Автор: Коровина Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " ДС № 3 " Надежда" г. Благовещенска
Населённый пункт: Амурская область. г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством театрализованной деятельности
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств и
реализации творческой деятельности дошкольников определена
Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
Всё это необычайно актуализирует поиск источников формирования
познавательных интересов и познавательных действий в различных
видах деятельности.
Уникальным средством развития творческих способностей детей
является театрализованная деятельность. Так как сегодня существует
социальный заказ на творческую личность, в своей
педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.
Что такое творческие способности? Это понятие тесным образом связано
с понятием «творчество» и «творческая деятельность».
Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность
человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет
внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о
мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Способности – это индивидуально-психологические особенности
личности, которые являются условиями успешного осуществления
данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и
навыками.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих
способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это
индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует
от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым
условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При
благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Развитию
творчества ребёнка способствует наличие генетической основы и условий
социально-педагогического характера. Наибольшая ценность
детской театрализованной деятельности заключается в том, что
драматизация непосредственно связана с игрой, т. е. содержит в себе
элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют,
импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный
материал.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи через
интеграцию всех образовательных областей (социально-личностное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и
физическое развитие)
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также
позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью
раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.
Дети становятся, не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные
знания, умения и навыки они могут применить в жизни.
Самое важное, на мой взгляд, в работе по развитию творческих
способностей это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать
артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать,
красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования
этих качеств существует много игр и упражнений, направленных на развитие
речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и
двигательных способностей, которые я и использовала в своей работе.
Например, для развития выразительности речи детей каждый день
проводят артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка,
дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это
служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а
самое главное, - дети любят эти упражнения,
что способствует положительному эмоциональному настрою на
дальнейшую деятельность.
Часто используем фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки,
заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы,
речевому развитию в целом.
Для развития памяти, воображения, фантазирования используем,
пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов.
Игра называется «Театральная разминка», она учит распознавать эмоции по
интонации и изображать их, используя мимику и жесты.
Игра «Театральная разминка»
Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их,
используя мимику и жесты.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вы хотите поиграть?
Называется игра
«Разминка театральная».
Бывает, без сомнения,
разное настроение,
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.
Не мало важно развивать быстроту реакции, координацию движений и
умение владеть жестами. Я буду задавать вопросы, а вы быстро будите
отвечать на них: Вот так! Сопровождая ответ жестами. Делаем все четко и
быстро.
Игра называется «КАК ЖИВЕШЬ?»
Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение
владеть жестами.
Ход игры.
Педагог: Дети:
Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Таким образом, театральная деятельность учит детей быть
творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми,
умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными,
художественно-изобразительными, непосредственными, наконец,
здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
А нашему обществу необходим человек именно такого качества, который
бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть
проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество
пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Именно театрализованная деятельность является уникальным
средством развития коммуникативных качеств и творческих способностей
детей.