Напоминание

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы.


Автор: Жаксыбаева Нэлли Сагындыковна
Должность: преподаватель по русскому языку и литературе
Учебное заведение: ГАПОУ ЧО "Политехнический колледж"
Населённый пункт: Челябинская область,город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Системно-деятельностный подход как основа организации

образовательного процесса на уроках русского языка и литературы.

Аннотация.

Главное отличие современного подхода к преподаванию – ориентированность

на результаты освоения и усвоения главных образовательных программ.

Важны не только предметные знания, но не менее важно развитие

личностных и метапредметных связей в образовании. Поэтому современный

урок – проблемно-диалогический. Тщательное продумывание этапов урока,

организация проблемных и поисковых методов и ситуаций, форм работы,

которые помогут студентам максимально самостоятельно приблизиться к

решению проблемы, – вот одни из требований к современному уроку

русского языка и литературы в условиях введения ФГОС.

В основу Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования положена следующая идея: «От признания

знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг

к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни,

готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать

реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым

к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования

рынка труда». [1]

На самом деле идея, достаточно актуальна в условиях современного мира,

так как жизнь не стоит на месте, а стремительно меняется, изменяются и

требования, которые были применимы к молодёжи. Хорошее и качественное

образование ценилось во все времена, но теперь этого не достаточно.

Молодым людям необходимо быть целеустремлёнными, творческими,

коммуникабельными, уметь ориентироваться в большом потоке информации

и извлекать нужную, быстро переучиваться, решать профессиональные и

жизненные задачи.

А учебные заведения обязаны дать не только знания, но и помочь раскрытию

личности ребенка, его способности, сформировать жизненно необходимые

качества. Здесь одинаково важны знания, умения и навыки, формируемые в

традиционной школе, но не менее важно развитие личностных, предметных и

метапредметных результатов образования. Поэтому актуальными становятся

универсальные учебные действия, которые вводятся ФГОС.

Педагоги, работающие в современной школе, подготовлены к переходу на

ФГОС. Это и ознакомление с текстом Стандарта, и посещение курсов

повышения квалификации, и самообразование. Теоретических знаний может

быть достаточно на момент начала работы по ФГОС, но как это будет

реализовано на практике? Такой вопрос встал и передо мной, как перед

преподавателям, который должен начать работу со студентами по новому

Стандарту. Как сохранить все те прошлые результаты, что уже были

наработаны учителями начальной школы, закрепить и развить их на своих

уроках? Какими должны быть пути формирования УУД на уроках русского

языка и литературы? Как построить урок таким образом, чтобы были

реализованы системно-деятельностный и личностно - ориентированный

подходы?

Основной формой организации учебного процесса был и остаётся урок. А

современный урок – это проблемно-диалогический. Обучающийся не

получает знания в готовом виде, с полным объяснением материала, а должен

быть введён в трудную ситуацию, где нужно будет самостоятельно прийти к

ситуации успеха. Поэтому основательно продумываю все этапы урока, свою

деятельность, деятельность обучающихся на каждом из этапов.

1. Первое что должен узнать обучающийся на уроке и через какое-то пробное

учебное действие создать проблемную ситуацию. В ходе воспроизведения

ранее изученного и установления преемственных связей прежних и новых

знаний использую один из способов введения в проблемную ситуацию: «с

затруднением» или «с удивлением». Оба способа (в своей практике чаще

прибегаю к первому способу) в конечном итоге показывают ученикам, что

имеющихся знаний недостаточно, выполнить задание без новых знаний

невозможно, нужно сформулировать проблему урока в виде темы и цели

урока.

2. В основной части урока такие формы и методы обучения, которые помогут

студентам самостоятельно приблизиться к решению проблемы. На уроках

русского языка это может быть наблюдение над языковым материалом,

анализ и синтез языковых явлений, эвристический метод, а формы работы –

парная, групповая. Такие формы работы предполагают развитие

коммуникативных навыков.

На уроках русского языка на основе анализа слов, увидев закономерность

написания орфограммы, ребята могут сами сформулировать правило и

проверить себя по учебнику. В ходе диалога, отвечая на вытекающие один из

другого вопросы, обучающиеся приходят к правильному логическому

выводу, который и станет решением возникшей проблемы. Использование на

уроке опорных сигналов (схем, таблиц), которые являются результатом

совместной работы на уроке и возникают по ходу решения проблемы, также

дают положительный результат для закрепления знаний и решения

выдвинутой проблемы. На уроках литературы при работе с текстом

использую задания, которые направлены на формирование УУД: составление

план текста, пересказ от лица героя, оценка действий героя произведения,

устная зарисовка портрета героя ,анализ стихотворений и др.

3. Тщательно продумываю результат работы на уроке, выход из сложившейся

проблемы.

4. Выбираю задания для применения знаний, которые носят проблемный

характер, подвожу студентов к тому, чтобы они самостоятельно искали

ответы на вопросы. Задания могут быть различными по своей тематике.

Самостоятельная работа студентов проводится под руководством педагога, на

эту часть отводится половина времени урока. Обязательными элементами

урока является взаимопроверка и взаимоконтроль.

5. Планирование и использование различных приёмов рефлексии.

По - новому готовиться к уроку, проводить его, оценивать достижения

обучающихся – это то, чему невозможно сразу научиться , переходя от

традиционного обучения к новому стандарту. Поэтому считаю одной из своих

задач на данном этапе - постоянное повышение профессионального уровня,

самообразование.

Рассматривая первые результаты работы по ФГОС на уроках русского языка

и литературы, хочется отметить, что обучающиеся стали гораздо активнее,

увереннее, предполагают различные ситуации, могут варьировать, не боятся

сделать ошибки, потому что знают: им помогут их исправить, направят на

путь выхода из сложной ситуации, подведут к правильному решению. И

такими проводниками являются как учителя, так и обучающиеся.



В раздел образования