Напоминание

"Его басни переживут века..."


Автор: Бирюкова Виктория Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г.Суворова"
Населённый пункт: г.Суворов, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка урока по литературе
Тема: "Его басни переживут века..."
Раздел: полное образование





Назад




Тема: «Его басни переживут века…» (урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе)

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания обучающихся о басне как литературном жанре и

баснях И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль

басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения

взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков

обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное

высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Возрастная категория: 5 класс

Вид урока: урок-игра

УМК:

— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2

ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011

— Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-

хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство

«Экзамен», 2003

— раздаточный материал;

— технические средства обучения

Средства наглядности:

- раздаточный материал: карточки с названиями животных;

- зрительная наглядность «Презентация к уроку»

Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения

И.А.Крылова, компьютер, проектор.

Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

Эпиграф:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов

Организационная структура урока:

1.

Вхождение в тему урока.

- Темой нашего урока я взяла высказывание поэта Константина Николаевича Батюшкова

«Его басни переживут века…» Так он писал о великом русском баснописце И.А. Крылове.

- А как вы понимаете это высказывание? (Мы знаем, что басни написаны более 200 лет

назад, но сейчас как никогда актуальны. В историю русской литературы И.А. Крылов

вошёл как великий баснописец. На протяжении уже многих поколений читатели

знакомятся с его баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход,

а крылатые фразы из них – в нашу обыденную жизнь. Ушли в прошлое события,

непосредственным откликом на которые служили басни, но остались неизменными

взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому большинство басен

остаются понятными и злободневными и в наши дни.

- Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством

замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и

закрепить полученные знания. Попробуйте сами определить цели урока:

повторить особенности жанра басни,

развивать творческое воображение,

способствовать формированию нравственных начал человека,

прививать любовь к литературе)

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А.

Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point

Для проведения игры класс делится на команды.

III. Слово о баснописце И.А.Крылове. (Слайд 2)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

IV. Повторение литературоведческих терминов. (Слайды 5-7)

Что такое басня?

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами

являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает

людские пороки”.

А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: Аллегория

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в

образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “

Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Волк и ягненок?” ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: Мораль

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

V. Викторина.

Конкурс-разминка.

— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)

— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)

— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)

— Какого цвета было для стрекозы лето? (Красное)

— На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)

— Что пленило лисицу? (Сырный дух)

— Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

1)Продолжите крылатые выражения (Слайды 8-13)

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

2) Угадай название басни по её морали (Слайды 15-17)

а) Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться. «Ларчик»

б) Примолвить к речи здесь годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не надобно хвалиться. «Синица»

в) Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе все они едва ль не одинаки:

Послушать — кажется, одна у них душа, —

А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»

е) Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»

3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 18-33)

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются

слайды с иллюстрациями к басне.

4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 34-40)

Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

Цитаты:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

«У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

«А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

«А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

5) Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с

героями басен И.А. Крылова. Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей),

наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

6) Инсценирование басни.

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.

Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль

сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).

Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».

Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне,

легкомыслие, хвастливость)

Инсценирование басни «Волк на псарне».

- Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В басне

«Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный

расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня -

общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен,

он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные

переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал

бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от

лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от

народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ

Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества).

Физкультминутка.

Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в

большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед

перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди

(обнимаем героя).

Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван - царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын,

Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса

Прекрасная, Чудо Юдо.

7) «Конкурс Капитанов».

Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами

(одинаковыми по количеству) для каждой команды.

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Время выполнения – 5 минут.

Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

Например:

Для команды

№ 1

Квартет

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

__________________сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под _____________,-

Пленять своим искусством свет.

____________________ в смычки,

Дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

Погодите!

Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

Ты с басом, Мишенька, садись напротив__________,

Я, прима, сяду против вторы.

Для команды

№ 2

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь _______________ двор.

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -

И вмиг ________________ на запор;

В минуту _____________ стала адом.

Бегут: иной с дубьём,

Иной с ______________.

Для команды № 3

Волк и Ягнёнок

У сильного всегда ________________ виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем;

А вот о том как в баснях говорят.

Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный ____________ Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить __________

Моё

С песком и илом?

8) Загадочные животные (на столах лежат слова)

Составьте и запишите

асли

оранво

райвеум

акр

маркатыш

сретзаок

ведьмед

ковл

снол

VI. Подведение итогов урока.

Объявление результатов соревнования между тремя командами.

Оценивание актеров.

VII. Заключительное слово учителя. (Слайд №41-42).

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому

баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой

стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее

известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей

России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо

знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь,

Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если

присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков

не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с

ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. И мне хочется пожелать

вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе,

поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее. Хочется,

чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и

новые её страницы.

Итак, урок наш подходит к концу. У каждой команды огромное количество баллов, а это

значит, что все охотно потрудились и заработали за урок положительные оценки. Мне

приятно было видеть, как вы дружно работаете в группах. Молодцы!

Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

VIII. Домашнее задание:

Проба пера. Написать свою басню, опираясь на знания и умения, полученные на

предыдущих уроках

Урок окончен, всем - спасибо!



В раздел образования