Автор: Малыхина Ольга Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию детей №147"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: рекомендация для педагогов выступление на педсовете
Тема: "Обобщение опыта работы с родителями"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно- эстетическому развитию детей № 147»
«Обобщение опыта работы с
родителями»
(выступление на педсовете)
Выполнила:
Малыхина О.Е.
Воспитатель 1 кв.кат.
г. Оренбург
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде
всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от
согласованности действий семьи и детского сада.
Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как
в семье, так и ДОУ.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с
которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое
педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания
детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно
достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей
в воспитательном процессе.
Взаимосвязь семьи и детского сада — один из важнейших факторов повышения
воспитания подрастающего поколения.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут
быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи
и ДОУ.
Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями
в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как
участников воспитательно-образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей педагог должен
ставить перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника,
- Разработать интерактивные формы работы с родителями,
- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности,
которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь
внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от
положения взаимодействующих.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие
педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и
размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима
помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в
оптимизации его развития.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех
сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения.
Т.А.Куликова предостерегает педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение
родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать
недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут
невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного
общаться с таким «плохим» воспитателем.
Педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке,
которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического
исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов
учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог
доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как
поступить.
Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.
Формы работы педагога с родителями в детском саду
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом
взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип
индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные
способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой
развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по
развитию личности каждого ребенка.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на
основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
Анкетирование родителей.
Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей
по обсуждаемой проблеме.
Подведение итогов анкетирования.
вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа
планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников.
Каждое посещение имеет свою цель.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может
использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при
посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру
беседы.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя
консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов
педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами
воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их,
как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1, 5 часа.
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с
родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители
моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не
только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и
устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».
Пример 2. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
Общие собрания родителей (всеобучи)
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего
дошкольного учреждения.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды.
В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия
и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают
им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в
домашней обстановке.
Когда приводить и забирать ребенка
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и
забирают домой, использовалось для общения с семьями.
Письменные формы общения
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с
родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам
помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры, сайт ДОО
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию
детского сада и дать общую информацию о нем.
Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на
день и др.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая
может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из
«зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно- эстетическому развитию детей № 147»
Сообщение на тему:
«Обобщение опыта работы с родителями»
(выступление на педсовете)
Подготовила :
Малыхина О.Е.
Воспитатель
г.Оренбург
2017г