Напоминание

"Развиваем речь,играя"


Автор: Силаева Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская ОШИ"
Населённый пункт: рп Усть-Абакан, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь,играя"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развиваем речь, играя

Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе

является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Наибольшего успеха можно добиться через

взаимодействие детского сада и семьи.

Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней

обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В каждой семье

на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.

Игры по дороге в детский сад (из детского сада).

Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении

этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение

вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево,

два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и

существительных.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что

бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил,

лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других» Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок

отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи- это праздник и т.д.

Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие

ситуации для совершенствования речи детей.

«Задом наперед» Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа,

начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис» Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч

взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море- синее; солнце- яркое; дождь-

грибной.

Игры на кухне

Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»). Каждое последующее слово начинается со

звука, на который заканчивается предыдущее слово.

Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз,

ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы

ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с

выполнением

этого

задания

ребенок

упражняется

в

правильном

употреблении

падежных

форм

существительных.

Для

закрепления

умения

согласовывать

существительные

с

прилагательным

можно

предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином»

или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

В выходной день можно поиграть в игру «Путаница» на закрепление слоговой структуры слова.

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и

владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично

пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует

развитию моторики рук.

Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот,

например, большие глаза-большеглазый, длинный хвост- длиннохвостый и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «Лес

какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой -

лес маленький, лес старый- лес

молодой, лес зимний- лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Каждую

минуту

общения

с

ребенком

можно

превратить

в

увлекательную

игру,

которая

будет

способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых

качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

Силаева Наталья,

учитель-логопед МБОУ «Усть-Абаканская

общеобразовательная школа-интернат»



В раздел образования