Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"


Автор: Аксанова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 119
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающая технология.

Сроки реализации: в течение всего учебного года.

Интегрируются следующие образовательные области: познавательное развитие,

речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Сущность технологии: организация здоровьесберегающей среды ДОУ (режимы

питания, проветривания, двигательной активности, смена видов деятельности,

световой режим и т.д.), валеологизация учебного процесса

(психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность

занятий, санитарно-гигиенические условия), здоровый микроклимат в

коллективе взрослых и детей.

В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах

предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что

способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую

двигательную активность детей в течение всего дня.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур,

способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры,

содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа

жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает

разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года,

возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

При работе с детьми я обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:

осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка

отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста,

возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни

является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется

последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера

предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших

режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени

реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого

служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она

способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и

умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес,

формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так

важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию

движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм

крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот

почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь

соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую

допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая

количество повторений.

Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем

разнообразные упражнения в основных видах движений:

бег и ходьба,

прыжки,

метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе

препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют

функциональному совершенствованию детского организма, повышению его

работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным

факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса

физических упражнений на воздухе:

- для хорошей погоды (по сезону);

- на случай сырой погоды;

- на случай порывистого ветра.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем

дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры

на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде

физкультурные занятия имеют разную направленность:

- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в

пространстве, приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего,

выносливость и силу;

- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают

двигательные способности и самостоятельность.

Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты

проведения физкультурных занятий:

Занятия по традиционной схеме;

Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой

интенсивности;

Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд

выявляют победителей;

Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку занятий в

качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются

представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что

полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются

элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти

занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в

здоровом образе жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского

организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного

на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя

гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого

способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей

полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя

гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное

состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену

веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной

осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются

упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.

Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает

положительное влияние на нервную систему ребёнка.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут

на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение

всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются

открытыми.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада,

проводится динамическая пауза. Её цель – предотвратить развитие утомления у

детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной

нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного

материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после

умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует

увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения,

используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с

небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12

минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным

сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и

поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в

детском саду проводятся физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке

подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают

положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное

напряжение.

Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время

занятий по развитию речи, формированию элементарных математических

представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений

общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног),

подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных

движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться

текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Пальчиковая гимнастика – в ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя

движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук,

которая, не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и

подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям,

особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок

времени.

Гимнастика для глаз – это профилактика зрительных. Гимнастика для глаз так

же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических

упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается,

улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений

зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для глаз использую

ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от зрительной

нагрузки.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном

учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает

улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует

профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при

открытых форточках 7-15 минут

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит

здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные

упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких,

снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют

выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием,

формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику

заболеваний и осложнений органов дыхания.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому

необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном

дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и

более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно

ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим

правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного

дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее

эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения

проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и

выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Методика применения дыхательных упражнений:

Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать

дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать

дыхание смешанного типа.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих

технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого

образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.



В раздел образования