пейзажей старинной Москвы
и Санкт-Петербурга для современной культуры.
Термины и понятия
Виды пейзажной графики (зарисовки, наброски, гравюра, граттаж). Горизонт, городской пейзаж, жанры
изобразительного искусства, линейная и воздушная перспектива, средства выразительности, техника
исполнения.
Планируемый результат
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
- желание помочь Мише;
-
позитивное
отношение
к
процессу
создания
пейзажа
в
графике;
-
о с о з н а н и е
с о б с т в е н н о й
успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение слов «гравюра», «граттаж», линия горизонта»; «точка
схода»; «линии схода» и использовать их в активном словаре;
- определять технику исполнения графического изображения и обосновывать
свое мнение;
- определять условия изображения реальности и обосновывать свое мнение.
обосновывать свое мнение;
-
определять
средство
выразительности,
высокий
и
низкий
горизонт
в
произведениях художников-пейзажистов и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания при создании городского пейзажа в
графике.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-
соотносить учебные действия с правилами работы над городским
пейзажем в графике;
Предметные умения
- рассказывать о
произведениях графического
пейзажа;
- выполнять зарисовки
городской улицы, используя
любую графическую технику.
- определять городской
пейзаж среди изображений,
выполненных в разной
технике.
- выполнять изображения
перспективных сокращений в
зарисовках наблюдаемого
пространства;
- изображать пространство,
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
-
выполнять
городской
пейзаж в графике.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
История.
Тема
«Культура
России
первой
половины 19 века».
Информационный материал
Учебник «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека».6класс.
Автор Л. А. Неменская. 2013г.,
Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. Искусство в
жизни человека» Л. А. Неменская, Полякова, Мухина.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Репродукции произведений художников-пейзажистов, выполненные в разных
техниках.
Репродукции гравюр и пейзажных произведений Петербурга и Москвы 18 –
19 веков.
Правила построения перспективы.
Интерактивный материал
Электронная презентация
Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
•
Мотивировать
учащихся
к
изучению темы.
•
Стимулировать
эмоционально-
ценностное отношение к проблеме
Миши.
В школе проводился конкурс рисунков на тему «Городской пейзаж.
Архитектурное наследие». Миша очень любит рисовать. Особенно хорошо у
него получаются графические
пейзажи. Но городской пейзаж Миша ещё
пока не рисовал. Он долго размышлял: принимать ли участие в конкурсе? Но
друзья,
зная,
как
хорошо
рисует
Миша,
уговорили
его. Прежде,
чем
выполнять работу, мальчик стал изучать реальность: ходил по улицам города,
присматривался к домам, фонарным столбам, ажурным решёткам, деревьям. А
когда работа была закончена, то показал ее одноклассникам. Они высоко
оценили произведение Миши и пожелали ему удачи занять призовое место.
Личностные умения:
-
п р о я в л я т ь
и н т е р е с
к
изучению
темы
и
желание
помочь Мише.
2
Но работа Миши не оказалась среди победителей. (Учитель предлагает
школьникам посмотреть рисунок Миши).
Ребята, почему Мишина работа не победила в конкурсе рисунков
«Городской пейзаж. Архитектурное наследие»?
Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает,
что
они
пока
не
имеют
определенных
знаний
и
умений
убедительно
представить свою позицию.
Есть ли у вас желание научиться изображать городской пейзаж, чтобы
помочь Мише реализовать свой замысел?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат
Блок А. Городской пейзаж
Цели:
• Актуализировать знания:
- о пейзаже как о жанре
изобразительного искусства;
- о графических техниках;
- о понятии «городской пейзаж»;
- ввести исторические сведения о
городском пейзаже.
• Научить:
-
определять технику исполнения
графического
изображения
и
обосновывать свое мнение;
- определять условия изображения
реальности и обосновывать свое
Задание 1 (З) Учебник, с. 139,164,165.166,167
Назовите значение понятий «пейзаж», «техника исполнения».
Рассмотрите изображения пейзажей и назовите техники их выполнения
(наброски пером, углём, гравюра, граттаж)
Задание 2 (П)
Можно ли назвать графикой изображение, выполненное красками?
Обоснуйте свое мнение.
Задание 3 (П)
Можно ли утверждать, что на картинах изображены пейзажи? Обоснуйте
своё мнение.
Слайд13
Диагностические задания
1. Допишите фразу.
«Городской
пейзаж
-
это
……………. .
(изображение вида города).
2.Определите современных
художников Санкт-Петербурга,
работающих в жанре
«городской пейзаж», и
подчеркните их фамилии.
(Владимир Куликов ( цвет),
Лебеднов Алексей (работает с
натуры шариковой ручкой),
3
мнение;
определять жанр «городской
пейзаж», используя
представленные изображения, и
обосновывать своё мнение;
- выполнять небольшие зарисовки
городской улицы, используя
любую графическую технику.
- определять городской пейзаж
среди изображений, выполненных
в разной технике;
- выполнять учебные задания,
используя правило перспективы,
правило деления пространства;
- формулировать высказывание,
используя термины, в рамках
учебного диалога.
. Задание 6 (З) Учебник, с.168-170
Назовите значение выражения «реальность», «городской пейзаж».
Назовите время, когда впервые появляется понятие «городской пейзаж» в
русском искусстве
Назовите первого мастера городского пейзажа и его произведения.
Задание 5 (П)
Позволяют ли старинные пейзажи Москвы и Санкт-Петербурга увидеть
реальность того времени? Обоснуйте свое мнение
Алексеев Фёдор. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской
крепости.1794 год.
Алексеев Фёдор. Красная площадь.1800 год
Сообщение учителя.
Современные художники Петербурга продолжают восхищаться видами
Юрий Бреков, Владимир
Верещагин, Азат Галимов,
Сергей Ляхович).
Познавательные умения:
- раскрывать значение слов
«гравюра», «граттаж» и
использовать их в активном
словаре;
- определять технику
исполнения графического
изображения и обосновывать
свое мнение;
- определять условия
изображения реальности и
обосновывать свое мнение;
- определять жанр «городской
п е й з а ж » ,
и с п о л ь з у я
представленные
изображения,
и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания,
используя правило
перспективы, правило деления
пространства,
Коммуникативные умения:
- формулировать
высказывание, используя
термины, в рамках учебного
диалога.
Предметные умения:
-
в ы п ол н я т ь
н е б о л ь ш и е
зарисовки
городской
улицы,
и с п о л ь з у я
л ю б у ю
графическую технику.
- определять городской
пейзаж среди изображений,
4
нашего замечательного города.
Владимир Куликов. С детства любил рисовать. Окончил педагогический
университет им. А. И. Герцена факультет художественной графики. Является
членом американской ассоциации художников. Его картины находятся в
частных собраниях разных стран. Он работает в цвете. Вот его две картины.
«Весна» и «Нарвские ворота» 2006г.
Алексей Лебеднев долгое время работал прямо на улице. Как и многие
художники зарабатывал деньги рисованием портретов с натуры горожан и
гостей города. И городские виды он изображает только реальные. Работает
обычной шариковой ручкой черного или синего цвета. Вот его работы.
«Улица Новгородская» и «Дегтярный» 2010 год.
Вот ещё работы наших соотечественников
выполненных в разной
технике.
5
Сергей Ляхович. Театральная
площадь
Азат Галимов. Мойка зимой.
Задание 7 (П)
Определите
жанр
«городской
пейзаж»,
используя
представленные
изображения. Обоснуйте своё мнение.
6
Задание 8(У)
Сделайте
зарисовки
городской
улицы,
используя
любую
графическую
технику.
7
Блок Б. Особенности работы над городским пейзажем
Цели:
• Ввести:
- понятия «линия горизонта»,
«точка схода», «линии схода»;
-
этапы
работы
над
городским
пейзажем.
• Научить:
- определять влияние положения
точки
схода
линий
на
характер
образа
городского
пейзажа,
и
обо сновывать
свое
м н е н и е ,
используя пример;
- определять условия изображения
ближних и дальних предметов и
обосновывать свое мнение;
- определять средство
выразительности - высокий и
низкий горизонт - в
произведениях художников-
пейзажистов и обосновывать свое
мнение;
-
формулировать
о с н о в н ы е
правила линейной перспективы;
- рассказывать этапы работы над
городским пейзажем.
- изображать линию горизонта,
которая является лучшим
средством выразительности
образа городского пейзажа;
- выполнять учебное задание,
используя известные правила;
- формулировать свои
высказывания, представляя свою
позицию в рамках учебного
диалога.
Сообщение учителя
Для
изображения
городского
пейзажа,
следует
учитывать
определённые правила:
- правило перспективы;
- правило деления пространства на планы.
Основные правила перспективы:
- предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;
-
параллельные
линии
сходятся
в
одной
точке
(точке
схода)
на
линии
горизонта (линии наших глаз).
Линия горизонта бывает средней, высокой и низкой, и является средством
выразительности. Например: при низкой точке зрения, когда линия горизонта
расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес, а для
передачи земных далей нужна высокая точка зрения – вид с горы.
Слайд 26
Диагностическое задание
Закончите фразы.
1.«Средство выразительности
городского пейзажа -
это…………»
(линия горизонта)
2.«На характер образа
изображаемого города влияет
положение ……… ….»
(точки схода)
Познавательные умения:
- раскрывать значение
выражения «линия
горизонта», «точка схода»;
«линии схода» и использовать
в активном словаре;
-
о п р е д е л я т ь
в л и я н и е
положения точки схода линий
на характер образа городского
пейзажа, и обосновывать свое
мнение, используя пример;
- определять условия
изображения ближних и
дальних предметов и
обосновывать свое мнение;
- определять средство
выразительности - высокий и
низкий горизонт - в
произведениях художников-
пейзажистов и обосновывать
свое мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание,
используя известные правила.
8
Художник Джон Салминен.
Низкое положение линии горизонта, которое позволяет изобразить высокие
строения.
Коммуникативные умения:
- формулировать свои
высказывания, представляя
свою позицию в рамках
учебного диалога.
Предметные умения:
- формулировать основные
правила линейной
перспективы;
- рассказывать этапы работы
над городским пейзажем.
- изображать линию
горизонта, которая является
лучшим средством
выразительности образа
городского пейзажа.
9
Художник Джон Салминен
Высокое положение линии горизонта, которое обращает наше внимание на
земную поверхность.
Положение
точки
схода
тоже
влияет
на
характер
образа
изображаемого
города.
Смещение
точки
схода
от
центра
влево
или
вправо
придаёт
изображению ощущение движения.
Для изображения пространства необходимы правила воздушной перспективы.
Основное правило: по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и
контрастность, светлеет.
10
Художники
эпохи
Возрождения
первыми
разработали
правило
деления
пространства на планы: ближний план – контрастный; средний – тона мягче;
дальний – светлый, обобщённый.
Задание 1 (З)
Назовите значение выражения «линия горизонта», «точка схода», «линии
схода».
(линия горизонта – это воображаемая прямая, условно находящаяся на
уровне глаз наблюдателя; линии схода – это линии, образующие края формы
объекта и показывающие положение объекта в перспективе; точка схода -
это точка, в которой соединяются линии схода).
Задание 2 (З)
Назовите
средства
выразительности
в
произведениях
художников
–
пейзажистов (высокий и низкий горизонт).
Задание 3 (П)
Можно ли утверждать, что на представленной картине
изображён низкий горизонт? Обоснуйте своё мнение.
Задание 4 (П)
Влияет
ли
положение
точки
схода
линий
на
характер
образа
городского
пейзажа? Обоснуйте свое мнение, используя пример.
Задание 5 (У)
Сформулируйте основные правила линейной перспективы.
Сообщение учителя
11
Этапы работы над городским пейзажем
1этап. Рисуем линию горизонта и другие линии, которые сходятся в одну
точку.
2этап.
По
линиям
схода намечаем дома. Эти линии хорошо показывают
перспективу домов, а боковые части их параллельны линии горизонта
3этап. Рисуем окна так, чтобы они были на одном уровне в перспективе. Для
этого надо из точки схода провести несколько дополнительных линий.
12
4этап. После построения, убираем вспомогательные линии и переходим к
тональному решению, используя правила воздушной перспективы.
Задание 6 (З)
Расскажите этапы работы над городским пейзажем.
Задание 7 (П)
Можно ли утверждать,
что ближние предметы надо изображать детально, а
дальние обобщённо? Обоснуйте своё мнение
Задание 8 (У)
Изобразите вариант линии горизонта, который является лучшим средством
выразительности
образа
городского
пейзажа
(линия
горизонта
на
уровне
глаз).
Блок К. Диагностика качества освоения темы
Ц е л ь
- установить
степень
усвоения темы, а именно:
- определять городской пейзаж в
графике среди изображений,
выполненных в разной технике;
- рассказывать этапы работы над
городским пейзажем.
- выполнять учебное задание,
используя известные правила;
Контрольное задание
1. Нарисуйте высокий горизонт и точку схода линий на нём так, чтобы
получилась дорога, уходящая вдаль.
2. Определите этап работы над городским пейзажем в графике, на котором:
- изображается линия горизонта и точка схода;
- изображаются элементы с учетом перспективы, и напишите их название:
……………………, ……………………
3.Отметьте
знаком
«+»
техники,
которые
применяются
в
изображении
городского пейзажа в графике.
Масляные
краски,
уголь,
карандаш,
гуашь,
граттаж,
акварель,
гравюра,
темпера.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание,
используя известные правила;
Предметные умения:
-
рассказывать
этапы
работы
над городским пейзажем
- определять городской
пейзаж в графике среди
изображений, выполненных в
разной технике;
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
13
Цели деятельности
Варианты заданий
Планируемый
результат деятельности
• Стимулировать интерес,
воображение к процессу создания
городского пейзажа в графике.
• Научить школьников:
- ориентироваться в разных
вариантах выполнения задания;
- планировать свое действие в
соответствии с учебным
заданием;
- использовать приобретенные
знания для работы над городским
пейзажем;
- применять графические техники
в работе над городским пейзажем;
- представлять результат свой
деятельности.
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный,
эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
В школе проводился конкурс рисунков на тему «Городской пейзаж.
Архитектурное наследие». Миша очень любит рисовать. Особенно хорошо у
него получаются графические пейзажи. Но городской пейзаж Миша ещё пока
не рисовал. Он долго размышлял: принимать ли участие в конкурсе? Но
друзья,
зная,
как
хорошо
рисует
Миша,
уговорили
его.
Прежде,
чем
выполнять работу, мальчик стал изучать реальность: ходил по улицам города,
присматривался к домам, фонарным столбам, ажурным решёткам, деревьям.
Когда работа была закончена, он показал ее одноклассникам. Они высоко
оценили произведение Миши и пожелали ему занять призовое место.
Но
работа
Миши
не
оказалась
среди
победителей.
(Учитель
предлагает
школьникам посмотреть рисунок Миши).
Ребята, почему Мишина работа не победила в конкурсе рисунков
«Городской пейзаж. Архитектурное наследие»?
Есть ли у вас желание научиться изображать городской пейзаж, чтобы
помочь
Мише
не
только
реализовать
свой
замысел,
но
и
быть
в
числе
Личностные умения:
- проявлять творческое
отношение к процессу
создания городского пейзажа в
графике.
Познавательные умения:
- выбирать вариант
выполнения задания;
- использовать приобретенные
знания для работы над
городским пейзажем.
Регулятивное умение
-
выполнять учебное действие
в соответствии с планом.
Коммуникативное умение
- адекватно использовать
речевые средства для
представления результата
деятельности.
Предметные умения:
- изображать городской пейзаж
в графике.
14
победителей конкурса?
Информативный вариант
Изобразите городской пейзаж в графике, используя образец, предложенный
учителем, чтобы его можно было представить на школьный конкурс рисунков
«Городской
пейзаж.
Архитектурное
наследие».
Для
этого
используйте
следующие средства выразительности: линию горизонта, нарисованную на
уровне глаз; точку схода, расположенную слева от центра.
Импровизационный вариант
Определите ошибки в рисунке Миши и скорректируйте его так, чтобы его
можно было представить на школьный конкурс рисунков «Городской пейзаж.
Архитектурное
наследие».
Для
выполнения
задания
примените
правило
перспективы
и
правило
деления
пространства
на
планы.
Соблюдайте
последовательность этапов работы над городским пейзажем в графике.
Эвристический вариант
15
Изобразите
городской
пейзаж
в
графике
на
основе
своих
наблюдений
и
впечатлений,
чтобы
его
можно
было
представить
на
школьный
конкурс
рисунков «Городской пейзаж. Архитектурное наследие».
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
Научить школьников:
- соотносить полученный
результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной
деятельности.
I. Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1 Мне важно грамотно изображать городской пейзаж в графике, потому
что……
2. Чтобы грамотно изображать городской пейзаж, нужно ………….
II. Задание на самооценку
Закончите предложения:
Я доволен (льна) ………………..(очень, не очень) изображением городского
пейзажа
в
графике,
которое
сделал …………..…………(сам,
с
помощью
одноклассника, учителя).
Личностные умения:
-- проявлять осознание
собственной успешности при
изучении темы
.Регулятивные умения:
-
соотносить
поставленную
цель и полученный результат
деятельности;
-
о ц е н и в а т ь
р е з у л ь т а т
собственной деятельности
.
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности
• Соотнести полученный
результат с поставленной целью;
• Оценить результат своей
деятельности.
Цели темы:
Сформировать представление о городском пейзаже в графике.
Ввести:
- правило перспективы;
- правило деления пространства;
- этапы работы над городским пейзажем.
Научить использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности.
Ключевые умения темы
Личностные умения:
- проявлять позитивное отношение к процессу создания городского пейзажа
в графике.
Познавательные умения:
- использовать приобретенные знания при создании городского пейзажа в
графике.
Регулятивные умения:
*Заполняется
учителем
по
окончании изучения темы.
16
-
соотносить
учебные
действия
с
правилами
работы
над
графическим
пейзажем.
Коммуникативные умения:
-
формулировать
высказывание,
мнение,
используя
термины,
в
рамках
учебного диалога.
Предметные умения:
- выполнять городской пейзаж в графике.
17