Напоминание

"Реализация проекта "Семья" рамках программы развития школы"


Автор: Толстикова Ольга Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация проекта "Семья" рамках программы развития школы"
Раздел: среднее образование





Назад




Толстикова О.А.

учитель биологии

МБОУ «СОШ №13»

Проект «СЕМЬЯ »

Актуальность. Взаимодействие с внешней средой является ключевым фактором

существования

любой

организации,

в

том

числе

и

образовательного

учреждения.

Необходимо такое изменение механизмов взаимодействия с субъектами внешней среды,

которое обеспечивало бы максимальный учет их спроса на образовательные услуги.

В последнее время на федеральном уровне предприняты шаги, предполагающие

развитие

партнерских

отношений

сферы

образования

с

субъектами

внешней

среды,

привлечение

в

систему

образования

дополнительных

ресурсов.

Родители

являются

реальными заказчиками образования, и именно их отношение к школе и процессам, в ней

происходящим, является важнейшим критерием эффективности работы школы.

Таким

образом,

необходимо

сформировать

систему

партнерских

отношений

и

взаимной ответственности родителей и школы в развитии, защите и воспитании детей, в

подготовке их к общественной и семейной жизни, в ресурсном обеспечении системы

образования.

Анализ

проблемы. Семья всегда являлась

важнейшей средой формирования

личности

и

главнейшим

институтом

воспитания.

Система

семейного

воспитания

в

последнее

время

претерпевают

значительные

изменения.

Известно,

что

состояние

современной семьи обусловлено рядом негативных факторов. В

настоящее

время

произошло разрушение статуса семьи, нарушены нравственные представления о браке и

семье,

утрачены

традиционные

восприятия

родительства

и

детства.

Изменилось

и

качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители

нередко

проявляют

неграмотность

в

вопросах

развития и

воспитания.

Причинами

семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный

психологический

климат,

неумение

строить

внутрисемейные

отношения,

нанося

значительный

вред

духовному

и

психологическому

развитию

становления

личности

ребенка.

Следствием кризисного состояния семьи также является и проблема здоровья детей,

в последнее время обозначенная как приоритетное направление работы.

Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране

значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в

себя

все

недостатки

общества

в

его

переломный

период,

становится

все

более

непредсказуемым.

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе.

Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.

Поэтому

вопрос

организации

совместного

взаимодействия

и

сотрудничества

родителей, учителей и обучающихся является одной из острых проблем школы. Хочется

видеть в родителях настоящих и искренних помощников.

Из всего сказанного ясно, что возрождение нормальной семьи и ее функций как

никогда приобрело первостепенное значение. Школа была, есть и остается одним из тех

социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и

социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

Таким образом, семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов

воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность ребенка и

всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Цель: формирование

системы

ценностных

семейных

отношений,

максимально

комфортных условий для личностного роста и развития ребенка через сотрудничество

семьи и школы.

Задачи:

Ознакомление

родителей

с содержанием

и

методикой

учебно-воспитательного

процесса,

организуемого

школой,

обусловленного

необходимостью выработки

единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания,

отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-

воспитательном процессе школы.

Расширение

воспитательной

среды,

увеличение

позитивного

влияния на

развивающуюся

личность

школьника,

повышение

профе ссионализма,

организуемой

в

школе воспитательной

внеурочной

деятельности,

улучшение

взаимоотношения

учителей,

родителей

и

детей

в

ходе

этой

деятельности,

формирование

у

родителей

культуры

принадлежности

к

школьному

образовательно-воспитательному процессу.

Психолого-педагогическое просвещение родителей (педагогика сотрудничества).

Углубление

знаний

о

семье

как

о

социальном

институте и её воспитательной

функции.

Формирование

у

педагогов

установки

на

необходимость

тесных

контактов с семьёй.

Концепция проекта

Проект

направлен

на

разработку

и

внедрение

системы

работы

с

родителями,

реализация

которого

позволит

организовать

взаимодействие

с

ними

по

разным

направлениям,

активизировать

участие

родителей

в

жизни

школы,

привлечь

дополнительные ресурсы, удовлетворить запросы родительской общественности в области

обучения и воспитания, в конечном счете, повысить качество образования.

Системность преобразований предполагает:

-

переход

к

компетентностно-ориентированному

просвещению

родителей

и

учащихся,

нацеленному

на

формирование

у

пап

и

мам

ключевых

педагогических

и

психологических компетентностей в деле воспитания детей;

-усиление связи школы и родительской общественности;

-формирование

системы

социального

партнерства

с

родителями

в

интересах

воспитания и обучения детей.

Это означает, что родители должны владеть соответствующими знаниями в области

психологии, педагогики, эффективными методами воспитания детей.

Построение эффективного взаимодействия школы и родительской общественности

ведется по следующим модулям:

Модуль

1. «Образовательная деятельность» включает проведение совместных

занятий на всех уровнях обучения:

начальная школа – проведение дня открытых уроков;

основная школа – проведение общественного контроля за знаниями учащихся;

старшая школа – проведение репетиционного экзаменов, с участие родительской

общественности.

Модуль 2. «Внеурочная деятельность» реализуется через проведение совместных

мероприятий, круглых столов и диспутов.

Модуль

3.

«Социальное

партнерство» включает

систему

взаимодействия

с

официальными структурами, общественными организациями, учреждениями культуры.

Реализация модуля осуществляется через проведение собраний с участием администрации

в 1-х и 10-х классах и совместных собраний с родителями и учителями предметниками,

проведение родительских лекториев с приглашением специалистов УРАО, торжественное

собрание «Честь и гордость школы».

Модуль 4. «Система повышения квалификации педагогов» включает изучение

нормативно-правовых

документов

по

работе

с

семьей, уточнение

функциональных

обязанностей

социального

педагога,

классного

руководителя,

повышение

профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей, обобщение и

распространение опыта работы педагогов на фестивалях и т.д. по работе с семьей.

Критерии:

1.

Качество успеваемости.

2.

Межличностные взаимоотношения в классе.

3.

Улучшение

взаимоотношений

ребенок-родитель,

ребенок-учитель,

ребенок-

ребенок

4.

Повышение уровня воспитанности обучающихся.

5.

Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в школе.

Формы работы:

1. Родительские собрания.

2. Школьный лекторий, родительские лектории по микрогруппам родителей, поклассное

просвещение родителей.

3. Совместные праздники.

4. Посещения семей, заседания родительских комитетов.

5. Совет школы, классные советы, общешкольные и классные родительские комитеты.

Ожидаемые результаты:

Реализация основных направлений позволит

Укрепить связь с семьями учащихся.

Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся.

Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся.

Достичь

высокой

степени

удовлетворенности

обучающихся

и

их

родителей

качеством образования.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

Модуль 1. Образовательная деятельность

1

День открытых уроков в

начальной школе

январь

учителя начальных

классов

повышение степени

удовлетворённости

родителей результатами

работы школы

2

Общественный контроль

знаний в 5-11 классах

в течение года

администрация,

классные

руководители,

разрешение проблем

между обучающимися

и их родителями,

учителя -

предметники

обучающимися и

педагогами

3

Репетиционное ЕГЭ с

привлечением

родительской

общественности

декабрь

администрация,

классные

руководители,

учителя -

предметники

разрешение проблем

между обучающимися

и их родителями,

обучающимися и

педагогами

Модуль 2. Внеурочная деятельность

1

Организация

совместного досуга

родителей и детей

через совместную

внеурочную

деятельность

По плану

зам. директора по ВР

классный

руководитель

родительский

комитет

Создание единого

воспитательного

пространства

«родители-дети-

учителя»; улучшение

микроклимата в семье;

уменьшение факторов

риска, приводящих к

безнадзорности,

правонарушениям и

злоупотреблению

психоактивными

веществами в детской

среде, сокращение

числа неблагополучных

семей

2

Круглые столы, диспуты

По плану

Зам. директора по

ВР, классные

руководители

Повышение

педагогической

культуры родителей во

взаимоотношении с

ребенком

3

Индивидуальная работа

с родителями и с

неблагополучными

семьями

систематически

администрация

школы, социальный

педагог, классные

руководители

Модуль 3. Социальное партнерство

1

Вовлечение родителей

в управленческую

деятельность (выбор

представителей в

родительский комитет

класса, совета школы)

сентябрь

ежегодно

администрация

Создание единого

воспитательного

пространства

«родители-дети-

учителя»

2

Классные собрания в 1 и

10 классах с участием

администрации школы

сентябрь -

октябрь

администрация,

классные

руководители

повышение степени

удовлетворённости

родителей результатами

работы школы

3

Совместные

родительские и

ученические собрания с

приглашением учителей

предметников.

По мере

необходимости

администрация

школы,

педагогический

коллектив

Улучшение

микроклимата в семье и

повышение качества

знаний обучающихся;

разрешение проблем

между обучающимися

и их родителями,

обучающимися и

педагогами

4

Торжественный

собрание «Честь и

гордость школы»

май

Администрация,

классные

руководители

Повышение степени

удовлетворённости

родителей результатами

работы школы

5

Проведение совместных

мероприятий с ММО

МВД России

"Глазовский", Военно-

патриотическим клубом

«Кречет»

систематически

Администрация,

классные

руководители

Уменьшение факторов

риска, приводящих к

безнадзорности и

правонарушениям

6

Посещение членами

родительских комитетов

«проблемных » семей.

в течение года

администрация,

социальный педагог,

классные

руководители, члены

родительского

комитета.

создание единого

воспитательного

пространства

«родители – дети -

учителя», Уменьшение

факторов риска,

приводящих к

безнадзорности и

правонарушениям

7

Проведение

родительских лекториев

с приглашением

специалистов УРАО

По плану работы

школы

Зам. директора по

ВР, классные

руководители

Повышение

педагогической

культуры родителей во

взаимоотношении с

ребенком

8

Оформление

пришкольного участка, с

привлечением

общественности

микрорайона

Май - июнь

Классные

руководители

Модуль 4. Система повышения квалификации

1

Изучение нормативно-

правовых документов по

работе с семьей

по плану работы

школы

знание педагогами

необходимых

нормативных

правовых

документов

администрация школы,

социальный педагог,

классные руководители,

библиотекарь

2

Уточнение

функциональных

обязанностей

социального педагога,

классного руководителя

сентябрь

ежегодно

знание педагогами

необходимых

нормативных

правовых

документов

Директор

3

Повышение

профессиональной

квалификации по

проблеме организации

работы с семьей.

По плану

знание педагогами

необходимых

нормативных

правовых

документов,

доступность

информации по

проблеме работы с

семьями

зам директора по УВР

4

Обобщение и

в течение года

публикации

администрация школы,

распространение опыта

работы педагогов на

ШМО, ГМО,

фестивалях, конкурсах и

т.д. по работе с семьей.

методических

разработок,

выступления на

семинарах разного

уровня, информация

на школьном сайте

и в СМИ

социальный педагог,

педагогический

коллектив

Результаты проекта «Семья» (приложение)

п/п

Ожидаемый результат

Проект «Семья»

Индикатор

Показа

тели

Значение

2015

2016

2017

1

Увеличение доли

удовлетворённости

родительской

общественностью

деятельностью ОО

(динамика за год)

Доля от общего

числа учащихся

%

60

75

83

2

Создано родительское

объединения

Совет школы

Количество

шт.

1

1

1

3

Увеличение количества

социальных партнеров

(участие родительской

общественности в

деятельности ОО и

проведение совместных

мероприятий)

Количество

шт.

3

4

6

4

Увеличение доли

педагогов, прошедших

курсы повышения

квалификации по

вопросам взаимодействия

семьи и школы (динамика

за год)

Доля от общего

количества

педагогов

%

3

5

7



В раздел образования