Автор: Бирюкова Виктория Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г.Суворова"
Населённый пункт: г.Суворов, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: "Его басни переживут века..."
Раздел: полное образование
Тема: «Его басни переживут века…» (урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе)
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о басне как литературном жанре и
баснях И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль
басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения
взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков
обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное
высказывание).
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-игра
УМК:
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2
ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011
— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-
хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство
«Экзамен», 2003
— раздаточный материал;
— технические средства обучения
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки с названиями животных;
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения
И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
И.А.Крылов
Организационная структура урока:
1.
Вхождение в тему урока.
- Темой нашего урока я взяла высказывание поэта Константина Николаевича Батюшкова
«Его басни переживут века…» Так он писал о великом русском баснописце И.А. Крылове.
- А как вы понимаете это высказывание? (Мы знаем, что басни написаны более 200 лет
назад, но сейчас как никогда актуальны. В историю русской литературы И.А. Крылов
вошёл как великий баснописец. На протяжении уже многих поколений читатели
знакомятся с его баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход,
а крылатые фразы из них – в нашу обыденную жизнь. Ушли в прошлое события,
непосредственным откликом на которые служили басни, но остались неизменными
взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому большинство басен
остаются понятными и злободневными и в наши дни.
- Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством
замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и
закрепить полученные знания. Попробуйте сами определить цели урока:
повторить особенности жанра басни,
развивать творческое воображение,
способствовать формированию нравственных начал человека,
прививать любовь к литературе)
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А.
Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point
Для проведения игры класс делится на команды.
III. Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
IV. Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5-7)
Что такое басня?
Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами
являются люди, животные и различные предметы.
Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.
Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает
людские пороки”.
А какое художественное средство используется в басне?
Ответ: Аллегория
Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в
образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.
Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “
Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).
Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).
А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?
Ответ: Мораль
Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.
V. Викторина.
Конкурс-разминка.
— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)
— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)
— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)
— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)
— Что пленило лисицу? (Сырный дух)
— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)
1)Продолжите крылатые выражения (Слайды 8-13)
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)
2) Угадай название басни по её морали (Слайды 15-17)
а) Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться. «Ларчик»
б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться. «Синица»
в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одинаки:
Послушать — кажется, одна у них душа, —
А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»
г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».
д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»
е) Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33)
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются
слайды с иллюстрациями к басне.
4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)
Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.
Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.
Цитаты:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)
«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)
«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)
«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)
«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
5) Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с
героями басен И.А. Крылова. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей),
наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
6) Инсценирование басни.
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
Примерное время – 10 минут.
Оценивание по 5-балльной шкале.
Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль
сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).
Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».
Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне,
легкомыслие, хвастливость)
Инсценирование басни «Волк на псарне».
- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В басне
«Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный
расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня -
общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен,
он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные
переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал
бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от
лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от
народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ
Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).
Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в
большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед
перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди
(обнимаем героя).
Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын,
Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса
Прекрасная, Чудо Юдо.
7) «Конкурс Капитанов».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами
(одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
Время выполнения – 5 минут.
Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
Например:
Для команды
№ 1
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись напротив__________,
Я, прима, сяду против вторы.
Для команды
№ 2
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
Для команды № 3
Волк и Ягнёнок
У сильного всегда ________________ виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ____________ Волк.
Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить __________
Моё
С песком и илом?
8) Загадочные животные (на столах лежат слова)
Составьте и запишите
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
VI. Подведение итогов урока.
Объявление результатов соревнования между тремя командами.
Оценивание актеров.
VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №41-42).
Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому
баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой
стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее
известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей
России. Такова народная любовь!
Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо
знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь,
Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если
присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков
не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с
ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. И мне хочется пожелать
вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе,
поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. Хочется,
чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и
новые её страницы.
Итак, урок наш подходит к концу. У каждой команды огромное количество баллов, а это
значит, что все охотно потрудились и заработали за урок положительные оценки. Мне
приятно было видеть, как вы дружно работаете в группах. Молодцы!
Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
VIII. Домашнее задание:
Проба пера. Написать свою басню, опираясь на знания и умения, полученные на
предыдущих уроках
Урок окончен, всем - спасибо!