Автор: Толстикова Ольга Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация проекта "Семья" рамках программы развития школы"
Раздел: среднее образование
Толстикова О.А.
учитель биологии
МБОУ «СОШ №13»
Проект «СЕМЬЯ »
Актуальность. Взаимодействие с внешней средой является ключевым фактором
существования
любой
организации,
в
том
числе
и
образовательного
учреждения.
Необходимо такое изменение механизмов взаимодействия с субъектами внешней среды,
которое обеспечивало бы максимальный учет их спроса на образовательные услуги.
В последнее время на федеральном уровне предприняты шаги, предполагающие
развитие
партнерских
отношений
сферы
образования
с
субъектами
внешней
среды,
привлечение
в
систему
образования
дополнительных
ресурсов.
Родители
являются
реальными заказчиками образования, и именно их отношение к школе и процессам, в ней
происходящим, является важнейшим критерием эффективности работы школы.
Таким
образом,
необходимо
сформировать
систему
партнерских
отношений
и
взаимной ответственности родителей и школы в развитии, защите и воспитании детей, в
подготовке их к общественной и семейной жизни, в ресурсном обеспечении системы
образования.
Анализ
проблемы. Семья всегда являлась
важнейшей средой формирования
личности
и
главнейшим
институтом
воспитания.
Система
семейного
воспитания
в
последнее
время
претерпевают
значительные
изменения.
Известно,
что
состояние
современной семьи обусловлено рядом негативных факторов. В
настоящее
время
произошло разрушение статуса семьи, нарушены нравственные представления о браке и
семье,
утрачены
традиционные
восприятия
родительства
и
детства.
Изменилось
и
качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители
нередко
проявляют
неграмотность
в
вопросах
развития и
воспитания.
Причинами
семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный
психологический
климат,
неумение
строить
внутрисемейные
отношения,
нанося
значительный
вред
духовному
и
психологическому
развитию
становления
личности
ребенка.
Следствием кризисного состояния семьи также является и проблема здоровья детей,
в последнее время обозначенная как приоритетное направление работы.
Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране
значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в
себя
все
недостатки
общества
в
его
переломный
период,
становится
все
более
непредсказуемым.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе.
Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Поэтому
вопрос
организации
совместного
взаимодействия
и
сотрудничества
родителей, учителей и обучающихся является одной из острых проблем школы. Хочется
видеть в родителях настоящих и искренних помощников.
Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как
никогда приобрело первостепенное значение. Школа была, есть и остается одним из тех
социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и
социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Таким образом, семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов
воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность ребенка и
всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Цель: формирование
системы
ценностных
семейных
отношений,
максимально
комфортных условий для личностного роста и развития ребенка через сотрудничество
семьи и школы.
Задачи:
Ознакомление
родителей
с содержанием
и
методикой
учебно-воспитательного
процесса,
организуемого
школой,
обусловленного
необходимостью выработки
единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания,
отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-
воспитательном процессе школы.
Расширение
воспитательной
среды,
увеличение
позитивного
влияния на
развивающуюся
личность
школьника,
повышение
профе ссионализма,
организуемой
в
школе воспитательной
внеурочной
деятельности,
улучшение
взаимоотношения
учителей,
родителей
и
детей
в
ходе
этой
деятельности,
формирование
у
родителей
культуры
принадлежности
к
школьному
образовательно-воспитательному процессу.
Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).
Углубление
знаний
о
семье
как
о
социальном
институте и её воспитательной
функции.
Формирование
у
педагогов
установки
на
необходимость
тесных
контактов с семьёй.
Концепция проекта
Проект
направлен
на
разработку
и
внедрение
системы
работы
с
родителями,
реализация
которого
позволит
организовать
взаимодействие
с
ними
по
разным
направлениям,
активизировать
участие
родителей
в
жизни
школы,
привлечь
дополнительные ресурсы, удовлетворить запросы родительской общественности в области
обучения и воспитания, в конечном счете, повысить качество образования.
Системность преобразований предполагает:
-
переход
к
компетентностно-ориентированному
просвещению
родителей
и
учащихся,
нацеленному
на
формирование
у
пап
и
мам
ключевых
педагогических
и
психологических компетентностей в деле воспитания детей;
-усиление связи школы и родительской общественности;
-формирование
системы
социального
партнерства
с
родителями
в
интересах
воспитания и обучения детей.
Это означает, что родители должны владеть соответствующими знаниями в области
психологии, педагогики, эффективными методами воспитания детей.
Построение эффективного взаимодействия школы и родительской общественности
ведется по следующим модулям:
Модуль
1. «Образовательная деятельность» включает проведение совместных
занятий на всех уровнях обучения:
начальная школа – проведение дня открытых уроков;
основная школа – проведение общественного контроля за знаниями учащихся;
старшая школа – проведение репетиционного экзаменов, с участие родительской
общественности.
Модуль 2. «Внеурочная деятельность» реализуется через проведение совместных
мероприятий, круглых столов и диспутов.
Модуль
3.
«Социальное
партнерство» включает
систему
взаимодействия
с
официальными структурами, общественными организациями, учреждениями культуры.
Реализация модуля осуществляется через проведение собраний с участием администрации
в 1-х и 10-х классах и совместных собраний с родителями и учителями предметниками,
проведение родительских лекториев с приглашением специалистов УРАО, торжественное
собрание «Честь и гордость школы».
Модуль 4. «Система повышения квалификации педагогов» включает изучение
нормативно-правовых
документов
по
работе
с
семьей, уточнение
функциональных
обязанностей
социального
педагога,
классного
руководителя,
повышение
профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей, обобщение и
распространение опыта работы педагогов на фестивалях и т.д. по работе с семьей.
Критерии:
1.
Качество успеваемости.
2.
Межличностные взаимоотношения в классе.
3.
Улучшение
взаимоотношений
ребенок-родитель,
ребенок-учитель,
ребенок-
ребенок
4.
Повышение уровня воспитанности обучающихся.
5.
Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в школе.
Формы работы:
1. Родительские собрания.
2. Школьный лекторий, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное
просвещение родителей.
3. Совместные праздники.
4. Посещения семей, заседания родительских комитетов.
5. Совет школы, классные советы, общешкольные и классные родительские комитеты.
Ожидаемые результаты:
Реализация основных направлений позволит
Укрепить связь с семьями учащихся.
Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся.
Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся.
Достичь
высокой
степени
удовлетворенности
обучающихся
и
их
родителей
качеством образования.
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Результат
Модуль 1. Образовательная деятельность
1
День открытых уроков в
начальной школе
январь
учителя начальных
классов
повышение степени
удовлетворённости
родителей результатами
работы школы
2
Общественный контроль
знаний в 5-11 классах
в течение года
администрация,
классные
руководители,
разрешение проблем
между обучающимися
и их родителями,
учителя -
предметники
обучающимися и
педагогами
3
Репетиционное ЕГЭ с
привлечением
родительской
общественности
декабрь
администрация,
классные
руководители,
учителя -
предметники
разрешение проблем
между обучающимися
и их родителями,
обучающимися и
педагогами
Модуль 2. Внеурочная деятельность
1
Организация
совместного досуга
родителей и детей
через совместную
внеурочную
деятельность
По плану
зам. директора по ВР
классный
руководитель
родительский
комитет
Создание единого
воспитательного
пространства
«родители-дети-
учителя»; улучшение
микроклимата в семье;
уменьшение факторов
риска, приводящих к
безнадзорности,
правонарушениям и
злоупотреблению
психоактивными
веществами в детской
среде, сокращение
числа неблагополучных
семей
2
Круглые столы, диспуты
По плану
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Повышение
педагогической
культуры родителей во
взаимоотношении с
ребенком
3
Индивидуальная работа
с родителями и с
неблагополучными
семьями
систематически
администрация
школы, социальный
педагог, классные
руководители
Модуль 3. Социальное партнерство
1
Вовлечение родителей
в управленческую
деятельность (выбор
представителей в
родительский комитет
класса, совета школы)
сентябрь
ежегодно
администрация
Создание единого
воспитательного
пространства
«родители-дети-
учителя»
2
Классные собрания в 1 и
10 классах с участием
администрации школы
сентябрь -
октябрь
администрация,
классные
руководители
повышение степени
удовлетворённости
родителей результатами
работы школы
3
Совместные
родительские и
ученические собрания с
приглашением учителей
предметников.
По мере
необходимости
администрация
школы,
педагогический
коллектив
Улучшение
микроклимата в семье и
повышение качества
знаний обучающихся;
разрешение проблем
между обучающимися
и их родителями,
обучающимися и
педагогами
4
Торжественный
собрание «Честь и
гордость школы»
май
Администрация,
классные
руководители
Повышение степени
удовлетворённости
родителей результатами
работы школы
5
Проведение совместных
мероприятий с ММО
МВД России
"Глазовский", Военно-
патриотическим клубом
«Кречет»
систематически
Администрация,
классные
руководители
Уменьшение факторов
риска, приводящих к
безнадзорности и
правонарушениям
6
Посещение членами
родительских комитетов
«проблемных » семей.
в течение года
администрация,
социальный педагог,
классные
руководители, члены
родительского
комитета.
создание единого
воспитательного
пространства
«родители – дети -
учителя», Уменьшение
факторов риска,
приводящих к
безнадзорности и
правонарушениям
7
Проведение
родительских лекториев
с приглашением
специалистов УРАО
По плану работы
школы
Зам. директора по
ВР, классные
руководители
Повышение
педагогической
культуры родителей во
взаимоотношении с
ребенком
8
Оформление
пришкольного участка, с
привлечением
общественности
микрорайона
Май - июнь
Классные
руководители
Модуль 4. Система повышения квалификации
1
Изучение нормативно-
правовых документов по
работе с семьей
по плану работы
школы
знание педагогами
необходимых
нормативных
правовых
документов
администрация школы,
социальный педагог,
классные руководители,
библиотекарь
2
Уточнение
функциональных
обязанностей
социального педагога,
классного руководителя
сентябрь
ежегодно
знание педагогами
необходимых
нормативных
правовых
документов
Директор
3
Повышение
профессиональной
квалификации по
проблеме организации
работы с семьей.
По плану
знание педагогами
необходимых
нормативных
правовых
документов,
доступность
информации по
проблеме работы с
семьями
зам директора по УВР
4
Обобщение и
в течение года
публикации
администрация школы,
распространение опыта
работы педагогов на
ШМО, ГМО,
фестивалях, конкурсах и
т.д. по работе с семьей.
методических
разработок,
выступления на
семинарах разного
уровня, информация
на школьном сайте
и в СМИ
социальный педагог,
педагогический
коллектив
Результаты проекта «Семья» (приложение)
№
п/п
Ожидаемый результат
Проект «Семья»
Индикатор
Показа
тели
Значение
2015
2016
2017
1
Увеличение доли
удовлетворённости
родительской
общественностью
деятельностью ОО
(динамика за год)
Доля от общего
числа учащихся
%
60
75
83
2
Создано родительское
объединения
Совет школы
Количество
шт.
1
1
1
3
Увеличение количества
социальных партнеров
(участие родительской
общественности в
деятельности ОО и
проведение совместных
мероприятий)
Количество
шт.
3
4
6
4
Увеличение доли
педагогов, прошедших
курсы повышения
квалификации по
вопросам взаимодействия
семьи и школы (динамика
за год)
Доля от общего
количества
педагогов
%
3
5
7