Напоминание

Клубная деятельность и формирование личностных компетенций воспитанников


Автор: Салиндер Алма Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО, Надымский район
Наименование материала: Выступление на методическом объединении воспитателей
Тема: Клубная деятельность и формирование личностных компетенций воспитанников
Раздел: среднее образование





Назад




Клубная деятельность и формирование личностных

компетенций воспитанников

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

Декоративное творчество является частью общекультурного направления

внеурочной деятельности в образовании. Наряду с другими видами искусства

готовит воспитанников к пониманию художественных образов, знакомит их с

различными средствами выражения, а также способствует изменению отношения

ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.

Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд

мастера.

Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения

которых у детей формируется основные компетенции: ценностно - смысловые,

учебно

-

познавательные,

личностное

самосовершенствование,

социально

-

трудовые, коммуникативные, здоровьесберегающие, информационные

.

Существует три уровня компетенций:

общепредметные,

которые

относятся

к

определенному

кругу

учебных

предметов и образовательных областей;

ключевые, которые относятся к общему содержанию образования;

предметные

-

частные

по

отношению

к

двум

предыдущим

уровням

компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в

рамках

учебных

предметов.

Как

известно,

компетентностный

подход

в

образовании предполагает не усвоение воспитанником отдельных друг от друга

знаний, а овладение ими в комплексе.

Компетенции для воспитанника - это образ его будущего, ориентир для

усвоения.

Под

ключевой

компетенцией

для

дополнительного

образования

понимается способность воспитанников самостоятельно действовать в ситуации

неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Дополнительная образовательная программа способствует формированию

предметных компетенций. В нашем случае примером предметных компетенций

может

быть

освоение

детьми

опыта

специфической

для

данного

предмета

деятельности. В дополнительной образовательной программе по бисероплетению

и шитью национальных кукол «Волшебная мастерская» при отборе ключевых и

предметных компетенций опора производится на содержание деятельности. Они

реализуются

через

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД):

личностных,

регулятивных,

познавательных,

коммуникативных.

Исходя

из

специфики

деятельности,

из

целей

и

задач

дополнительной

образовательной

программы, реализуемой на базе клубной деятельности «Волшебная мастерская ».

Формирование

универсальных

учебных

действий

происходит

посредством

применения деятельностного подхода, как ведущей технологии. Главным является

то, что усвоение программы идет через обогащение собственного опыта ребенка,

его

самостоятельную

практическую

деятельность.

Кроме

того

используются

здоровьесберегающие, информационные, проектные, игровые технологии.

Реализация ключевых и предметных компетенций отражается:

в

личностных (в

уровне

сформированной

ценностной

ориентации

воспитанников,

отражающей

их

индивидуально-личностные

позиции,

мотивы

образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества),

метапредметных (в универсальных учебных действиях, освоенных при

изучении нескольких предметов, мета предметных понятиях) и

предметных (в освоенном обучающимися в ходе изучения дополнительной

программы

опыте

специфической

для

данного

предмета

деятельности

по

получению нового знания, его преобразовании и применении, а также в системе

основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной

научной картины мира) результатах обучения.

По

прохождению

полного

курса

дополнительной

образовательной

программы

«Волшебная

мастерская»

предполагает

получение

следующих

результатов:

-

Личностные результаты - готовность и способность воспитанников к

саморазвитию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-

личностные позиции, личностные качества. Для оценки формирования и развития

личностных

характеристик

воспитанников

(ценности,

интересы,

склонности,

уровень

притязаний,

деловые

качества

воспитанника)

используются:

простое

педагогическое наблюдение, опросники, анкетирование.

-

Метапредметные результаты - овладение воспитанниками умениями,

которые создадут возможность самостоятельно находить новую информацию и

усваивать компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования в

декоративно-прикладной

деятельности

при

работе

с

бисером

и

сукном.

Для

отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции

целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия - конкурсы на

повторение практических умений; занятия на повторение и обобщение основного

материала;

презентации;

участие

в

выставках

и

конкурсах

декоративно-

прикладного творчества различного уровня.

-

Предметные результаты - уровень освоения воспитанниками базовых

понятий работы с бисером и сукном, опыт деятельности по получению новых

знаний в области бисероплетении, шитьё из сукна и ткани, его преобразование и

применение.

Проверка

результатов

проходит

в

форме

игровых

занятий

на

повторение

теоретических

понятий

(конкурсы,

викторины,

составление

кроссвордов и др.); собеседования (индивидуальное и групповое); опросников;

тестирования.

Основными

видами

контроля

на

всех

этапах

обучения

является

практическая и выставочная деятельность. Результатом деятельности в рамках

дополнительной

образовательной

программы

является

до стижение

воспитанниками высоких уровней самостоятельности, трудоемкости, цветового

решения,

креативности.

Таким

образом,

реализация

дополнительной

образовательной

программы «Волшебная

мастерская»

способствует

формированию

таких

ключевых

и

предметных

компетенций,

как

учебно-

познавательные,

информационные

и

социально-трудовые,

посредством

систематических

занятий

в

клубной деятельности

по

«Бисероплетению»

и

«Шитьё национальных кукол». На внеурочной работе, создаются условия для

развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей воспитанников, да и

сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы воспитанника,

стремится

к

их

удовлетворению,

требует

дифференцированного

и

индивидуального подхода в обучении. Общая задача нашей клубной деятельности

состоит в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Знания,

полученные

в

дополнительном

образовании

во

внеурочной

работе,

с

одной

стороны, повышают общий уровень интеллекта обучающихся и, с другой, создают

основу

для

развития

умений

правильно

регулировать

свою

деятельность

при

решении трудовых задач (ориентироваться в полученном задании, планировать и

контролировать свою работу)

Декоративно

-

прикладное

творчество

-

одно

из

важнейших

средств

эстетического

воспитания

детей,

оно

способствует

формированию

развития

художественного вкуса, творческих начал личности.

Сегодня

очень

важно

не

сформировать,

а

найти,

поддержать,

развить

человека в человеке и заложить в нём механизм самореализации, саморазвития,

самовоспитания, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой,

культурой, цивилизацией.

Список литературы:

1. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в

современном образовании.- Воспитание. Образование. Педагогика. № 6,

2007.

2. Осмоловская И.М. Ключевые компетенции в образовании: их

смысл, значение и способы формирования. Директор школы.№ 8, 2006. с.64.

3. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент

личностно-ориентированного образования» // Народное образование. –

2003. - №2. – С.58-64.



В раздел образования