"Роль педагога в воспитании нравственно – волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх"
Автор: Ермакова Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4 комбинированного вида" Населённый пункт: Тульская область, г. Богородицк. Наименование материала: презентация на тему "Консультация для педагогов ДОУ" Тема: "Роль педагога в воспитании нравственно – волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх" Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогических работников МДОУ «Детский сад №4 КВ»
«Роль педагога в воспитании
нравственно – волевых качеств у детей
старшего дошкольного возраста
в сюжетно – ролевых играх».
Подготовила :
Ермакова В.В., воспитатель
2016 год.
Роль педагога в воспитании нравственно – волевых
качеств у детей старшего дошкольного возраста в
сюжетно – ролевых играх.
Игра используется в педагогическом процессе детского
сада,
во-первых,
как средство воспитательно-
образовательной работы, позволяющее дать детям
определенные знания, умения, воспитать внимание,
память, сосредоточенность, способность к волевым
усилиям;
во-вторых,
как форма организации жизни и
деятельности детей; как средство решения широких
воспитательных задач, развитию их инициативы,
творческих способностей и самостоятельности.
Свободная сюжетная игра – самая
привлекательная деятельность для детей
дошкольного возраста
В игре ребенок испытывает внутреннее
ощущение свободы, подвластности ему вещей,
действий, отношений – всего того, что в
продуктивной практической деятельности дается
с трудом, в игре ребенок может и полететь на
Луну, и стать отважным моряком, и лечить
больных, и учить детей, то есть игра, с одной
стороны – особым образом обеспечивает
ребенку свободу, позволяет реализовать свои
желания, интересы.
Однако встает вопрос: абсолютно ли
свободен и самостоятелен ребенок в
игре?
Безусловно, нет. Его свобода и
самостоятельность ограничены
способами деятельности, которыми он
владеет.
Развитие игры происходит гораздо
быстрее, если воспитатель специально
и целенаправленно формирует ее.
Воспитательное воздействие на человека как личность может
оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и
способно повлиять на его психологию поведения.
Средства воспитания по характеру воздействия на
человека можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы включают в себя
непосредственно личностное воздействие одного
человека на другого, осуществляемое в прямом
общении друг с другом.
Косвенные же содержат воздействия, реализуемые
с помощью каких-либо средств, без личных контактов
друг с другом воспитателя и воспитуемого.
В жизни далеко не все, что хотел бы
сказать воспитатель, можно выразить
словами.
В педагогических исследованиях освещаются
пути организации взаимоотношений в игровой
деятельности. Наибольшее внимание уделяется
введению определенных правил, регулирующих
совместную деятельность детей.
Большое значение для формирования
положительных взаимоотношений в коллективе
имеет соблюдение правил товарищеского
поведения в игре, которые устанавливаются
воспитателем.
Проблеме определения педагогических условий
нравственного воспитания в игре посвящены
работы известных педагогов.
Условиями, обеспечивающими нравственное
развитие ребенка в игре, являются:
Ясно поставленные педагогом цели, постоянный учет
«проектировки личности» ребенка.
Учет в организации игровой деятельности игровых интересов
детей. Необходимо изучать характерные игровые интересы
самих детей, чтобы учесть при развитии ценных в
воспитательном отношении игр.
Необходимость воспитания внимания и углубления моральных
чувств к сверстникам и взрослым. Данное положение
впоследствии нашло отражение в целом ряде исследований,
посвященных изучению влияния чувств и эмоций на
результаты нравственного развития ребенка в деятельности
условия, которые будут способствовать воспитанию
моральных качеств ребенка в игре:
Целенаправленное руководство игрой. Если воспитателю
удается заинтересовать детей тем, что он показывает или
рассказывает, направить их внимание на моральную сторону
фактов и событий жизни, повлиять на их эмоции без излишнего
морализования, а в игре естественно отражается то хорошее, с чем
знакомят детей.
Организация активности ребенка в игре. Характер
активности, ее направленность в значительной степени
определяют положения ребенка в детском коллективе.
Индивидуализация задач руководства игрой.
Необходимо учесть, что субъектный опыт ребенка влияет на
отношение его деятельности; следовательно, чтобы полностью
использовать воспитательный потенциал игры, необходимо понять
особенности, интересы каждого ребенка и опираться на них.
Выработка единой линии воздействия на ребенка в различных видах
деятельности.
Чтобы эти нормы выполнялись не только под
влиянием авторитета взрослого и
использовались в качестве внешнего аргумента
при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы
внутренними моральными нормами поведения,
следует подготовить почву для их усвоения.
Попадая в детский сад, ребенок сталкивается, прежде
всего, с другими детьми. Воспитатель начинает с самых
простых, но вместе с тем и сложных вещей - приучить
ребенка не мешать другим детям, и чтобы ему не
мешали.
Чтобы в организации общественной жизни детей
подняться до уровня играющего детского коллектива,
нужно, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали
привычкой.
Планирование педагогических мероприятий, направленных на формирование
поэтапно усложняющейся самостоятельной игры детей, является
необходимым условием полноценной организации педагогического процесса.
Планирование педагогических
воздействий должно помогать
воспитателю, с одной стороны,
направлять детей на отображение в игре
новых явлений окружающей
действительности, с другой стороны,
усложнить многие способы и средства
воспроизведения этой действительности.
Принципы организации сюжетно-ролевых игр, соблюдение которых поможет
воспитателю осуществлять работу по всестороннему развитию ребенка в игре.
Первый принцип организации
сюжетной игры заключается в том, что
решая задачи формирования игровых
способов деятельности, воспитатель
выступает в такого рода играх как
руководитель, инициатор и
организатор.
Совместная игра взрослого с
детьми только тогда будет
настоящей игрой, когда
ребенок почувствует не
моральное превосходство
воспитателя, которому надо
подчиняться, а лишь
«превосходство умеющего
интересно играть» партнера.
Второй принцип организации
сюжетной игры – воспитатель
должен играть с детьми на
протяжении всего
дошкольного детства, но на
каждом возрастном этапе
развертывать игру особым
образом, так чтобы детьми
сразу «открывался» и
усваивался новый, более
сложный способ ее
построения. Взрослый как
можно раньше должен
ориентировать его на
сверстника.
третий принцип организации сюжетной игры: на
каждом этапе дошкольного детства необходимо
при формировании игровых умений одновременно
ориентировать ребенка, как на осуществление
игрового действия, так и на пояснение его смысла
партнерам – взрослому и сверстнику.
Одним из важных условий активизации
самостоятельной игры детей является
обеспечение соответствующим игровым
материалом, игрушками.
Старшие дошкольники руководствуются
внутренним замыслом при игре и могут
самостоятельно организовать
необходимую им игровую обстановку.
В настоящее время в практике работы детского
учреждения успешно применяется методика
комплексного руководства игрой
.
Метод комплексного руководства игрой
эффективен при наличии и взаимосвязи
следующих педагогических условий:
1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
2. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми,
направленные на передачу детям игрового опыта.
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с
учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное
на побуждение их к самостоятельному применению в игре
новых знаний, способов решения игровых задач, которые
способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг
с другом
.
Наблюдая за играми детей, воспитатель должен уметь подметить, о чем
можно поговорить с детьми, что более всего интересует их в данный момент
.
Из приемов руководства игрой следует
исключить всякого рода принуждение, никогда
не фантазировать за ребенка, не придумывать за
него игру. Нужно очень деликатно влиять на
развитие интересов, на чувства детей,
направлять работу их мысли и воображения.
Только при таком руководстве развивается
игровое творчество.
Специфика сюжетно-ролевой игры заключается,
прежде всего, в ее самостоятельности.
Вместе с
тем признание самостоятельности детей в игре
не снимает проблемы управления
ею.
наиболее эффективные средства педагогического
руководства для формирования положительных
взаимоотношений между детьми:
- чтение художественных произведений;
- беседы с детьми на этические темы;
- анализ ролевого поведения детей, наблюдаемого в самих играх;
- привлечение детей к анализу ролевого поведения партнеров по
игре;
- поочередное выполнение детьми одной и той же роли в игре;
- обсуждение характеристик изображаемых персонажей до начала
игры;
- участие взрослого в игре с целью выполнения образца ролевого
поведения.
От установления правильных отношений
педагога с воспитанниками, от особенностей
его общения с ними во многом зависит
эффективность педагогического воздействия
на детей. Общение педагога с дошкольниками
во многом определяется его ценностными
ориентациями в сфере воспитания. По-
видимому, в зависимости оттого, что он
считает главным в воспитании детей, на что
направляет педагогические умения, какие
качества личности в первую очередь хочет
видеть в детях, и строится его общение с
ними. Педагог должен быть уважаем детьми,
предохранять их от стрессового состояния.
Делая вывод о формировании сюжетной
игры дошкольников, напомним, что на
каждом возрастном этапе педагогический
процесс по отношению к игре состоит из
двух ситуаций:
1. Формирование игровых умений в
совместной игре взрослого с детьми, где
взрослый является «играющим
партнером»;
2. Самостоятельная детская игра, в которую
взрослый непосредственно не включается,
а лишь обеспечивает условия для нее.
Игровые формы обучения социальным и
практическим навыкам вызывают у детей
желание экспериментировать и заниматься
игровой деятельностью ради самого процесса,
который доставляет им удовольствие.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что
сюжетно-ролевая игра имеет существенное
значение для воспитания нравственно-волевых
качеств у детей дошкольного возраста.
В игре, как и во всякой творческой деятельности,
проявляется индивидуальности ребенка, его
личные отношения, вкусы, интересы.
Воспитание нравственно – волевых качеств
осуществляется в игре при определенных
условиях, как посредством подбора и внесения
в деятельность детей педагогически значимого
сюжетного содержания игры, так и за счет
педагогического управления детскими
реальными взаимоотношениями,
складывающимися по поводу игры.
Следовательно, игра, будучи внутренне
мотивированной деятельностью, таит в себе
огромный потенциал для воспитания
нравственно - волевых качеств.
Анализ литературы по проблеме показан в работах,
посвященных проблемам воспитанию нравственно –
волевых качеств у детей дошкольного возраста
рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой
нравственно – волевых качеств, с развитием их в
деятельности, и в частности в сюжетно – ролевых играх.
Библиография
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.
2. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной
деятельности.
3. Буре Р.С., Л.Д. Костелова Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей.
4. ВенгерЛ.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка
5. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателей детского сада, (сост. А.К Бондаренко, А.И
Матусик).
6. Горышева В. Игра - это отражение жизни.
7. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение.
8. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.
9. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-
методическое пособие.
10. Михайленко П., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду.
11. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой.
12. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого- педагогический