Автор: Силаева Наталья Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Абаканская ОШИ"
Населённый пункт: рп Усть-Абакан, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем речь,играя"
Раздел: среднее профессиональное
Развиваем речь, играя
Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе
является правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Наибольшего успеха можно добиться через
взаимодействие детского сада и семьи.
Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то и в домашней
обстановке можно ориентировать ребенка на совместное выполнение игровых упражнений. В каждой семье
на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.
Игры по дороге в детский сад (из детского сада).
Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении
этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение
вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево,
два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и
существительных.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что
бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил,
лента и т.д.
«Отгадай предмет по паре других» Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок
отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи- это праздник и т.д.
Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие
ситуации для совершенствования речи детей.
«Задом наперед» Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа,
начиная с конца.
«Интеллектуальный теннис» Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч
взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море- синее; солнце- яркое; дождь-
грибной.
Игры на кухне
Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»). Каждое последующее слово начинается со
звука, на который заканчивается предыдущее слово.
Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз,
ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы
ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с
выполнением
этого
задания
ребенок
упражняется
в
правильном
употреблении
падежных
форм
существительных.
Для
закрепления
умения
согласовывать
существительные
с
прилагательным
можно
предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином»
или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
В выходной день можно поиграть в игру «Путаница» на закрепление слоговой структуры слова.
Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и
владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично
пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует
развитию моторики рук.
Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот,
например, большие глаза-большеглазый, длинный хвост- длиннохвостый и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «Лес
какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой -
лес маленький, лес старый- лес
молодой, лес зимний- лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
Каждую
минуту
общения
с
ребенком
можно
превратить
в
увлекательную
игру,
которая
будет
способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых
качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
Силаева Наталья,
учитель-логопед МБОУ «Усть-Абаканская
общеобразовательная школа-интернат»