Напоминание

"Формирование культуры здоровья среднего дошкольного возраста."


Автор: Щербак Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 13
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры здоровья среднего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культуры здоровья среднего

дошкольного возраста.

Здоровье населения, особенно детей является одним из важнейших

показателей,

определяющих

потенциал

страны,

одна

из

характеристик

национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит

от

фундамента

жизнедеятельности,

который

формируется

в

дошкольном

детстве.

Дошкольное детство особый, самоценный период в жизни человека.

Сохранение

здоровья

детей

в

дошкольном

возрасте

является

главным

условием

их

дальнейшей

успешной

жизни.

Формирование

ценностного

отношения к своему здоровью важная задача педагогов и родителей, так как

именно

в

дошкольном

детстве

закладываются

основы

общей

культуры

личности компонентом которой является культура здоровья.

Большое

значение

в

создании

благоприятных

условий

для

формирования

у

дошкольников

представлений

о

здоровом

образе

жизни

играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении

здоровья ребенка, проблема не только медицинская, но и педагогическая, так

как

правильно

организованная

воспитательно-образовательная

работа

с

детьми

нередко

в

большей

степени,

чем

все

медико-гигиенические

мероприятия,

обеспечивает

формирование

здоровья

и

здорового

образа

жизни.

Работу в этом направлении необходимо начинать с двух-трёх лет. В то

же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется

своими особенностями, которые следует учитывать в работе по

формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но

дать

самую

элементарную

характеристику

здоровью

еще

не

могут.

Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически

не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о

здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них

проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но

что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить

еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному.

В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно

делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не

есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что

в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью

со

стороны

внешней

среды

(холодно,

дождь,

сквозняк),

а

также

своих

собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

При

целенаправленном

воспитании,

обучении,

закреплении

в

повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий

физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.

При формировании культуры здоровья у детей среднего дошкольного

возраста необходимо решать следующие задачи:

1.

Продолжить

идентифицировать

свое

имя

с

собой;

знакомить

с

внешними частями тела; дать представление о способах выражения

своих состояний с помощью мимики и жестов); ценить свое тело; знать

основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением

органа

и

его

назначением,

между

своим

состоянием

и

способами

заботы о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться

самостоятельно,

застегивать

пуговицы,

зашнуровывать

ботинки,

аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться

за помощью к сверстнику или взрослому.

2.

Продолжать

формировать

устойчивую

привычку

к

режиму

двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм,

чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены

органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье

(как

можно

познать

и

изменить

себя,

как

найти

свою

тропинку

к

здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж,

закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и

отдыха.

3.

С

помощью

взрослого

устанавливать

связь

между

совершаемыми

действиями,

привычками

и

состоянием

организма,

настроением,

самочувствием.

«Я

буду

заниматься

бегом,

как

папа,

чтобы

стать

здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, значит,

они у меня не будут болеть».

4.

Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом,

физкультурно-оздоровительной деятельности.

5.

Рассказывать о Правилах дорожного движения.

6.

Рассказывать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях:

замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом;

озябли

ноги

попрыгай,

пошевели

пальцами;

промочил

ноги

переоденься в сухое.

7.

Рассказывать

о

культуре

еды,

правилах

поведения

за

столом,

о

последовательности

одевания,

умывания,

правил

гигиены;

учить

рациональным

способам

самообслуживания.

Учить

самостоятельно

мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с

раковины, крана.

8.

Рассказывать, как садиться за стол, правильно пользоваться вилкой,

ложкой,

есть

аккуратно,

не

спешить,

не

отвлекаться,

не

играть

столовыми приборами, не набивать рот, не разговаривать с полным

ртом, не чавкать брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять

взятое; не мешать другим детям; пользоваться салфеткой, спокойно

выходить из-за стола, говорить «спасибо».

9.

Рассказывать о микробах, доказать необходимость использования мыла

и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и

кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие

условия.

Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового

образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в

группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем

им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной

форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы

ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела

человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом.

Так

же

предлагаем

детям

комплексы

утренней

гимнастики,

спортивные

упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены

все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены,

взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

С

целью

снижения

заболеваемости

составлен

план

лечебно

оздоровительных

мероприятий,

в

соответствии

с

которым

проводятся:

фитоаэроионизация, витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных

трав,

морской

водой,

дети

получают

фиточай

в

состав

которого

входят

лечебные сборы, в зимние месяцы лук, чеснок, в летние зелёные салаты,

проводятся

закаливающие

процедуры.

Большое

внимание

уделяется

соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем

воздухе, поддержанию температурного режима.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического

развития

детей

на

физкультурных

занятиях.

В

детском

саду

проводятся:

утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после

сна,

гигиенические

процедуры,

точечный

массаж.

На

прогулке

обеспечивается

возможность

для

двигательной

активности

детей.

Спортивные

и

музыкальные

развлечения,

праздники

(традиционные,

фольклорные)

помогают

раскрыть

возможности

каждого

ребёнка,

способствуют

возникновению

положительных

эмоций.

К

вопросам

формирования здорового образа жизни привлекаются родители.

Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные

условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать

элементарные

знания

о

своём

организме,

осознанное

ведения

здорового

образа жизни.

Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так

и в свободное время. Нами разработана программа "Я человек", которая

рассчитана на обучение детей от трёх до семи лет. Она включает в себя не

только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья.

Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь

любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой,

миром, будет действительно здоров.

На первом этапе работы по валеологическому воспитанию наша задача

помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди

отличаются от животных и чем он, отличается от других людей. Темы первых

занятий: "Кто я", "Как меня зовут", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди

маленькие", "Я росту".

Затем малыши знакомятся с частями своего тела, которые они могут

видеть

(ручки,

ножки,

голова

и

т.д.),

их

назначением

и

уходу

за

ними.

Следующим этапом работы является ознакомление с органами чувств и с тем

как они функционируют. И только в старшем дошкольном возрасте подводим

детей к понятию организм, знакомим с внутренними органами.

При

составлении

занятий,

мы

обязательно

включаем

в

их

состав

элементы ОБЖ. Предлагаем детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т.д.)

в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учимся оказывать

первую

помощь,

обсуждаем,

как

нужно

вести

себя,

чтобы

этого

не

произошло.

Приёмы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому

человеку.

В

нашем

детском

саду

используется

как

часть

занятия

и

в

повседневной жизни вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и

К.

Денейки.

Дети

с

удовольствием

выполняют

игровые

упражнения

с

носиком,

с

ушами,

руками

и

т.д.,

при

этом

они

развивают

мелкую

мускулатуру пальцев и учатся как можно помочь себе и окружающим.

Как известно на здоровье человека большое влияние оказывает умение

управлять

своим

настроением,

эмоциями.

Чтобы

сформировать

навыки

саморегуляции поведения, предлагаем применять социально-поведенческие

тренинги, тренинги эмоций аутотренинги.

Для

закрепления

и

расширения

знаний

по

валеологии,

один

раз

в

неделю, во второй половине дня у нас работает кружок "Я - человек" где дети

в непринуждённой обстановке познают себя.

Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии,

наблюдения,

рассматривание

картин,

занятия-беседы

разнообразные

дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и

опыты, валеологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.

Основным

результатом

работы

по

воспитанию

потребности

к

здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного

возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту,

счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Список литературы.

1) Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.:

Педагогическое общество России, 2001 - 407 с.

2) Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология.

Март, 2005. 527 с.

3) Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука,

2001. – 416 с.

4) Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей /

Л.В.Чернецова,

М.Н.Канкасова,

Г.В.Павлова

и

др.

//

Традиционные

и

нетрадиционные

методы

оздоровления

детей:

Тез.

докл.

В

Междунар.

науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - С.358-359.



В раздел образования