Автор: Щербак Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 13
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры здоровья среднего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Формирование культуры здоровья среднего
дошкольного возраста.
Здоровье населения, особенно детей является одним из важнейших
показателей,
определяющих
потенциал
страны,
одна
из
характеристик
национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит
от
фундамента
жизнедеятельности,
который
формируется
в
дошкольном
детстве.
Дошкольное детство особый, самоценный период в жизни человека.
Сохранение
здоровья
детей
в
дошкольном
возрасте
является
главным
условием
их
дальнейшей
успешной
жизни.
Формирование
ценностного
отношения к своему здоровью важная задача педагогов и родителей, так как
именно
в
дошкольном
детстве
закладываются
основы
общей
культуры
личности компонентом которой является культура здоровья.
Большое
значение
в
создании
благоприятных
условий
для
формирования
у
дошкольников
представлений
о
здоровом
образе
жизни
играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении
здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая, так
как
правильно
организованная
воспитательно-образовательная
работа
с
детьми
нередко
в
большей
степени,
чем
все
медико-гигиенические
мероприятия,
обеспечивает
формирование
здоровья
и
здорового
образа
жизни.
Работу в этом направлении необходимо начинать с двух-трёх лет. В то
же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется
своими особенностями, которые следует учитывать в работе по
формированию ЗОЖ.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но
дать
самую
элементарную
характеристику
здоровью
еще
не
могут.
Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически
не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о
здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них
проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но
что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить
еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному.
В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно
делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не
есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что
в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью
со
стороны
внешней
среды
(холодно,
дождь,
сквозняк),
а
также
своих
собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
При
целенаправленном
воспитании,
обучении,
закреплении
в
повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий
физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.
При формировании культуры здоровья у детей среднего дошкольного
возраста необходимо решать следующие задачи:
1.
Продолжить
идентифицировать
свое
имя
с
собой;
знакомить
с
внешними частями тела; дать представление о способах выражения
своих состояний с помощью мимики и жестов); ценить свое тело; знать
основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением
органа
и
его
назначением,
между
своим
состоянием
и
способами
заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться
самостоятельно,
застегивать
пуговицы,
зашнуровывать
ботинки,
аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться
за помощью к сверстнику или взрослому.
2.
Продолжать
формировать
устойчивую
привычку
к
режиму
двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм,
чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены
органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье
(как
можно
познать
и
изменить
себя,
как
найти
свою
тропинку
к
здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж,
закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и
отдыха.
3.
С
помощью
взрослого
устанавливать
связь
между
совершаемыми
действиями,
привычками
и
состоянием
организма,
настроением,
самочувствием.
«Я
буду
заниматься
бегом,
как
папа,
чтобы
стать
здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит,
они у меня не будут болеть».
4.
Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом,
физкультурно-оздоровительной деятельности.
5.
Рассказывать о Правилах дорожного движения.
6.
Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях:
замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом;
озябли
ноги
—
попрыгай,
пошевели
пальцами;
промочил
ноги
—
переоденься в сухое.
7.
Рассказывать
о
культуре
еды,
правилах
поведения
за
столом,
о
последовательности
одевания,
умывания,
правил
гигиены;
учить
рациональным
способам
самообслуживания.
Учить
самостоятельно
мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с
раковины, крана.
8.
Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой,
ложкой,
есть
аккуратно,
не
спешить,
не
отвлекаться,
не
играть
столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным
ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять
взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно
выходить из-за стола, говорить «спасибо».
9.
Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла
и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и
кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие
условия.
Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового
образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в
группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем
им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной
форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы
ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела
человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом.
Так
же
предлагаем
детям
комплексы
утренней
гимнастики,
спортивные
упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены
все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены,
взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
С
целью
снижения
заболеваемости
составлен
план
лечебно
оздоровительных
мероприятий,
в
соответствии
с
которым
проводятся:
фитоаэроионизация, витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных
трав,
морской
водой,
дети
получают
фиточай
в
состав
которого
входят
лечебные сборы, в зимние месяцы лук, чеснок, в летние зелёные салаты,
проводятся
закаливающие
процедуры.
Большое
внимание
уделяется
соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем
воздухе, поддержанию температурного режима.
Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического
развития
детей
на
физкультурных
занятиях.
В
детском
саду
проводятся:
утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после
сна,
гигиенические
процедуры,
точечный
массаж.
На
прогулке
обеспечивается
возможность
для
двигательной
активности
детей.
Спортивные
и
музыкальные
развлечения,
праздники
(традиционные,
фольклорные)
помогают
раскрыть
возможности
каждого
ребёнка,
способствуют
возникновению
положительных
эмоций.
К
вопросам
формирования здорового образа жизни привлекаются родители.
Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные
условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать
элементарные
знания
о
своём
организме,
осознанное
ведения
здорового
образа жизни.
Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так
и в свободное время. Нами разработана программа "Я человек", которая
рассчитана на обучение детей от трёх до семи лет. Она включает в себя не
только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья.
Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь
любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой,
миром, будет действительно здоров.
На первом этапе работы по валеологическому воспитанию наша задача
помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди
отличаются от животных и чем он, отличается от других людей. Темы первых
занятий: "Кто я", "Как меня зовут", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди
маленькие", "Я росту".
Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут
видеть
(ручки,
ножки,
голова
и
т.д.),
их
назначением
и
уходу
за
ними.
Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем
как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте подводим
детей к понятию организм, знакомим с внутренними органами.
При
составлении
занятий,
мы
обязательно
включаем
в
их
состав
элементы ОБЖ. Предлагаем детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т.д.)
в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учимся оказывать
первую
помощь,
обсуждаем,
как
нужно
вести
себя,
чтобы
этого
не
произошло.
Приёмы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому
человеку.
В
нашем
детском
саду
используется
как
часть
занятия
и
в
повседневной жизни вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и
К.
Денейки.
Дети
с
удовольствием
выполняют
игровые
упражнения
с
носиком,
с
ушами,
руками
и
т.д.,
при
этом
они
развивают
мелкую
мускулатуру пальцев и учатся как можно помочь себе и окружающим.
Как известно на здоровье человека большое влияние оказывает умение
управлять
своим
настроением,
эмоциями.
Чтобы
сформировать
навыки
саморегуляции поведения, предлагаем применять социально-поведенческие
тренинги, тренинги эмоций аутотренинги.
Для
закрепления
и
расширения
знаний
по
валеологии,
один
раз
в
неделю, во второй половине дня у нас работает кружок "Я - человек" где дети
в непринуждённой обстановке познают себя.
Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии,
наблюдения,
рассматривание
картин,
занятия-беседы
разнообразные
дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и
опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.
Основным
результатом
работы
по
воспитанию
потребности
к
здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного
возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту,
счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.
Список литературы.
1) Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.:
Педагогическое общество России, 2001 - 407 с.
2) Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология.
Март, 2005. 527 с.
3) Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука,
2001. – 416 с.
4) Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей /
Л.В.Чернецова,
М.Н.Канкасова,
Г.В.Павлова
и
др.
//
Традиционные
и
нетрадиционные
методы
оздоровления
детей:
Тез.
докл.
В
Междунар.
науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - С.358-359.