Автор: Демидюк Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ №44
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетическое воспитание детей среднего возраста, через ознакомление с народно-прикладным искусством"
Раздел: дошкольное образование
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНО ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ .
Получить в детстве начало эстетического воспитания-значит
на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение
понимать и ценить произведения искусства, приобщаться
к художественному творчеству.
(Н.А. Ветлугина)
В наше время , полное противоречий и тревог, быстрого развития
технологий , часто приходится задумываться о том, какими вырастут
нынешнее поколение дошкольников. Сможем ли мы педагоги дошкольного
образования помочь детям принять мир такой, какой он есть, не забывая
наших корней.
Эстетическое воспитание детей в детском саду- это ежедневная работа во
всех видах деятельности ребенка. Никакая прогрессивная методика не в
силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по
изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам.
Поэтому необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе,
слышать в музыке, чувствовать в поэзии , и в результате передавать
увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное
значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих
земляков, детям легче понять и творчество других народов нашей страны,
получить первоначальное эстетическое воспитание.
Для этого нам необходимо проводить работу по ознакомлению с народно-
прикладным искусством и промыслом, которое сохранилось до наших дней в
нашей необъятной и могучей России.
С самого раннего детства надо учить детей видеть вокруг себя красоту
нашей Родины, красоту места где ты живешь, и для этого нет лучшего пути ,
чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством
народных умельцев .
Знакомство с различными видами народно- прикладного искусства на
занятиях по декоративному рисованию мы поможет нашим детям увидеть
прекрасное и доброе, научит воспринимать красоту русских игрушек,
познакомим с народными традициями, тем самым будут заложены основы
формированию эстетического воспитания.
Именно занятия по декоративному рисованию, могут научить детей
воспринимать прекрасное и доброе ,научать детей любоваться красотой .
В средней группе мы продолжаем детей знакомить с дымковской игрушкой,
необходимо создать условия, направленные на развитие художественных
способностей детей, воображение и желание выразить свои личные
переживания к создаваемым образам.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и
педагогическую страницу в народном творчестве. Более , чем «детскую»
игрушку трудно придумать, но может она заинтересовать детей только в
отдельных образах: петухи, наездники, лошадки, барыни, конюхи и т.д.
Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном
творчестве, рисовать яркими сочными тонами красок и дети с большим
удовольствием и старанием рисуют лошадок , петухов ,разукрашивают
барышень, и все это способствует эстетическому воспитанию детей.
Для того, чтобы ребенок правильно создавал и воспринимал дымковскую
игрушку, необходимо: познакомить детей с игрушкой, сформировать у детей
навыки рисования дымковских узоров.
Задачей воспитателей является создание условий , направленных на
развитие художественных способностей детей, воображение ,образное
мышление, которое способствует приобщение к народному творчеству,
эстетическому восприятию дымковской игрушке.
В процессе работы дети закрепляют технические навыки, учатся
анализировать и сравнивать дымковскую игрушку с другими игрушками,
используя народный промысел.
В узорах дымковской росписи соблюдается определенный ритм, симметрия,
соразмерность отдельных элементов, яркость и сочность красок создает у
детей четкие представления о дымковской росписи, нарядность и яркость
воспитывает эстетическое восприятие детей к дымковской игрушке.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на
дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к
различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует
эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский : «Истоки способностей и
дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем
больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие с орудиями труда , тем сложнее движения
необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие
рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами , чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок.»