Напоминание

"Зеленый огонек"


Автор: Кобылинская Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово, п.г.т. Инской
Наименование материала: программа кружка
Тема: "Зеленый огонек"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Сказка» города Белово комбинированного вида »

«Зеленый огонек»

программа кружка по ознакомлению дошкольников с ПДД

2017

Утверждаю

Заведующая МДОУ

«Детский сад №21

____________ И.В. Бедарева

«____» __________ 20____г.

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол №_________

председатель педагогического

совета

___________ И.В. Бедарева

От «__» _________20___г.

Обсуждена

на заседании методического

объединения

протокол №__

От «__» __2017г.

___________

Составитель Кобылинская, С.А., воспитатель

Рецензент_____________________________

Сегодня проблема обучения детей

Правилам дорожного движения

требует особого внимания. Отличное знание Правил дорожного движения

само по себе еще не гарантирует безопасности на дороге. Главная задача

педагогов

заключается

в

том,

чтобы

привить

детям

устойчивые

навыки

безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Данная программа предназначена для воспитателей дошкольных

образовательных учреждений

Содержание

Пояснительная записка

Тематический план

Содержание программы

Ключевые слова

Список литературы

4

7

9

15

16

Пояснительная записка

В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях

предложено

большое

количество

вариативных

и

альтернативных

программ

развития

и

воспитания

детей.

Они

призваны

помочь

воспитателю

решить

большой

и

сложный

круг

проблем,

поставленных

перед

дошкольным

образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей

в условиях дороги.

Анализ

программных

документов

показывает,

что

в

них,

наряду

с

традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается

требование

формирования

у

дошкольников

знаний

по

обеспечению

безопасности себя и умений осуществлять эти знания.

Исследования

ученых

показывают,

что

дошкольный

возраст

характеризуется большими возможностями для воспитания детей. В разных

видах

их

деятельности

успешно

формируются

некоторые

способы

сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность,

интерес

к

общественному

окружению.

В

дошкольном

возрасте

ребенок

приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям,

сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Формирование у детей положительных навыков и привычек поведения,

основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения

дает заряд

для устойчивой привычки к осознанному применению правил

культурного поведения, умение обезопасить себя в сложной ситуации и найти

выход из неё.

На современном этапе развития общества возрастает значимость

безопасной жизнидеятельости, что в свою очередь предполагает повышение

уровня воспитания детей дошкольного возраста правилам поведения. Между

тем состояние воспитания правилам поведения дошкольников характеризуется

весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. Проблема

определения оптимальных педагогических условий для воспитания безопасного

поведения в условиях дороги у дошкольников является актуальной и мало

разработанной. Хотя за последние годы процесс создания новых концепций и

программ

в

области

правил

поведения

в

условиях

дороги

заметно

активизировался.

Это

объясняется

тем,

что

с

позиции

гуманистического

подхода

отрицается

существование

единственно

правильной

модели

воспитания,

признается

право

на

существование

различных

подходов

и

моделей.

При этом недостаточно определено содержание доступных

знаний и

умений

обеспечения

безопасности

детей

в

условиях

дороги,

отсутствует

диагностический

механизм

(критерии

и

уровни

овладения

содержанием,

методы сбора информации); требует дополнения и уточнения методики работы.

П р о г р а м м а

п о

ф о р м и р о в а н и ю

п р и в ы ч к и

к

б е з о п а с н о й

жизнидеятельности предусматривает решение этих вопросов. Она направлена

на

формирование

положительного

поведения

детей

в

условиях

дороги,

культурному взаимодействию со сверстниками, взрослыми, умению выявлять

правильное

и

неправильное

поведение,

умение

поступать

в

конкретной

ситуации в зависимости от навыков и умений детей. Дети учатся анализировать

свое поведение в ситуации, уметь правильно действовать, согласно правил

поведения

на

улице,

в

общественном

месте,

в

транспорте,

что

дает

залог

успешного закладывания основ безопасности на дальнейшую жизнь.

К

моменту

поступления

в

школу

ребенок

должен

хорошо

ориентироваться

в

окружающей

обстановке,

правильно

реагировать

на

изменения в ней, знать основные правила для пешеходов и пассажиров. Для

выполнения правил дорожного движения пешеходам также необходимо знать

некоторые дорожные знаки.

Данная

программа

это

действительно

нетрадиционный

подход

в

обучении

дошкольников

правилам

дорожного

движения.

Программа

предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с

историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной

жизни.

Составленная

развивающая

программа

рассчитана

на

детей

подготовительной группы (6-7 лет). Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность каждого занятия 30 -35 минут.

Цель программы

Формирование

обязательного

и

сознательного

подчинения

своего

поведения по установленным нормам поведения в обществе, а в частности на

улице, в общественном месте, в транспорте.

Формирование навыков здоровьясбережения через правила поведения в

условиях дороги.

Задачи программы:

1.Формировать

у

детей

самостоятельности

и

ответственности

в

действиях на дороге, овладение базовыми правилами поведения на дороге.

2. Учить

детей самостоятельности и ответственности в действиях на

дороге.

3. Обучать и закреплять детей культуре поведения в процессе общения с

дорогой, прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой

дорожной ситуации.

4. Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. Формировать

мотивационно-поведенческую культуру

ребенка в условиях общения с

дорогой.

Повышение

ответственности

детей

за

свое

поведение

на

дорогах.

Методы и приемы проведения занятий:

1.

Тематические беседы.

2.

Сюжетно- ролевые игры.

3.

Изобразительная деятельность (рисование, коллективное рисование,

организация тематических выставок).

4.

Встречи с работниками ГИБДД

5.

Развлечение и конкурсы.

6.

Создание информационной среды различными средствами (беседы,

игры, демонстрации, конкретные ситуации и т.д.).

Основные принципы, лежащие в разработке программы:

1.Принцип

системности.

Работу

необходимо

вести

не

от

случая

к

случаю, а систематически в течение всего учебного года.

2.Принцип учета возрастных особенностей. Занятия, игры, экскурсии и

наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.

3.Принцип

постепенности.

Знания,

сообщаемые

детям,

постепенно

уточняются, усложняются и дополняются.

4.Принцип

интеграции.

Тематика

работы

по

ПДД

включается

в

тематику

других

занятий,

например

по

изобразительной

деятельности,

или

физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности

детей.

5.Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться

от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических

знаний в практические умения.

Ожидаемый результат реализации программы:

Образовательный:

• Овладение базовыми правилами поведения на дороге.

• Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации.

Формирование

у

детей

самостоятельности

и

ответственности

в

действиях на дороге.

• Развитие творческих способностей.

• Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

• Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.

Привитие

устойчивых

навыков

безопасного

поведения

в

любой

дорожной ситуации.

Социальный:

• Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.

• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Критерии проводимых занятий

Преобладание положительных эмоций у детей.

Умение

сдерживать

нежелательные

эмоции

и

применение

приемлемых способов их проявления в общении со взрослыми и детьми.

Изменение

характера

рисунков

у

детей

(преобладание

светлых

красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через

рисунок).

Проявление умения управлять собственным поведением во время

общения.

Тематический план

Раздел

Кол-во

зан-й

Примечание

Пр а

кт.

Те о

1

Раздел

1.

Правила

поведения

на

улице

1.1.Светофор

для

пешеходов

и

его

сигналы

1.2. Переходим дорогу по светофору

1.3. Светофор для транспорта

1.4.Сигналы светофора

1.5. Правила дородного движения

1.6.

Составление

кроссворда

по

правилам дорожного движения

1.7.

Улица нашего микрорайона

9

5

1.8. Дорога в детский сад

1.9.Перекресток

1.10.Что

нужно

знать

о

первой

медицинской помощи при ДТП

1.11. Дорожная разметка

1.12. Предупредительные сигналы

1.13. Пешеходы в опасной ситуации

1.14. Викторина «Шагая осторожно, за

улицей следи…»

2

Раздел

2.

Правила

поведения

в

транспорте

2 . 1 .

Н а

а вто бу с н о й

о с т а н о в к е

(рисование ситуаций)

2.2. Кому уступить место в транспорте

2.3. Загадки о транспорте

2.4. Светофор для транспорта

2.5. У каждой машины дела и заботы

2.6. Улица нашего микрорайона

(составление коллажа)

2.7. Мы пассажиры

2.8. Сюжетно-ролевая игра «Поездка в

театр

2.9. Как я ездил в транспорте

2.10.Правила для пассажиров

2.11.Культурный пассажир

2.12.

Предвидение

опасности

в

транспорте

2.13. Причины, по которым происходят

травмы в транспорте

2.14. Причины травматизма

2.15. Запомним и выходим

2.16.

Маршруты

автобусов

нашего

города

2.17. Развлечение « Мы – пассажиры»

11

6

Подгрупповые занятия.

Тренинговые

упражнения.

Разыгрывание ситуаций.

Моделирование

выхода

из трудных ситуаций.

Театрализованные игры.

Рисуночные методики.

3

Раздел

3.

Правила

поведения

в

общественном месте

10

2

Проигрывание

3.1 Игра «Едем в «Салон красоты»

3 . 2 . П р а в и л а

п о в е д е н и я

в

общественных местах

3.3. Парк нашего поселка

3.4. Совместное рисование «Отдых на

природе»

3.5. Знакомство с дорогой в школу.

3.6.

Что

нужно

знать.

Если

ты

заблудился

3.7. Спроси совета у взрослого

3.8. Умелый пешеход

3.9. Самые нужные телефоны

3.10. Диалог по телефону

3.11. Скоро в школу мы пойдем

3.12.

Праздник

«

Что

умеем

мы

покажем»

предложенных ситуаций.

Моделирование

ситуаций

и

нахождение

в ы х о д а

и з

затруднительных

ситуаций.

Диагностика

эмоционального

состояния.

Тренинговые занятия.

Всего занятий : 43

31

12

Содержание программы

Раздел1. Правила поведения на улице.

1.Светофор для пешеходов и его сигналы

История рождения светофора. Какие они первые светофоры? Где их

устанавливали? Познакомить детей с видами светофоров, их назначением. Дети

закрепляют значение каждого цвета светофора.

2. Переходим дорогу по светофору

Устройство светофора. Назначение. Почему выбраны зеленый, красный,

желтый цвета для сигналов светофора. Проигрывание различных ситуации по

дорожной тематике.

3. Светофор для транспорта

Закрепление

представлений

о

светофоре,

его

назначении.

Сигналы

светофора, видов светофоров, их сходства и различия, назначения.

4.Сигналы светофора

Закрепление

детьми

значений

сигналов

светофора.

На

какой

сигнал

светофора

переходить

улицу?

Дети

проигрывают

различные

ситуации,

происходящие на улице.

5. Правила дородного движения

Знания

детей о правилах дорожного движения

закрепляются через

русский

фольклор.

Дети

знакомятся

с

дорожными

знаками:

«Пешеходный

переход»,

«Пункт

питания»,

«Пункт

медицинской

помощи»,

«Осторожно,

дети!», «Наземный переход», «Подземный переход», « Правила перехода улиц».

6.Составление кроссворда по правилам дорожного движения

Обогащение

и

закрепление

знаний

детей

о

правилах

дорожного

движения.

7.

Улица нашего микрорайона

Понятия

«улица»,

«дорога»,

«транспорт»,

«сигнал

светофора»,

«пешеходный переход». Назначение тротуаров. Ориентировка в пространстве

города.

8.

Дорога в детский сад

Составление

плана

дороги

из

дома

в

детский

сад

(домашнее

задание).закрепление элементарных знаний о поведении на улице.

9. Перекресток

Виды

перекрестков.

Дорожные

знаки

«Светофор»,

«Пешеходный

переход». Правила пересечения регулируемого перекрестка.

10.Что нужно знать о первой медицинской помощи при ДТП

Знакомство

с

автомобильной

аптечкой,

с

и с п ол ь зо ва н и е м

кровоостанавливающего жгута, бинта. Игра «Скорая помощь».

11. Дорожная разметка

Значение дорожных разметок («пешеходный переход», «разделительная

линия»). Для чего нужна разметка. Решение логических задач «Что бы было.

Если бы не было дорожной разметки?»

12. Предупредительные сигналы

Знакомство

с

предупреждающими

знаками:

«Пешеходный

переход»,

«Дети», «Двустороннее движение», «Дорожные работы».

13. Пешеходы в опасной ситуации

Правила

безопасного

поведения

на

улице.

Решение

проблемных

ситуаций. Культура поведения на улицах города.

Продолжать знакомить с запрещающими знаками «Движение пешеходов

запрещено»,

«Движение

на

велосипедах

запрещено»,

«Въезд

запрещен».

Решение

логических

задач:

«Что

может

случиться,

если

не

замечать

запрещающих знаков?»

14. Викторина «Шагая осторожно, за улицей следи…»

Закрепление

представлений

о

дороге,

транспорте,

светофоре.

Элементарные навыки поведения на дороге. Пешеходный переход. Проезжая

часть. Тротуар. Ориентировка в пространстве. Где можно, где нельзя играть.

Раздел 2. Правила поведения в транспорте

1.На автобусной остановке (рисование ситуаций)

Правила

безопасного поведения на остановке. Решение проблемных

ситуаций. Культура поведения на улицах города.

2. Кому уступить место в транспорте

Правила

поведения

пассажира

при

посадке,

поездке

и

выхода

из

транспорта. Дорожный знак «Место стоянки автобуса».

Правила

поведения

для

пассажиров.

Закрепление

понятия

«улица»,

«дорога», «транспорт», « сигнал светофора», «пешеходный переход».

3. Загадки о транспорте

Отгадывание

загадок

о

различных

видов

транспорта.

Придумывание

детьми загадок и рисование в общем альбоме «транспорт».

4. Светофор для транспорта

Проезжая

часть.

Тротуар.

Светофор

для

транспорта.

Какие

цвета

светофора что обозначают?

5.У каждой машины дела и заботы

История возникновения транспорта. Виды

пассажирского транспорта:

автобус, трамвай, маршрутное такси, троллейбус. Грузовой транспорт,

специальный транспорт. Правила безопасности велосипедиста. Правила

поведения в легковом и пассажирском транспорте.

6. Улица нашего микрорайона (составление коллажа)

Понятия

«улица»,

«дорога»,

«транспорт»,

«

сигнал

светофора»,

«пешеходный переход». Назначение тротуаров. Ориентировка в пространстве

города. Составление коллективного коллажа из рисунков для выставки.

7. Мы пассажиры

Закрепление

правил

поведения

в

транспорте

в

игре,

умение

действовать в предложенных ситуациях.

8.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в театр»

Учить использовать полученные раннее

знания в сюжетно- ролевой

игре.

9.

Как я ездил в транспорте

Закрепление знаний детей об участниках дорожного движения, правилах

поведения во дворе, перекрестках.

10.Правила для пассажиров

Закрепление

правил

для

пассажиров

в

общественном

транспорте.

Составление рассказов.

11.Культурный пассажир

Закрепление

правил

поведения

в

транспорте

в

игре,

умение

действовать в

предложенных ситуациях. Разыгрывание ситуаций «Дети и

взрослые в автобусе», «Вошла в автобус бабушка».

12. Предвидение опасности в транспорте

Правила безопасного поведения в общественном и личном транспорте.

Решение

проблемных

ситуаций.

Культура

поведения

на

улицах

города.

Закрепление знаний детей об участниках дорожного движения.

13. Причины, по которым происходят травмы в транспорте

Закрепить знания детей. Беседа о травматизме на транспорте.

14. Причины травматизма

Встреча с медицинской сестрой. Разговор о причинах травматизма и о

умении

оказать

первую

медицинскую

помощь.

Награждение

медалью

«Медицинский помощник».

15. Запомним и выходим

Повторение правил поведения в транспорте и на улице. Придумывание

детьми своих правил поведения в транспорте и на улице города.

16. Маршруты автобусов нашего города

Закрепить знание детей о маршрутах

17. Развлечение « Мы – пассажиры»

Конкурс «Знатоки правил дорожного движения» с участием инспектора

ГИББД, где выдается удостоверение «Примерный пассажир»

Правила дорожного движения.

Раздел 3.

1 Игра «Едем в «Салон красоты»

Правила безопасного поведения на улице и в транспорте. Решение

проблемных ситуаций. Культура поведения на улицах города.

2.Правила поведения в общественных местах

Досуг «В гостях у Светофоркина». Закрепление правил и умений вести

себя в общественных местах.

3. Парк нашего поселка

Экскурсия в парк. Закрепления правил дорожного движения, умения

вести себя в общественных местах, парке, в лесу. Чтение стихов о природе.

4. Совместное рисование «Отдых на природе»

Создание общих рисунков – плакатов для выставки в детском саду по

теме « Сохрани природу!». Закрепление правил поведения в лесу и парке.

5. Знакомство с дорогой в школу

Экскурсия по дороге к школе поселка. Рассмотреть, какие дорожные

знаки, разметки находятся по дороге к школе.

6. Что нужно знать. Если ты заблудился

Овладение

знаниями

умения

вести

себя

на

улице.

Правила

дорожного

движения. Ориентировка в пространстве. Где можно, где нельзя играть.

7. Спроси совета у взрослого

Развивать

умения

в

затруднительных

ситуациях

обращаться

за

помощью

к

взрослым людям. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

8. Умелый пешеход

Закрепление понятий: «дорога», « тротуар», «улица». Отгадывание ситуаций по

картинкам «Мы по улице идем».

9. Самые нужные телефоны

Обучению

пользоваться

телефонами

экстренных

служб

(разыгрывание

ситуаций, монологов). Закрепить номера телефонов скорой помощи, полиции,

пожарной службы.

10. Диалог по телефону

Закрепление

умения

грамотно

разговаривать

по

телефону.

Разыгрывание

ситуаций по теме «Если случилась беда» (закрепление телефонных номеров

экстренных служб).

11. Скоро в школу мы пойдем

Решение проблемных ситуаций (по заданиям инспектора ГИБДД). Закрепление

правил поведения на улице и правил дорожного движения.

12. Праздник « Что умеем – мы покажем»

.

Конкурс «Что умеем – мы покажем» с участием инспектора ГИББД, где

выдается удостоверение «Примерный пешеход». Правила дорожного движения.

Дорожные знаки. Виды транспорта.

Ключевые слова

Водитель

Дорожная разметка

Дорожные знаки

Инспектор ГИБДД

Маршрут

Остановка

Пассажир

Перекресток

Переход

Пешеход

Правила дорожного движения

Проезжая часть

Регулировщик

Светофор

Сигналы регулировщика

Транспорт

Улица

Список литературы

Аведеева ,Н.Н. Безопасность на улицах [Текст]/ Н.Н. Аведеева - М.: АСТ -ЛТД,

1997, -с.136

Безопасность на дорогах. 1 класс. Рабочая тетрадь. 2 части [Текст]/ Эпосс-

класс ,2006 , -с. 26 Семеренко ,И.Г. Веселая школа вежливых наук [Текст]/И.Г.

Семеренко-

М.: ТЦ Сфера, 2003,- с.89

Белая,К.Ю, Зимонина,В.Н. Кондрыкинская,Л.А и др. Как обеспечить

безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности

детей дошк. Возраста[Текст]

/

К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская

и др. - Кн. для воспитателей дет сада/ -4-е изд. М.:просвещение, 2004,- с.131

Извекова, Н.А. , Медведева, А.Ф. Правила дорожного движения для детей

дошкольного возраста[Текст] / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева.: Под ред. Е.А.

Романовой.-М:ТЦ Сфера,2005. –с. 88

Клочанов ,Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. Метод. пособие по правилам

дорожного поведения для воспитателей, учителей начальной школы[Текст]/

Н.И. Клочанов - Ростов н/Д: Феникс, 2004, -с. 79

Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на

улицу: 1-4 Классы[Текст] / В.И.Ковалько -М.:ВАКО, 2004,- с. 89

Коган, М.С. Правила дорожные знать каждому положено М.С. Коган. Сиб.

универ. изд-во, 2006 .- с.67

Кузнецова, Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего

обучения [Текст]/Л.М. Кузнецова- М. Пр., 2006, - с.113

Леонтьев, А.М. Деятельность, сознание, личность[Текст]/ А.М. Леонтьев

-М.,1975 – с. 208

Максиняева, М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками [Текст]/М.Р.

Максиняева -М.: ТЦ Сфера, 2003.- с. 86

Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими

школьниками: Литературный и музыкально - игровой материал: учебно-метод.

пособие[Текст]/С.О. Николаева -М.: ВЛАДОС, 2005. - с.91

Степаненкова ,Э.Я., Филенко, М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного

движения. Пособие для воспитателя дет. Сада [Текст]/ Э.Я.Степаненко, М.Ф.

Филенко Изд. 2-е, испр. и доп. М.,"\Пр., 1978.- с. 89



В раздел образования