Напоминание

"Народные праздники в воспитании дошкольника"


Автор: Кочнева Ираида Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: Мбдоу Подгорнский детский сад " Берёзка"
Населённый пункт: с.Подгорное, Томская область, Чаинский район
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Народные праздники в воспитании дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Теоретическая база опыта.

Обобщение моего опыта по теме « Народные праздники как средство нравственного

и познавательного развития ребёнка хочется начать со слов Серафима Роуза :

«Опасная роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его

лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории

очень важно, и его надо прививать детям».

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической

мудрости обращались многие учёные и педагоги, изучая всесторонне его потенциал.

В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного

воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребёнка. По мнению

Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребёнка к народной культуре происходит

развитие речи и образного мышления. Возможности народной культуры, как средства

творческого развития ребёнка, формирования представлений у детей о народном

искусстве раскрыли Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова и другие.

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя,

началом, порождающей личность.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно

хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и

переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её

глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребёнке пробудить

чувство любви к Родине. Конкретно пробудить , а не навязать, так как в базе

патриотизма лежит духовное самоопределение.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой

одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное

для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: « Всё новое – хорошо

забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и

человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в

истинность которых уже перестали верить.

Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у

дошкольников патриотическое чувства, и развивать духовность. Обращение к

народным истокам, декоративно- прикладному и фольклорному искусству народа в

воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

Условия возникновения и становления опыта.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале

экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне

материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень

детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в

обществе. Иностранные мультики- боевики постепенно стали вытеснять наши добрые

русские сказки. У детей появились игрушки- монстры, различные неведомые чудовища.

Дошкольный период жизни ребёнка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны

наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой

он растёт, заложить предпосылки начал. А что может духовно обогатить среду, помочь

сформировать культуру личности ребёнка? Безусловно, это родная культура.

Я построила свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе

русского праздника. Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что

праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью,

весельем. Дети считают дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои

годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы

детство без праздников.

Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют

сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют

образовательную функцию, т.к. в процессе люди обмениваются впечатлениями и

новостями.

При организации детских праздников как особой формы проведения свободного

времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга:

душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие

их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Система работы.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие

ребёнка на традициях народной культуры. Разнообразные темы и формы

увлекательных мероприятий, знакомящих детей с народным праздником. Народный

праздник – это традиция, передаваемая из поколения в поколения, которая содержит в

себе разнообразные средства и формы воспитания. В народном календаре каждое

время года отмечен памятными праздниками: проводы зимы, радостью собранного

урожая, летними гуляниями. Из всего многообразия мной были выбраны наиболее

значимые праздники, такие как : « Осенины», « Рождество», «Масленица», « Пасха».

Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст ( младший, средний, старший)

разработаны перспективные планы работы на год, построенный на основе программы

«Родник» (авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук.

Е.В. Соловьёва). Использую в работе пособие «Воспитание детей на традициях

народной культуры» ( автор- составитель В.П. Ватаман)

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных

качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывает чувство прекрасного.

Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это

позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

« Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В моей группе есть настольные игры:

« Мой дом», « Моя Родина», « Народные промыслы»; Альбомы: « Дымковская

игрушка», « Золотая хохлома», « Филимоновская игрушка» и др.; Раскраски:

«Матрёшки», « Костюмы народов России». Эти пособия знакомят детей с элементами,

узорами, орнаментами, сюжетными композициями.

Дети в любой момент могут воспользоваться различными видами театра: настольный,

кукольный, пальчиковый, театр на дисках, театр магнитов. В нашей группе есть своя

костюмерная, в которой имеются русские народные костюмы для девочек и мальчиков.

Создана фонотека русской народной музыки. Дети могут поиграть с матрёшками,

куклами-скрутками.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-

развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью я

создала в детском саду музей « Русская изба». Наш музей – не традиционен: экспонаты

не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и

нужно всё трогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Только

прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к

истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков,

донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Первые посещения музея начинается с младшей группы. Перед тем как посетить музей,

готовлю детей к восприятию намеченной темы, даю первоначальный минимум

знаний. Знакомлю с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом

действий с ними. Очень часто некоторые предметы используются на праздниках,

развлечениях, в непосредственной образовательной деятельности. Наши посещения музея,

я называю « в гости к бабушке Арине», которой бываю сама. Дети всегда очень радуются

таким походам.

В нашем музеи мы с детьми знакомимся с нетрадиционными способами рисования,

лепим из теста, знакомимся с фольклорными песнями, танцами.

Создание музея помогает сделать наши праздники более интересными, приближенными

к далёкой действительности.

Три года назад я руководила творческой группой, работавшей над темой

« Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста». Нашей группой создана

богатая база костюмов для детей и взрослых, это тоже помогает в организации весёлых,

костюмированных праздников.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к

сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные

игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и

мы делаем их достоянием наших детей. Народные игры незаменимы на праздниках.

Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к

сообразительности, вниманию.

В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм,

музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством

человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым

источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Задачи работы по данной теме глубоки и серьёзны, решать их без участия родителей

невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряю интересные формы

работы: совместные концерты, конкурс презентаций « Семейные традиции», выставки

поделок, выставки в музеи « Мамины игрушки», «Наши друзья- комнатные тапочки»,

« Из бабушкиного сундучка», « Оберег для дома», ярмарка «Пасхальное яйцо». Если в

начале нашего пути активность родителей была низкой, то сейчас они с удовольствием

принимают участие в наших праздниках. Это выражается в творческой продуктивной

деятельности по подготовке к празднику. Изготавливаются элементы праздничного

оформления, аксессуары народного костюма, разучиваются песенки, колядки, народные

игры, хороводы. В проекте « Народные традиции и обычаи» родители приняли активное

участие. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о

способностях своего ребёнка. В свою очередь, дети чувствуют, что их любят, заботятся

о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.

Вывод.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы сохраняем

накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания,

развиваем личность каждого ребёнка, формируя черты русского характера и

ментальности.

Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове,

изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей

новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,

помогает заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы

самосознания и индивидуальности.

Таким образом, народный праздник не только неиссякаемый источник мудрости и

красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных детей к

сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры.

Я буду очень рада и счастлива, если наши дети после таких праздников станут хоть

чуточку добрее, ласковее, умнее, приветливее.



В раздел образования