Автор: Королева Галина Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№21 города Ельца
Населённый пункт: город елец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме"В гостях у времен года"
Раздел: дошкольное образование
Разработка занятия по развитию речи в старшей
группе: Тема: «В гостях у времен года»
воспитатель:Королева Г.С.
Программное
содержание
:
Закрепить
умение
детей
различать
понятия
«
звуки
», «
слоги
», «
слово
»,
«
предложение
».
Составлять
предложения
по
схеме
и
наоборот
,
изображать
предложение
схематично
.
Закрепить
умение
детей
самостоятельно
определять
гласные
,
твердые
и
мягкие
согласные
звуки
.
Пользуясь
схемами
составлять
небольшие
рассказы
о
временах
года
,
месяцах
,
погоде
,
животных
,
растениях
.
Закрепить
знания
дошкольников
о
профессиях
взрослых
(
писатель
,
синоптик
,
биолог
,
математик
,
художник
).
Выразительно
декламировать
стихи
,
пословицы
,
поговорки
.
Закрепить
знания
детей
о
счете
,
составление
и
решение
задач
в
пределах
десяти
.
Умение
называть
геометрические
фигуры
,
ориентироваться
на
листе
бумаги
.
Формировать
умение
детей
работать
подгруппами
,
цепочкой
.
Воспитывать
взаимопомощь
,
вежливость
,
ответственность
.
Ход
занятия
(
Дети
под
словесное
сопровождение
заходят
в
зал
).
Когда
в
садик
я
иду
Утром
по
дорожке
Здравствуй
всем
я
говорю
Даже
соседской
кошке
Здравствуй
небо
голубое
Здравствуй
солнце
золотое
Собрались
все
дети
в
круг
Я
твой
друг
и
ты
мой
друг
Крепко
за
руки
возьмемся
И
все
дружно
улыбнемся
Дети
все
мы
умные
Умеем
петь
и
рисовать
И
обо
всем
рассказывать
.
Воспитатель
. -
А
это
мы
сейчас
проверим
! (
Показывает
напечатанные
буквы
«
К
», «
О
», «
В
»)
Что
это
? (
Буквы
)
Что
я
говорю
: «
А
», «
М
», «
О
», «
С
» (
Звуки
)
Какие
бывают
звуки
? (
Гласные
,
согласные
)
Дидактическая
игра
«
Отметить
звук
символом
»
Воспитатель
.
Прочитайте
?
ДА
-
ДЕ
-
ДУ
-
ДИ
-
это
слоги
!
Из
слогов
состоят
? (
Слова
)
Со
слов
,
состоит
? (
Предложение
)
Из
предложений
что
состоит
? (
Стих
,
загадка
,
сказка
,
рассказ
)
Воспитатель
.
Прошу
вас
закрыть
глаза
и
послушать
,
что
я
прочитаю
.
«
Посмотрите
в
окно
.
Вся
стекло
разрисованное
белыми
узорами
-
это
мороз
его
так
разрисовал
.
Холодно
на
улице
.
Все
вокруг
покрыто
снегом
-
и
земля
,
и
крыши
домов
,
даже
на
деревьях
-
снег
.
Озера
и
реки
покрыты
льдом
,
заметены
снегом
поля
и
леса
.
Ночи
стоят
длинные
,
а
дни
короткие
... »
О
каком
времени
года
этот
рассказ
? (
Зима
)
Какие
слова
автора
вам
стали
подсказкой
? (
Дети
рассказывают
предложения
из
рассказа
)
Воспитатель
.
Давайте
вместе
с
вами
составим
свой
небольшой
рассказ
о
зиме
.
Я
начну
,
а
вы
продолжайте
.
Упражнение
«
Составляем
рассказ
о
зиме
»
Наступила
. (
холодная
зима
)
Выпал
. (
белый
,
пушистый
снег
)
Снег
покрыл
. (
землю
,
деревья
,
дома
)
Все
деревья
.(
стоят
голые
)
Только
. (
елки
,
сосны
стоят
зеленые
)
Перелетные
птицы
. (
полетели
в
теплые
края
)
Остались
зимующие
птицы
. (
воробьи
,
синицы
,
голуби
)
Люди
. (
беспокоятся
о
них
)
Они
мастерят
. (
кормушки
) (
Насыпают
в
них
зерно
,
крошки
хлеба
)
Зима
. (
любимое
время
года
)
Воспитатель
.
Мне
нравится
зима
!
А
вам
нравится
это
время
года
?
Воспитатель
.
Кому
нравится
зима
?
Прошу
вас
,
займите
свое
место
под
зонтиком
синего
цвета
,
весна
-
зеленого
,
лето
-
красного
,
осень
-
оранжевого
.
Воспитатель
.
Сегодня
мы
с
вами
станем
учеными
.
А
исследовать
будем
четыре
времени
года
.
Работать
сегодня
у
нас
будут
четыре
исследовательских
центра
«
ЗИМА
», «
ВЕСНА
», «
ЛЕТО
», «
ОСЕНЬ
».
В
каждом
центре
работают
:
синоптик
,
писатели
,
художники
,
биологи
,
математики
(
дети
).
Прошу
выбрать
себе
желаемую
профессию
.
Будем
начинать
.
Воспитатель
.
Приглашаю
наших
писателей
описать
время
года
над
которыми
они
работают
. (
мнемотаблицы
времена
года
)
Загадки
для
детей
на
тему
: «
Времена
года
»
Писатель
от
центра
«
ЗИМА
»
С
каждым
днем
все
холоднее
,
Греет
солнце
все
слабее
,
Всюду
снег
,
как
бахрома
, —
Значит
,
к
нам
пришла
... (
зима
)
Писатель
от
центра
«
ВЕСНА
»
Где
весна
приходит
Там
трава
всходит
Звонче
птичьи
голоса
Значит
,
к
нам
пришла
…(
весна
)
Писатель
от
центра
«
ЛЕТО
»
Солнце
печёт
,
липа
цветёт
.
Рожь
поспевает
,
когда
это
бывает
? (
лето
).
Писатель
от
центра
«
ОСЕНЬ
»
Юбочка
ярко
красочная
И
оранжевые
ленты
И
темно
-
красное
ожерелье
И
желтые
как
воск
сапожки
Это
…..
по
саду
гуляет
В
золотое
пальто
сад
одевает
(
Осень
)
Воспитатель
.
Каждое
время
года
имеет
свои
месяцы
.
Кто
их
знает
тот
и
называет
!
Дети
находят
карточки
обозначающие
месяца
и
называют
их
Воспитатель
.
Наши
месяцы
перепутались
,
нужно
им
найти
свое
место
.
Дидактическая
игра
«
Времена
года
»
Воспитатель
.
Приглашаю
синоптиков
рассказать
о
погоде
,
ожидающей
нас
в
разные
времена
года
.
Синоптик
от
центра
«
ЗИМА
» -
Послушайте
,
пожалуйста
,
прогноз
погоды
.
Сегодня
ожидается
холодная
погода
.
Вечером
на
небе
появятся
облака
,
возможны
осадки
в
виде
снега
.
Синоптик
от
центра
«
ВЕСНА
» -
В
начале
весны
мороз
трещит
,
а
днем
вода
бежит
.
В
этом
году
прохладный
будет
март
и
апрель
.
Синоптик
от
центра
«
ЛЕТО
»
-
Летом
солнце
поднимается
высоко
над
землей
.
Погода
летом
ожидается
с
различными
перепадами
температуры
от
20
до
30
градусов
.
В
июне
пройдут
дожди
с
грозами
.
Синоптик
от
центра
«
ОСЕНЬ
» -
Осенью
солнце
опустится
низко
над
Землей
и
плохо
будет
греть
.
На
небе
часто
будут
появляться
облака
и
будет
идти
дождь
.
Дыхательное
упражнение
Пальчиковая
разминка
«
Соберем
листочки
».
1, 2, 3, 4, 5
Будем
листочки
собирать
листочек
каштана
(
Дети
одевают
маски
на
пальчики
,
начиная
с
мизинца
)
Акации
,
кленовый
,
березовый
,
тополиный
Листочки
мы
возьмем
В
букетик
их
соберем
.
Воспитатель
.
Назовите
,
с
какого
дерева
листочек
,
начиная
с
большого
пальца
(
Дети
снимают
листочки
и
называют
)
Воспитатель
.
Наши
исследователи
исследовали
бобы
.
Давайте
их
послушаем
.
(
Эксперимент
с
бобами
)
Исследователь
от
центра
«
ЗИМА
»
Зимой
жил
в
сумке
на
стене
На
самом
дне
Исследователь
от
центра
«
ВЕСНА
»
Весной
из
чашки
воду
пил
,
Белый
побег
он
пустил
,
В
рыхлую
землю
упал
-
Стебелек
зеленым
стал
.
Исследователь
от
центра
«
ЛЕТО
»
Летом
пустил
обильные
цветки
,
Связал
тугие
стручки
.
Исследователь
от
центра
«
ОСЕНЬ
»
Недаром
его
посадил
-
Сто
бобов
он
мне
родил
Воспитатель
.
Я
знаю
,
что
наши
биологи
,
исследовали
жизнь
животных
.
Что
нового
вы
узнали
о
диких
животных
?
Упражнение
для
пальчиков
«
Дикие
животные
»
Все
дикие
животных
Водятся
в
лесу
Там
можно
увидеть
: (
По
очереди
встречаются
пальчики
левой
и
правой
руки
)
Зайца
,
лису
,
волка
,
медведя
и
дикого
кабана
Все
звери
скрылись
,
вот
чудеса
!
Воспитатель
.
А
белочка
осталась
,
вот
она
.
Составьте
рассказ
о
ней
.
Дети
составляют
рассказ
«
цепочкой
»,
передавая
друг
другу
игрушку
.
Дети
.
Это
белочка
.
Она
живет
в
лесу
.
Белочка
маленькая
,
быстрая
она
быстро
прыгает
с
ветки
на
ветку
.
У
нее
пышный
,
красивый
,
серый
мех
.
В
белочки
есть
туловище
,
голова
, 4
лапы
и
пушистый
хвост
.
Ушки
у
белочки
с
кисточками
.
Глаза
черненькие
крохотные
.
Ест
белочка
орешки
,
шишки
и
грибы
.
Воспитатель
.
Давайте
мы
белочке
подарим
грибы
,
которые
мы
с
вами
собрали
осенью
.
Расскажите
белочке
о
грибах
в
вашей
корзине
.
Физминутка
«
Собираем
грибы
»
По
грибы
мы
в
лес
ходили
Их
в
корзину
положили
Полную
корзину
с
верхом
Мы
накрыли
лопухом
Есть
в
нем
сыроежка
,
И
опенок
тонконожка
,
И
толстый
Боровичок
,
И
загорелый
Моховичок
.
Воспитатель
.
А
сейчас
я
предлагаю
каждой
группе
выложить
коллаж
на
определенное
время
года
.
Внимание
!
Художник
подписал
где
,
что
находится
.
Поэтому
нужно
сначала
прочитать
,
найти
и
приклеить
изображения
.
(
Дети
составляют
коллаж
)
Итог
.
Воспитатель
.
Понравилось
вам
наше
путешествие
?
Что
запомнилось
?
Спасибо
за
ваши
интересные
изобретения
о
временах
года
.