Автор: Кочнева Ираида Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: Мбдоу Подгорнский детский сад " Берёзка"
Населённый пункт: с.Подгорное, Томская область, Чаинский район
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Народные праздники в воспитании дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Теоретическая база опыта.
Обобщение моего опыта по теме « Народные праздники как средство нравственного
и познавательного развития ребёнка хочется начать со слов Серафима Роуза :
«Опасная роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его
лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории
очень важно, и его надо прививать детям».
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической
мудрости обращались многие учёные и педагоги, изучая всесторонне его потенциал.
В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного
воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребёнка. По мнению
Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребёнка к народной культуре происходит
развитие речи и образного мышления. Возможности народной культуры, как средства
творческого развития ребёнка, формирования представлений у детей о народном
искусстве раскрыли Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова и другие.
Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя,
началом, порождающей личность.
Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно
хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её
глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребёнке пробудить
чувство любви к Родине. Конкретно пробудить , а не навязать, так как в базе
патриотизма лежит духовное самоопределение.
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой
одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное
для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: « Всё новое – хорошо
забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и
человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в
истинность которых уже перестали верить.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у
дошкольников патриотическое чувства, и развивать духовность. Обращение к
народным истокам, декоративно- прикладному и фольклорному искусству народа в
воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
Условия возникновения и становления опыта.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень
детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Иностранные мультики- боевики постепенно стали вытеснять наши добрые
русские сказки. У детей появились игрушки- монстры, различные неведомые чудовища.
Дошкольный период жизни ребёнка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны
наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой
он растёт, заложить предпосылки начал. А что может духовно обогатить среду, помочь
сформировать культуру личности ребёнка? Безусловно, это родная культура.
Я построила свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе
русского праздника. Выбор именно такой формы работы объясняется тем, что
праздник всегда вызывает у детей положительные эмоции, наполняет радостью,
весельем. Дети считают дни от праздника до праздника, как взрослые считают свои
годы от одного важного события в жизни до другого. Тускло и серо было бы
детство без праздников.
Праздники продолжают играть большую роль в жизни людей: способствуют
сближению всех членов семьи, жителей села, деревни, города, выполняют
образовательную функцию, т.к. в процессе люди обмениваются впечатлениями и
новостями.
При организации детских праздников как особой формы проведения свободного
времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга:
душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие
их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Система работы.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие
ребёнка на традициях народной культуры. Разнообразные темы и формы
увлекательных мероприятий, знакомящих детей с народным праздником. Народный
праздник – это традиция, передаваемая из поколения в поколения, которая содержит в
себе разнообразные средства и формы воспитания. В народном календаре каждое
время года отмечен памятными праздниками: проводы зимы, радостью собранного
урожая, летними гуляниями. Из всего многообразия мной были выбраны наиболее
значимые праздники, такие как : « Осенины», « Рождество», «Масленица», « Пасха».
Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст ( младший, средний, старший)
разработаны перспективные планы работы на год, построенный на основе программы
«Родник» (авторы: Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук.
Е.В. Соловьёва). Использую в работе пособие «Воспитание детей на традициях
народной культуры» ( автор- составитель В.П. Ватаман)
Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных
качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывает чувство прекрасного.
Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это
позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
« Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В моей группе есть настольные игры:
« Мой дом», « Моя Родина», « Народные промыслы»; Альбомы: « Дымковская
игрушка», « Золотая хохлома», « Филимоновская игрушка» и др.; Раскраски:
«Матрёшки», « Костюмы народов России». Эти пособия знакомят детей с элементами,
узорами, орнаментами, сюжетными композициями.
Дети в любой момент могут воспользоваться различными видами театра: настольный,
кукольный, пальчиковый, театр на дисках, театр магнитов. В нашей группе есть своя
костюмерная, в которой имеются русские народные костюмы для девочек и мальчиков.
Создана фонотека русской народной музыки. Дети могут поиграть с матрёшками,
куклами-скрутками.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-
развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью я
создала в детском саду музей « Русская изба». Наш музей – не традиционен: экспонаты
не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой. Здесь не только можно, но и
нужно всё трогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Только
прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к
истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков,
донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
Первые посещения музея начинается с младшей группы. Перед тем как посетить музей,
готовлю детей к восприятию намеченной темы, даю первоначальный минимум
знаний. Знакомлю с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом
действий с ними. Очень часто некоторые предметы используются на праздниках,
развлечениях, в непосредственной образовательной деятельности. Наши посещения музея,
я называю « в гости к бабушке Арине», которой бываю сама. Дети всегда очень радуются
таким походам.
В нашем музеи мы с детьми знакомимся с нетрадиционными способами рисования,
лепим из теста, знакомимся с фольклорными песнями, танцами.
Создание музея помогает сделать наши праздники более интересными, приближенными
к далёкой действительности.
Три года назад я руководила творческой группой, работавшей над темой
« Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста». Нашей группой создана
богатая база костюмов для детей и взрослых, это тоже помогает в организации весёлых,
костюмированных праздников.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к
сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные
игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и
мы делаем их достоянием наших детей. Народные игры незаменимы на праздниках.
Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к
сообразительности, вниманию.
В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм,
музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством
человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым
источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Задачи работы по данной теме глубоки и серьёзны, решать их без участия родителей
невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряю интересные формы
работы: совместные концерты, конкурс презентаций « Семейные традиции», выставки
поделок, выставки в музеи « Мамины игрушки», «Наши друзья- комнатные тапочки»,
« Из бабушкиного сундучка», « Оберег для дома», ярмарка «Пасхальное яйцо». Если в
начале нашего пути активность родителей была низкой, то сейчас они с удовольствием
принимают участие в наших праздниках. Это выражается в творческой продуктивной
деятельности по подготовке к празднику. Изготавливаются элементы праздничного
оформления, аксессуары народного костюма, разучиваются песенки, колядки, народные
игры, хороводы. В проекте « Народные традиции и обычаи» родители приняли активное
участие. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о
способностях своего ребёнка. В свою очередь, дети чувствуют, что их любят, заботятся
о них, что родители ими интересуются и стремятся помочь.
Вывод.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы сохраняем
накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания,
развиваем личность каждого ребёнка, формируя черты русского характера и
ментальности.
Праздник помогает детям выразить свои эмоции в музыке, художественном слове,
изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей
новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус,
помогает заложить фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы
самосознания и индивидуальности.
Таким образом, народный праздник не только неиссякаемый источник мудрости и
красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных детей к
сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры.
Я буду очень рада и счастлива, если наши дети после таких праздников станут хоть
чуточку добрее, ласковее, умнее, приветливее.