Автор: Попова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №7 "Теремок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами настольного театра в изобразительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Детский сад №7 «Теремок»
города Коряжма Архангельской области
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие художественно-творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
средствами настольного театра
в изобразительной деятельности»
подготовила
воспитатель детского сада
Попова Наталья Евгеньевна
г. Коряжма
2016
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека –
это
составная
часть
социальных
и
духовных
направлений
современного
общественного устройства. Творчество – это не только создание нового, но и
совершенствование человеком самого себя. Современные дети знают намного
больше, чем их ровесники много лет назад, но при этом они затрудняются
показать свои чувства и эмоции.
Поэтому воспитание детей с творческим складом ума уже давно
превратилось
в
назревшую
социальную
необходимость.
Мир,
окружающий
ребёнка
становится
год
от
года
всё
разнообразнее
и
сложнее,
требует
подвижности
мышления,
быстроты
ориентировки,
творческого
подхода
к
решению задач.
Дети остро ощущают фальшь в изображении действительности. И
театрализовано-игровая
деятельность
как
нельзя
лучше
способствует
углублению
и
укреплению
представлений
развивающейся
личности
об
окружающем
мире
и
о
себе.
Это
возможность
раскрытия
творческого
потенциала детей, воспитания творческой направленности личности.
Целью работы стал поиск педагогических условий, способствующих
эффективному
развитию
художественно-творческих
способностей
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами
настольного
театра
в
изобразительной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи работы:
1.
Изучить
и
проанализировать
психолого-педагогическую
и
методическую литературу по проблеме;
2.
Выявить уровень развития художественно-творческих способностей
детей средствами настольного театра в изобразительной деятельности;
3.
Разработать
систему
мероприятий,
направленных
на
развитие
художественно-творческих способностей детей средствами настольного театра
в изобразительной деятельности;
4.
Организовать
совместную
деятельность
детского
сада
и
семьи,
направленную
на
развитие
художественно-творческих
способностей
детей
средствами настольного театра в изобразительной деятельности;
5.
Создать условия для художественно-творческой активности ребенка
средствами настольного театра в изобразительной деятельности.
Для
реализации
задач
были
определены
следующие
направления
работы: с детьми, с семьями воспитанников.
Организация работы с детьми по развитию художественно-творческих
способностей средствами настольного театра в изобразительной деятельности
осуществлялась поэтапно. С целью систематизации работы была разработана
программа
с
одноименным
теме
работы
названием.
Ее
содержание
было
направлено на развитие художественно-творческих способностей у детей в
изобразительной
деятельности,
формирование
эмоционально-нравственной
отзывчивости, радости и удовольствия от встречи с искусством изготовления
настольного театра, желания участвовать в его организации и оформлении.
К концу работы по теме дети должны иметь представления:
О
деятельности
художника
театра,
декоратора,
бутафора,
костюмера,
специфике их творческого труда;
О значении продуктивной практической деятельности художника;
О назначении настольного театра.
Должны знать:
Художественные средства выразительности изобразительного искусства;
Названия
главных
и
составных
цветов,
элементарные
правила
смешивания цветов;
Правила и приёмы сгибания бумаги;
Художественные термины, руководствоваться ими в своей практической
деятельности;
Правила техники безопасности.
Должны уметь:
Владеть простым карандашом, кистью, без напряжения проводить линии
в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
Передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее
строение, общее пространственное положение, основной цвет реальных и
сказочных предметов и объектов окружающей действительности;
Создавать
образ
по
ассоциации,
при
помощи
художественного
слова,
музыки, иллюстрации, воплощать задуманный образ на бумаге;
Работать
акварельными
и
гуашевыми
красками
–
разводить
водой,
смешивать, ровно заливать цветом поверхность, ограниченную линией,
использовать смеси цветов на бумаге для решения творческих задач;
Резать
бумагу
по
контуру,
крепить
детали
из
бумаги
клеем,
скотчес,
выполнять ручную работу качественно и четко, соблюдая культуру и
правила организации труда, безопасной работы;
Анализировать
рисунок,
готовое
изделие,
воссоздать
их
по
образцу,
вносить дополнения, изменения, преобразовывать их в соответствии с
поставленной творческой задачей;
Контролировать последовательность и правильность выполнения своих
действий,
аргументированно
и
развернуто
оценивать
результаты
изобразительной и художественно-творческой деятельности.
Были выбраны следующие тематические блоки:
1.В гостях у театра
2.Играющие куклы
3.Коза и козлятки
4.Театр маски
5.На лесной опушке
6.Улочка трех поросят
7. В тереме (сцена-ширмочка с декорациями)
8.Театр и зритель
9.Приходите в гости к нам
1
модуль
-
«Что
такое
театр?»
включал в себя игры, беседы,
экскурсии,
непрерывную
непосредственно
образовательную
деятельность,
позволяющие дать детям представление о театре как виде искусства.
Для работы в данном направлении был разработан цикл интегрированной
непосредственно
образовательной
деятельности,
который
способствовал
уточнению и расширению у детей представлений о театре, его назначении,
истории его возникновения, видах,
многообразии театральных профессий,
знакомству с правилами культурного поведения в театре.
Экскурсия в театральную студию городского дома культуры позволила
показать
детям
устройство
театра:
зрительный
зал,
сцену,
гримёрные
помещения для актёров.
В
беседах, организованных
по дидактическому пособию в картинках
«Какие бывают театры», которые включали в себя познавательный материал,
вопросы и задания, уточнялись и дополнялись знания детей по данной теме.
Закреплением представлений детей об окружающей действительности,
обогащения и активизации словаря детей, воспитания интереса к театру как
виду искусства
служила
игровая
деятельность, развивающая творческие
способности
детей:
дидактические
(словесные,
с
наглядным
материалом),
сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Итогом этой темы послужил досуг «Добро пожаловать в театр», где детей
встретили любимые сказочные герои. Они проводили с детьми интересные
конкурсы, викторины, загадывали загадки о театре, предлагали интересные
творческие задания.
2 модуль – «Я - художник театра» был направлен на развитие замысла
детей, способов изображения объектов окружающего мира и умений применить
их в самостоятельной изобразительной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность данного этапа работы
была
направлена
на
анализ
детьми
предложенного
им
образца,
освоение
специфики
материалов,
технику
и
способы
изображения,
средства
художественной выразительности (богатую палитру красок, форм), изменяя и
дополняя
образы,
определяя
способ
соединения
деталей
конструкции
настольного театра
Для развития
у детей творческих умений и навыков, , помогающих
лучше
осуществлять
замыслы
и
облегчающих
возможность
проявлять
инициативу
проводились
дидактические,
театрализованные
игры.
Совершенствование техники изображения успешно осуществлялось с помощью
музыкальных,
литературных
материалов,
произведений
живописи,
упражнений, заданий.
При
обучении
детей
средствам
выразительности
велика
роль
использования различных художественных произведений. После прочтения
проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер
героев,
положительный
или
отрицательный,
определяли
как
можно
его
изобразить, проиграть.
Для
закрепления
знаний
о
различных
видах
театра
была
проведена
совместная деятельность детей и родителей по изготовлению театра масок
«Карнавал животных».
3 модуль – «Приходите в гости к нам!» направлен на формирование у
детей
умений
самостоятельно
применять
освоенные
способы
рисования,
создавать новые образы, опираясь на изобразительный и конструктивный опыт.
Деятельность по собственному замыслу на данном этапе предоставляет
детям
широкие
возможности
для
проявления
творческих
умений
и
самостоятельности в обдумывании создаваемого образа, отображение своего
замысла и своего отношения к создаваемому образу, определения приемов и
способов
рисования,
выбора
средств
художественной
выразительности,
стремления
решать
творческую
задачу,
завершая
начатое
дело,
испытывать
эстетическое удовольствие.
На
данном
эт апе
был
подведен
итог
вс ей
работы.
Д е т и
продемонстрировали
оригинальные,
неповторимые,
выразительные
рисунки,
применяя накопленный опыт изобразительной и конструктивной деятельности,
разные средства выразительности, способы рисования кистью и красками, при
минимальном
участии
взрослого.
Детьми
были
изготовлены
афиши
и
приглашения
на
выставку
различных
видов
театра.
Обыгрывались
и
инсценировались сказки.
Дети
с
удовольствием
принимали
участие
в
выставке
разных
видов
театра,
изготовленных
ими,
постановке
спектаклей,
организовывали
театральные представления для детей других групп, и конечно, самые яркие
впечатления были при показе спектакля для родителей.
В работе по развитию художественно-творческих способностей у детей
дошкольного
возраста
средствами
настольного
театра
в
изобразительной
деятельности
большое
внимание
уделялось сотрудничеству
с
родителями.
Основными формами работы с родителями были:
-
письменные
и
устные
консультации
«Воспитание
искусством»,
«Театральная шкатулка», «Учимся выражать чувства», «Рисуем театр» и др.;
- родительские собрания «Воспитание интереса у детей дошкольного
возраста к рисованию настольного театра», «Театр – это всегда праздник»;
-
творческая
мастерская
с
родителями
и
детьми
«Театральная
маска
своими руками»;
- участие в выставках работ «Приходите в гости к нам!», «Театр – это
серьёзно»;
-
участие
в
театрализованных
постановках
для
детей
«Заюшкина
избушка»,
«Три
поросенка»,
«Волк
и
семеро
козлят»,
в
праздниках
и
развлечениях;
- помощь в изготовлении атрибутов, бутафории для спектаклей.
Во время проведения работы изменилась и предметно-развивающая среда
группы: уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами
театра,
изготовленных
детьми
самостоятельно,
появилась
«костюмерная»
с
большим
выбором
костюмов
и
атрибутов,
оформлены
картотеки
театрализованных
игр,
упражнений,
этюдов,
психогимнастик,
скороговорок,
разработаны и изготовлены различные дидактические игры.
Для выявления уровня развития художественно-творческих способностей
детей и проявления их в изобразительной деятельности, использовались методы
индивидуальной беседы и наблюдение за игрой и поведением детей, оценка
рисования детьми сказочного героя. В процессе диагностики выявилось, что
наблюдается положительная динамика в создании нового неповторимого образа
сказочного
героя,
использует
цвет
как
средство
выразительности,
ребенок
увлечен
изодеятельно стью,
само стоятельно
выбирать
с р е д с т в а
выразительности.
Сравнительный анализ полученных результатов позволил сделать вывод
об эффективности мероприятий, направленных на развитие художественно-
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами
настольного театра в изобразительной деятельности.
Проведённое исследование выявило возросший интерес у детей и
родителей
к
театрализованной
изобразительной
деятельности.
Изображая
сказочных героев, дети с большим интересом и лёгкостью погрузились в мир
фантазии. У детей сформировалось полное представление о театре, профессиях
театра,
декорациях,
бутафории,
афишах.
Дети
научились
передавать
в
изображении сказочных героев и декорациях свои чувства, тоньше чувствовать
и познавать окружающий мир.
Дошкольный
возраст
имеет
богатейшие
возможности
для
развития
творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени
необратимо
утрачиваются,
поэтому
необходимо,
как
можно
эффективнее
использовать их в дошкольном детстве.
Список информационных источников
1. Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрастею
СПб.:
СОЮЗ, 1997.
2. Григорьева
Г.Г.
Развитие
дошкольника
в
изобразительной
деятельности:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.
3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.
4. Казакова Т.Г. занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности:
Кн:
для
воспитателей
дет.
сада
и
родителей.
2-е
изд.,
дораб.
М.:
Просвещение: Учеб. лит., 1996.
5. Комарова Т.С. детское художественное творчество: Методическое пособие
для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.
7. Махотина Е.Н. Развитие художественно-творческих способностей у детей 6-8
лет средствами настольного театра. Сыктывкар: 2005.
8. Михайлова А. ребенок в театре. Беседы о воспитании зрителя. М., 2004.
9. Никологорская О.А. игры с красками и бумагой. М.: Школьная пресса, 2003.
10.
Парамонова
Л.А.
Теория
и
методика
творческого
конструирования
в
детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11.
Система
эстетического
воспитания
в
детском
саду
/Под
ред.
Н.А.Ветлугиной. М., 1962.
12.
Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. М.: Рольф, 2001.
13.
Что такое театр. М.: Линка-Пресс, 1997.
14.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2004.