Автор: Аксанова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 119
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающая технология.
Сроки реализации: в течение всего учебного года.
Интегрируются следующие образовательные области: познавательное развитие,
речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Сущность технологии: организация здоровьесберегающей среды ДОУ (режимы
питания, проветривания, двигательной активности, смена видов деятельности,
световой режим и т.д.), валеологизация учебного процесса
(психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность
занятий, санитарно-гигиенические условия), здоровый микроклимат в
коллективе взрослых и детей.
В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах
предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что
способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую
двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур,
способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры,
содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа
жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает
разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года,
возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми я обязательно соблюдаю основные принципы закаливания:
осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка
отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста,
возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни
является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, мной меняется
последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера
предыдущего занятия и погодных условий. Прогулка – один из важнейших
режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени
реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого
служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она
способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и
умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес,
формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так
важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию
движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм
крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот
почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений я стараюсь
соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую
допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая
количество повторений.
Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем
разнообразные упражнения в основных видах движений:
бег и ходьба,
прыжки,
метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе
препятствий.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют
функциональному совершенствованию детского организма, повышению его
работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным
факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса
физических упражнений на воздухе:
- для хорошей погоды (по сезону);
- на случай сырой погоды;
- на случай порывистого ветра.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем
дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры
на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде
физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в
пространстве, приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего,
выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают
двигательные способности и самостоятельность.
Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты
проведения физкультурных занятий:
Занятия по традиционной схеме;
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой
интенсивности;
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд
выявляют победителей;
Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку занятий в
качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются
представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что
полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются
элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти
занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в
здоровом образе жизни.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного
на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя
гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого
способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей
полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя
гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное
состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену
веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной
осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются
упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает
положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут
на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение
всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются
открытыми.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада,
проводится динамическая пауза. Её цель – предотвратить развитие утомления у
детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной
нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного
материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после
умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует
увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения,
используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с
небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12
минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в
детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке
подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают
положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное
напряжение.
Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время
занятий по развитию речи, формированию элементарных математических
представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений
общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног),
подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных
движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться
текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Пальчиковая гимнастика – в ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя
движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук,
которая, не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и
подготавливает ребенка к рисованию, письму. Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок
времени.
Гимнастика для глаз – это профилактика зрительных. Гимнастика для глаз так
же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических
упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается,
улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений
зрения и развития глазных заболеваний. Гимнастику для глаз использую
ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от зрительной
нагрузки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном
учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает
улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует
профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при
открытых форточках 7-15 минут
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит
здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные
упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких,
снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют
выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием,
формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику
заболеваний и осложнений органов дыхания.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому
необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном
дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и
более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно
ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим
правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного
дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее
эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения
проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и
выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Методика применения дыхательных упражнений:
Вдох через нос, выдох через рот в сомкнутые трубочкой губы, сочетать
дыхательные упражнения с общеразвивающими упражнениями, формировать
дыхание смешанного типа.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих
технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого
образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.