Напоминание

Мастер -класс "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"


Автор: Осянина Инна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС ОВ "Ёлочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Тарко-Сале Пуровский район Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер -класс "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «ЕЛОЧКА»

Пуровского района г.Тарко – Сале

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«Развитие речи посредством

использования нетрадиционных

пальчиковых игр»

Подготовила: Осянина.И.Н

Воспитатель

1квалификационная категория

Город Тарко – Сале

2017-2018 год

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством

использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их

использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые

прищепки.

Мастер-класс:

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы

с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных

пальчиковых игр.

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?

(ответы) .

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют

развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития

детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее

он начинает говорить.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно

связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были

жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих,

очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный

язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с

возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она

долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди

выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило

увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так

развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения

пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие

словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для

последующего формирования речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его

пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить

глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.

Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и

мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое

представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них

можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце,

безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец

голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на

соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем

лучше ребёнок говорит.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к

школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой

моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,

связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково

заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок

получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и

способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и

нетрадиционными

Традиционные

это:

пальчиковая

гимнастика

с

речевым

сопровождением

и

без;

самомассаж (поглаживание, разминание) ; игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с

вкладышами и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с

бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие

тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д, и т. п.

Самомассаж

кистей

и

пальцев

рук

(поглаживание,

разминание),

самомассаж

с

использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными

щётками и т.д.);

Игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения);

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант,

соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;

Художественная

деятельность:

игры

с

бумагой,

глиной,

пластилином,

песком,

водой, рисование мелками, углём и т.д.;

Предметная

деятельность:

мозаика,

конструкторы,

шнуровка,

складывание

разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же

на ощупь» и т.д.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами,

массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала:

бросовый,

природный,

хозяйственно-бытовой;

все

нетрадиционные

художественные

техники:

простейшие

виды

оригами,

аппликации

из

подручного

материала,

пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д;

теневой и пальчиковый театр;

Су-Джок терапия;

пескотерапия;

криотерапия;

иглотерапия.

Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в

своей

работе

игровую

мотивацию,

которая

значительно

повышает

интерес

детей

к

учебным

мероприятиям,

а

так

же

эффективность

самих

мероприятий.

Также

можно

утверждать,

что

использование

разнообразных

пальчиковых

игр

в

педагогическом

процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения

качества

работы

по

речевому

развитию

детей

в

дошкольном

учреждении.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с

детьми:

Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:

Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по

ладошке, столу, коврику) :

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на

указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от

поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:

Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев

(кроме большого) .

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-- – 4 –-- 3 ---– 2

Наши уточки с утра

2 –-- 3 –-- 4 – ---5

Кря - кря – кря – кря!

Другая рука:

5--- – 4--- – 3 ---– 2

Наши гуси у пруда

2 ---– 3 ---– 4 ---– 5

Га – га – га – га!

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).

Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок

мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок

научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из

пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.

Картинки-образцы прилагаются к игре.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено)

Рассыпать

на

подносе

тонким

слоем

и

показать

малышу,

как

можно

на

ней

рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по

полу.

Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить

потребность изучить предлагаемый материал.

Первое занятие можно посвятить

тому,

что

малыш

просто

поиграет

с

крупой.

На

следующее

занятие

можно

приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя

след, потом возьмите пальчик ребенка и проведите по крупе. Так, от занятия к

занятию, малыш научится рисовать не сложные рисунки на крупе (забор, дождик,

волны, буквы и т. д.) . Не торопите его, для занятия достаточно сделать всего один

рисунок.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя

руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и

безымянным, большим и мизинцем. Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и

указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами

как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так

набираем, целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично

развивает

руку

разнообразное

нанизывание.

Нанизывать

можно

все,

что

нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно

сортировать по размеру, цвету, форме

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Игры с шишками, и грецкими орехами.

Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями.

Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

Сматывание разноцветных ленточек.

Наматывание ниток на клубок.

«Рисование »

Рисовать

семенами

арбуза,

веревочками,

пуговицами,

камушками,

косточками,

ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

III. Заключение.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка

дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям

тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию

пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно

превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать

хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д.

В

совместной

деятельности

возможно

варьирование

упражнений

и

повторение

их

в

различных ситуациях, замечен большой интерес к выполнению многих игр и упражнений.

Многие из детей хорошо справлялись со всеми заданиями и проявляли творческий подход

к выполнению упражнений. Такими играми можно занять ребенка на длительное время.

То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и

развивает его!



В раздел образования