Автор: Петренко Ольга Георгиевна
Должность: учитель музыки и мхк
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок искусства в 9 классе
Раздел: среднее образование
Тема: «Изобразительная природа кино» 9 класс
Цель учиться различать эмоции и чувства человека, на примере отдельного вида
искусства (на примере х/ф «Летят журавли).
Задачи урока:
-
Развивать умение учащихся выступать публично, выражать собственное мнение;
-
Закреплять знания о искусстве кино, как особом жанре искусства;
-
Расширять художественно-образное мышление и эмоциональное восприятие.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока для учителя видео-отрывки к/ф «Летят журавли», фрагмент
видео-интервью, презентация с фрагментами фильма, фотографии портретов героев,
тестовые задания, мультимедиа проектор и доска для просмотра.
Оборудование урока для учащихся дневник, тетрадь, письменные принадлежности.
Используемая литература учебник «Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская», пьеса В.Розова «Вечно
живые», статья «Из воспоминаний критика А.Волкова».
План урока:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
2. Актуализация знаний (4мин)
3. Объяснение нового материала (13мин)
4. Закрепление нового материала (практическая работа) (17 мин)
5. Проверка усвоения полученных знаний (5 мин)
6. Подведение итогов урока (2 мин)
7. Получение домашнего задания (2 мин)
Ход урока
Отвечают на вопросы.
Фронтальная беседа.
- Эмоции это то, с помощью чего мы можем проследить внутренний и внешний мир
человека.
-Каким образом эмоции способны влиять на поведение человека?
(ответы записываем в тетради в виде схемы)
-Каким образом мы можем передавать внутренние и внешние эмоции? Чем они
отличаются? Размышляют вслух.
- Какие виды эмоций я знаю.
-Чем отличаются внутренние от внешних?
-Как я могу показать их, или наоборот скрыть?
Объяснение нового материала.
Задача:
формировать умение преобразовывать проблемный вопрос в тему и ставить перед
собой индивидуальную задачу.
-В каком виде искусства эмоции человека наиболее уловимы?
(Передача внутренних и внешних эмоций человека хорошо прослеживается в
киноиндустрии)
-Обратим внимание на доску, тема урока…?
- Т.е. что нам сегодня предстоит узнать, рассмотреть?
-Какую задачу ставите перед собой?
-Легко ли нам различать эмоции актеров?
- А как мы можем передать наши внутренние чувства?
Отвечают на вопросы учителя, записывают в основные моменты в тетрадь:
- Вспоминаем виды искусства.
-Характерные особенности передачи эмоционального портрета человека через тот или
иной вид искусства.
Задание на развитие образного мышления.
Задача:
развивать умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы,
отстаивать свою точку зрения.
-Давайте сравним эмоциональный портрет Вероники в начале фильма и в конце?
-Как изменились её представления о жизни, о любви?
- Давайте подытожим (делаем вывод).
- Мы с вами знаем, что к/ф «Летят журавли» получил много премий и наград. Но
каково быть самому критиком, оценивать написанный сценарий и игру актеров!?
Предлагаю вам сейчас выступить в роли членов жюри кинофестиваля.
- Какие особенности сценария, и актерского мастерства вы бы отметили в к/ф «Летят
журавли»?
- Ваша задача: описать игру одно из актеров, чем отличается, комедийностью или
трагичность и т.п. А также выделить наиболее интересную сцену фильма, где
актерская игра удачнее всего прослеживается. В помощь я вам включу интервью с
кинокритиком, в котором рассказывается об игре актеров. Основные моменты
записывают в тетрадь.
Делают вывод и записывают его.
Слушают объяснение задания.
Задают уточняющие вопросы.
Объяснение практического задания. (мини-сочинение)
Задача: развивать умение слушать и слышать, правильно формулировать
уточняющие вопросы.
Практическая работа.
Задача:
способствовать формированию навыков самостоятельной работы, создание условий
для выражения собственного мнения в письменной форме. Развивать
самостоятельность и выразительность. Практическая работа. Пишут сочинение.
Задают вопросы, просматривают интервью, если возникают трудности.
Проверка усвоения полученных знаний.
Задача: побудить детей к самоанализу.
-А сейчас ребята, я буду называть героя, а те, кто писал о нем, будут рассказывать
(читать) свои сочинения. Остальные внимательно слушают и задают вопросы.
Посмотрим ребята, насколько схоже описание с актерами, правильно ли передан
характер.
-Объясните, почему вы выбрали именно этого героя.
-Легко ли вам было описать его?
-Что сложнее всего было при работе (поиск подходящих терминов при описании
характера, выбор сцены) Дают пояснения по выполненной работе.
Вносят поправки.
Высказывают свое мнение.
Подведение итогов. Рефлексия.
Задача: способствовать внутренней социализации ребенка. А теперь ваше внимание на
доску, проверим что же мы с вами усвоили за этот урок. Небольшие тестовые вопросы
для обсуждения:
К внешним эмоциям можно отнести …
а) …
б) …
в) … и т.д.
А теперь давайте вспомним наше правило МЦД (Мысли, Цели и Духа):
- что нового мы узнали,
- чему мы научились,
- на что способны теперь.
-Чему вы научились на этом уроке?
-Какую задачу вы ставили перед собой в начале урока?
-Выполнили вы ее?
-Уверены ли вы сейчас в своих силах?
-Какое настроение у вас в конце урока? Отвечают на вопросы.
Высказывают свою точку зрения.
Получение домашнего задания. А теперь открываем дневники (тетради) и записываем
домашнее задание. Вам необходимо выполнить эмоциональный портрет своего
одноклассника. Либо, вы можете описать любимого киногероя, т.е. задание на выбор.
На примере работы в классе (описание героя), вы делаете работу дома. Но, не
забываем, что мы описываем мы эмоциональность характера (веселый, спокойный,
подвижный, пассивный, нервный и т.д.), а не качества человека (умный, глупый,
худой, длинный и т.д.). Работа всем понятна? Ну тогда спасибо за урок, до свидания.
Записывают домашнее задание. Задают возникшие вопросы.