Напоминание

"Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами настольного театра в изобразительной деятельности"


Автор: Попова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №7 "Теремок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами настольного театра в изобразительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №7 «Теремок»

города Коряжма Архангельской области

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие художественно-творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста

средствами настольного театра

в изобразительной деятельности»

подготовила

воспитатель детского сада

Попова Наталья Евгеньевна

г. Коряжма

2016

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека –

это

составная

часть

социальных

и

духовных

направлений

современного

общественного устройства. Творчество – это не только создание нового, но и

совершенствование человеком самого себя. Современные дети знают намного

больше, чем их ровесники много лет назад, но при этом они затрудняются

показать свои чувства и эмоции.

Поэтому воспитание детей с творческим складом ума уже давно

превратилось

в

назревшую

социальную

необходимость.

Мир,

окружающий

ребёнка

становится

год

от

года

всё

разнообразнее

и

сложнее,

требует

подвижности

мышления,

быстроты

ориентировки,

творческого

подхода

к

решению задач.

Дети остро ощущают фальшь в изображении действительности. И

театрализовано-игровая

деятельность

как

нельзя

лучше

способствует

углублению

и

укреплению

представлений

развивающейся

личности

об

окружающем

мире

и

о

себе.

Это

возможность

раскрытия

творческого

потенциала детей, воспитания творческой направленности личности.

Целью работы стал поиск педагогических условий, способствующих

эффективному

развитию

художественно-творческих

способностей

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

средствами

настольного

театра

в

изобразительной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи работы:

1.

Изучить

и

проанализировать

психолого-педагогическую

и

методическую литературу по проблеме;

2.

Выявить уровень развития художественно-творческих способностей

детей средствами настольного театра в изобразительной деятельности;

3.

Разработать

систему

мероприятий,

направленных

на

развитие

художественно-творческих способностей детей средствами настольного театра

в изобразительной деятельности;

4.

Организовать

совместную

деятельность

детского

сада

и

семьи,

направленную

на

развитие

художественно-творческих

способностей

детей

средствами настольного театра в изобразительной деятельности;

5.

Создать условия для художественно-творческой активности ребенка

средствами настольного театра в изобразительной деятельности.

Для

реализации

задач

были

определены

следующие

направления

работы: с детьми, с семьями воспитанников.

Организация работы с детьми по развитию художественно-творческих

способностей средствами настольного театра в изобразительной деятельности

осуществлялась поэтапно. С целью систематизации работы была разработана

программа

с

одноименным

теме

работы

названием.

Ее

содержание

было

направлено на развитие художественно-творческих способностей у детей в

изобразительной

деятельности,

формирование

эмоционально-нравственной

отзывчивости, радости и удовольствия от встречи с искусством изготовления

настольного театра, желания участвовать в его организации и оформлении.

К концу работы по теме дети должны иметь представления:

О

деятельности

художника

театра,

декоратора,

бутафора,

костюмера,

специфике их творческого труда;

О значении продуктивной практической деятельности художника;

О назначении настольного театра.

Должны знать:

Художественные средства выразительности изобразительного искусства;

Названия

главных

и

составных

цветов,

элементарные

правила

смешивания цветов;

Правила и приёмы сгибания бумаги;

Художественные термины, руководствоваться ими в своей практической

деятельности;

Правила техники безопасности.

Должны уметь:

Владеть простым карандашом, кистью, без напряжения проводить линии

в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

Передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее

строение, общее пространственное положение, основной цвет реальных и

сказочных предметов и объектов окружающей действительности;

Создавать

образ

по

ассоциации,

при

помощи

художественного

слова,

музыки, иллюстрации, воплощать задуманный образ на бумаге;

Работать

акварельными

и

гуашевыми

красками

разводить

водой,

смешивать, ровно заливать цветом поверхность, ограниченную линией,

использовать смеси цветов на бумаге для решения творческих задач;

Резать

бумагу

по

контуру,

крепить

детали

из

бумаги

клеем,

скотчес,

выполнять ручную работу качественно и четко, соблюдая культуру и

правила организации труда, безопасной работы;

Анализировать

рисунок,

готовое

изделие,

воссоздать

их

по

образцу,

вносить дополнения, изменения, преобразовывать их в соответствии с

поставленной творческой задачей;

Контролировать последовательность и правильность выполнения своих

действий,

аргументированно

и

развернуто

оценивать

результаты

изобразительной и художественно-творческой деятельности.

Были выбраны следующие тематические блоки:

1.В гостях у театра

2.Играющие куклы

3.Коза и козлятки

4.Театр маски

5.На лесной опушке

6.Улочка трех поросят

7. В тереме (сцена-ширмочка с декорациями)

8.Театр и зритель

9.Приходите в гости к нам

1

модуль

-

«Что

такое

театр?»

включал в себя игры, беседы,

экскурсии,

непрерывную

непосредственно

образовательную

деятельность,

позволяющие дать детям представление о театре как виде искусства.

Для работы в данном направлении был разработан цикл интегрированной

непосредственно

образовательной

деятельности,

который

способствовал

уточнению и расширению у детей представлений о театре, его назначении,

истории его возникновения, видах,

многообразии театральных профессий,

знакомству с правилами культурного поведения в театре.

Экскурсия в театральную студию городского дома культуры позволила

показать

детям

устройство

театра:

зрительный

зал,

сцену,

гримёрные

помещения для актёров.

В

беседах, организованных

по дидактическому пособию в картинках

«Какие бывают театры», которые включали в себя познавательный материал,

вопросы и задания, уточнялись и дополнялись знания детей по данной теме.

Закреплением представлений детей об окружающей действительности,

обогащения и активизации словаря детей, воспитания интереса к театру как

виду искусства

служила

игровая

деятельность, развивающая творческие

способности

детей:

дидактические

(словесные,

с

наглядным

материалом),

сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Итогом этой темы послужил досуг «Добро пожаловать в театр», где детей

встретили любимые сказочные герои. Они проводили с детьми интересные

конкурсы, викторины, загадывали загадки о театре, предлагали интересные

творческие задания.

2 модуль – «Я - художник театра» был направлен на развитие замысла

детей, способов изображения объектов окружающего мира и умений применить

их в самостоятельной изобразительной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность данного этапа работы

была

направлена

на

анализ

детьми

предложенного

им

образца,

освоение

специфики

материалов,

технику

и

способы

изображения,

средства

художественной выразительности (богатую палитру красок, форм), изменяя и

дополняя

образы,

определяя

способ

соединения

деталей

конструкции

настольного театра

Для развития

у детей творческих умений и навыков, , помогающих

лучше

осуществлять

замыслы

и

облегчающих

возможность

проявлять

инициативу

проводились

дидактические,

театрализованные

игры.

Совершенствование техники изображения успешно осуществлялось с помощью

музыкальных,

литературных

материалов,

произведений

живописи,

упражнений, заданий.

При

обучении

детей

средствам

выразительности

велика

роль

использования различных художественных произведений. После прочтения

проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер

героев,

положительный

или

отрицательный,

определяли

как

можно

его

изобразить, проиграть.

Для

закрепления

знаний

о

различных

видах

театра

была

проведена

совместная деятельность детей и родителей по изготовлению театра масок

«Карнавал животных».

3 модуль – «Приходите в гости к нам!» направлен на формирование у

детей

умений

самостоятельно

применять

освоенные

способы

рисования,

создавать новые образы, опираясь на изобразительный и конструктивный опыт.

Деятельность по собственному замыслу на данном этапе предоставляет

детям

широкие

возможности

для

проявления

творческих

умений

и

самостоятельности в обдумывании создаваемого образа, отображение своего

замысла и своего отношения к создаваемому образу, определения приемов и

способов

рисования,

выбора

средств

художественной

выразительности,

стремления

решать

творческую

задачу,

завершая

начатое

дело,

испытывать

эстетическое удовольствие.

На

данном

эт апе

был

подведен

итог

вс ей

работы.

Д е т и

продемонстрировали

оригинальные,

неповторимые,

выразительные

рисунки,

применяя накопленный опыт изобразительной и конструктивной деятельности,

разные средства выразительности, способы рисования кистью и красками, при

минимальном

участии

взрослого.

Детьми

были

изготовлены

афиши

и

приглашения

на

выставку

различных

видов

театра.

Обыгрывались

и

инсценировались сказки.

Дети

с

удовольствием

принимали

участие

в

выставке

разных

видов

театра,

изготовленных

ими,

постановке

спектаклей,

организовывали

театральные представления для детей других групп, и конечно, самые яркие

впечатления были при показе спектакля для родителей.

В работе по развитию художественно-творческих способностей у детей

дошкольного

возраста

средствами

настольного

театра

в

изобразительной

деятельности

большое

внимание

уделялось сотрудничеству

с

родителями.

Основными формами работы с родителями были:

-

письменные

и

устные

консультации

«Воспитание

искусством»,

«Театральная шкатулка», «Учимся выражать чувства», «Рисуем театр» и др.;

- родительские собрания «Воспитание интереса у детей дошкольного

возраста к рисованию настольного театра», «Театр – это всегда праздник»;

-

творческая

мастерская

с

родителями

и

детьми

«Театральная

маска

своими руками»;

- участие в выставках работ «Приходите в гости к нам!», «Театр – это

серьёзно»;

-

участие

в

театрализованных

постановках

для

детей

«Заюшкина

избушка»,

«Три

поросенка»,

«Волк

и

семеро

козлят»,

в

праздниках

и

развлечениях;

- помощь в изготовлении атрибутов, бутафории для спектаклей.

Во время проведения работы изменилась и предметно-развивающая среда

группы: уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами

театра,

изготовленных

детьми

самостоятельно,

появилась

«костюмерная»

с

большим

выбором

костюмов

и

атрибутов,

оформлены

картотеки

театрализованных

игр,

упражнений,

этюдов,

психогимнастик,

скороговорок,

разработаны и изготовлены различные дидактические игры.

Для выявления уровня развития художественно-творческих способностей

детей и проявления их в изобразительной деятельности, использовались методы

индивидуальной беседы и наблюдение за игрой и поведением детей, оценка

рисования детьми сказочного героя. В процессе диагностики выявилось, что

наблюдается положительная динамика в создании нового неповторимого образа

сказочного

героя,

использует

цвет

как

средство

выразительности,

ребенок

увлечен

изодеятельно стью,

само стоятельно

выбирать

с р е д с т в а

выразительности.

Сравнительный анализ полученных результатов позволил сделать вывод

об эффективности мероприятий, направленных на развитие художественно-

творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами

настольного театра в изобразительной деятельности.

Проведённое исследование выявило возросший интерес у детей и

родителей

к

театрализованной

изобразительной

деятельности.

Изображая

сказочных героев, дети с большим интересом и лёгкостью погрузились в мир

фантазии. У детей сформировалось полное представление о театре, профессиях

театра,

декорациях,

бутафории,

афишах.

Дети

научились

передавать

в

изображении сказочных героев и декорациях свои чувства, тоньше чувствовать

и познавать окружающий мир.

Дошкольный

возраст

имеет

богатейшие

возможности

для

развития

творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени

необратимо

утрачиваются,

поэтому

необходимо,

как

можно

эффективнее

использовать их в дошкольном детстве.

Список информационных источников

1. Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрастею

СПб.:

СОЮЗ, 1997.

2. Григорьева

Г.Г.

Развитие

дошкольника

в

изобразительной

деятельности:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999.

3. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986.

4. Казакова Т.Г. занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности:

Кн:

для

воспитателей

дет.

сада

и

родителей.

2-е

изд.,

дораб.

М.:

Просвещение: Учеб. лит., 1996.

5. Комарова Т.С. детское художественное творчество: Методическое пособие

для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

6. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.

7. Махотина Е.Н. Развитие художественно-творческих способностей у детей 6-8

лет средствами настольного театра. Сыктывкар: 2005.

8. Михайлова А. ребенок в театре. Беседы о воспитании зрителя. М., 2004.

9. Никологорская О.А. игры с красками и бумагой. М.: Школьная пресса, 2003.

10.

Парамонова

Л.А.

Теория

и

методика

творческого

конструирования

в

детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

11.

Система

эстетического

воспитания

в

детском

саду

/Под

ред.

Н.А.Ветлугиной. М., 1962.

12.

Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. М.: Рольф, 2001.

13.

Что такое театр. М.: Линка-Пресс, 1997.

14.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 2004.



В раздел образования