Напоминание

"Внеурочные занятия и их роль в повышении интереса школьников к родному языку".


Автор: Познякова Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Миллерово, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочные занятия и их роль в повышении интереса школьников к родному языку".
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Внеурочные занятия и их роль в повышении интереса

школьников к родному языку».

В современном образовании происходят глубокие перемены, в связи с

этим в школах поднимается проблема использования новых технологий

обучения и воспитания для привлечения внимания к языку. Внеурочная

деятельность – значимый механизм реализации требований ФГОС. В ходе ее

организации

появляются

эффективные

модели

повышения

качества

образования

и

привлечение

внимания

к

родному

языку.

Внеурочная

деятельность

-

это

образовательная

деятельность,

направленная

на

достижение планируемых результатов освоения ООП (Письмо Минобрнауки

№ 03-296).

В настоящее время есть все условия для выбора различных методов и

технологий, которые могут повысить интерес учащихся к родному языку и

привлечь внимание к русскому языку детей, для которых он не является

родным. Каким же образом решаю я эту проблему? Как можно повысить

интерес к изучению русского языка у учеников 5-х классов и какую роль в

этом

процессе

играет

внеурочная

деятельность?

Для

этого

проведём

исследования.

Объект исследования: процесс

формирования

у

учащихся

5-х

классов

повышения интереса к изучению русского языка.

Предмет исследования: внеурочная деятельность

-

средство повышения

интереса к изучению русского языка.

Цель

работы: рассмотреть

возможности

внеурочной

деятельности

как

средства повышения интереса к изучению русского языка.

Задачи:

1.

раскрыть сущность интереса и его роль в обучении.

2. установить роль внеурочной деятельности по русскому языку в

формировании повышения интереса к изучению родного языка;

3. определить исходный уровень интереса к изучению русского языка у

учащихся 5-х классов.

4. познакомить с некоторыми приёмами и методами, которые я использую

на внеурочных занятиях, направленных на повышение уровня интереса

учащихся 5-х классов к родному языку.

5.выявить

эффективность

методов

и

приёмов,

применяемых

на

внеурочных занятиях с целью привлечения их внимания к родному языку.

Поставленная цель и задачи позволили мне выделить гипотезу: внеурочные

занятия по русскому языку будут способствовать привлечению внимания и

повышению интереса к изучению родного языка.

1

Практическая

значимость: разработанные

материалы

могут

быть

использованы

в

качестве

дидактического

материала

для

проведения

внеурочных занятий.

Внеурочная деятельность – аналог дополнительного образования, но это

не

дополнительное

образование!

Организация

внеурочной

деятельности

осуществляется в рамках действующей ООП ФГОС: ООП реализуется через

урочную и внеурочную деятельность. Отличительной особенностью нового

стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью

развитие

личности

учащегося.

Человеку

нашего

времени

теперь

недостаточны только предметные знания, ему необходимы и личностные, и

метапредметные знания, умения и навыки.

В условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) современная

школа нуждается в "новом" типе учителя, поэтому педагог 21 века должен

быть творческой личностью и использовать в своей работе современные

методы и технологии образования. И я в своей педагогической деятельности

не хочу отставать от «веяния времени» и использую инновационные приёмы

и методы в нелёгком труде.

Работая учителем русского и литературы, я обратила внимание на то, что

уроки русского языка часто оказываются в числе самых нелюбимых детьми.

Возможно,

это

связано

с

тем,

что

учебный

материал

требует

высокого

развития способности анализировать, а возможно, и потому, что современное

образование

не

активизирует

в

достаточной

степени

внутренние

мотивы

учения. Вот здесь на помощь и приходят внеурочные занятия, которые, с

одной стороны, являются продолжением классно-урочной деятельности, а с

другой

стороны,

позволяют

повысить

интерес

учеников

к

изучению

русского языка. Помимо этого, внеурочные занятия привлекают внимание к

русскому языку учеников других национальностей (армян, грузин, чеченцев,

украинцев и других), обучающихся в русской школе. Это имеет большое

значение

для

популяризации

русского

языка

в

рамках

реализации

подпрограммы « Развитие и распространение русского языка…».

Говоря о своём инновационном опыте внеурочной деятельности, начну с

того, что даже самый удачный урок имеет

недостаток: он ограничен во

времени и не допускает отвлечений, так как есть установленный план, по

которому обязан работать учитель. Другое дело – внеурочные занятия, они

позволяют

учитывать

интересы

и

запросы

учеников,

а

следовательно,

помогают пробудить интерес учеников 5-х классов к родному языку.

Чтобы помочь ученику понять, что «язык – величайшее богатство

народа», которым нужно умело пользоваться,

необходимо мотивировать

учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость

не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения,

являющейся важной для ребят в этом возрасте. На внеурочных занятиях я

стараюсь правильно организовать самостоятельную деятельность ученика, в

которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации

2

и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы.

Работа в этом направлении влияет на взгляды и представления учащихся,

помогает

им развить дремлющие способности и наклонности. Основной

идеей моей педагогической деятельности

является воспитание будущего

гражданина,

владеющего

универсальными

учебными

действиями

(УУД),

умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной

жизни.

Для меня очень важно воспитание

любознательного ученика,

которому хочется во всём разобраться и «дойти до самой сути». В этом мне

помогают

различные

инновационные

педагогические

технологии:

интерактивные, информационно - компьютерные, здоровьесберегающие.

Сущность интереса и его роль в обучении.

Интерес - важнейший мотив учебной деятельности. Идея воспитания у

детей интереса к знаниям как эффективного средства успешного обучения

возникла давно. Современные учёные считают, что познавательный интерес

имеет

огромную

побудительную

силу:

он

заставляет

человека

активно

стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения

возникшей у него жажды знаний, интерес является значимым для учебной

деятельности.

Поэтому

в

своей

педагогической

деятельности

я

рассматриваю интерес

как мощный стимул обучения, как эффективное

средство активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющее

сделать

процесс

овладения

знаниями,

умениями

и

навыками

более

целенаправленным, продуктивным и в то же время более привлекательным.

Современный

преподаватель

должен

уметь

вызвать

познавательный

интерес у ребят к своему предмету, потому что он положительно влияет не

только на процесс, но и на результат деятельности. Конечно, учащимся всегда

интересны

игровые

упражнения

и

игры.

Они

снимают

повышенное

напряжение и пробуждают у детей любопытство, интерес. Игры повышают

учебную активность и позволяют учащимся перейти от учения «с мучением»

к учению с «увлечением». С этой целью использую игры: «Составь слово»,

«

Кто

больше?»,

«Дополни

строчку»,

«Собери

фразу»

и

другие.

Словесные игры-шарады, кроссворды, анаграммы я

использую очень

часто

во

внеурочной

работе. Игра «Ошибкоопасные» места» развивает

внимательность,

позволяет

выработать

навыки

правильного

письма.

Для

исправления речевых ошибок использую деловую игру «Корректор». Она

помогает

повышать

интерес

к

изучению

русского

языка,

вырабатывать

навыки и умение использовать знания на практике, активизирует различные

виды общения. Мне игра даёт возможность избежать дублирования заданий,

по-новому преподнести уже знакомый программный материал.

На внеурочных занятиях стараюсь использовать как можно больше

текстов с элементами занимательности (рассказы о значении языка в жизни

людей, о случаях воспитания детей животными). Такие тексты интересны и

доступны по содержанию, пробуждают интерес к изучению языка. Причём,

обязательно звучит выразительное чтение данных текстов, ведь «Чтение – это

3

соучастие в творчестве», по словам М. Цветаевой. Система заданий к таким

текстам

побуждает

детей

к

дискуссии,

включает

элементы

рассуждения,

постепенно готовит учащихся к более сложным видам учебной деятельности

языковому

анализу,

высказываниям

на

лингвистические

темы.

Мы

прекрасно знаем, что развитие навыков говорения на лингвистические темы –

одна из труднейших задач для пятиклассников. Не зря академик Л. В. Щерба

утверждал, что учить научной речи, всё равно, что учить иностранному

языку.

На внеурочных занятиях я всегда стараюсь использовать мыслительные

задачи. Это

один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому

языку. Такой мыслительной задачей может быть проблемный

вопрос, на

который должен быть получен ответ. Особенно мне нравится использовать в

своей

работе

проблемные вопросы-ловушки,

мозговые

штурмы.

Когда

ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу,

требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к

учебным занятиям. Очень часто с этой целью составляем кластеры -

это

способ

графической

организации

материала,

позволяющий

сделать

наглядными

те

мыслительные

процессы,

которые

происходят

при

погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и

логична: посередине чистого листа прошу ребят написать ключевое слово

или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы, вокруг которого

ф и кс и ру ют с я

с л о ва

и л и

п р ед л оже н и я ,

с вя з а н н ы е

с

т е м о й .

Подобные кластеры можно составить для любой части речи. С помощью

такого приёма учащиеся запоминают быстрее все признаки частей речи.

Например, в центре имя существительное, а вокруг него надо постараться

построить как можно больше связей(6-8).

4

Стараюсь учить детей критически мыслить, то есть критически слушать и

воспринимать, осмысливать и анализировать любую информацию, творчески

применять и доводить свои знания до совершенства. Положительная

мотивация использования технологии критического мышления заключается в

том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный

процесс развития творческой личности. Критическое мышление – это способ

мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций,

заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении

причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы.

Пятиклассникам очень нравится составлять кластеры на внеурочных

занятиях. Кластеры эффективны не только на уроках русского языка. Таким

приёмом я пользуюсь и на уроках литературы, потому что составление схем

позволяет лучше понять произведение писателя. Технология ориентирована

на развитие личности учащихся, на формирование необходимости

самостоятельного познания и творческого подхода к обучению. В процессе

применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:

умение видеть свои «знания» и «незнания»;

умение работать в группах;

графически оформлять материал;

умение обобщать и систематизировать полученные знания;

Приём синквейн позволяет учащимся проявить свое творчество и

выразить отношение к изучаемому явлению, объекту, развивает творческое

мышление, речь, обогащает словарный запас. Учащиеся пятых классов с

удовольствием работают с такими заданиями, особенно им нравится

конечный результат - это самостоятельно составленное произведение, в

котором они смогли сделать обобщение и выразить свое отношение к

изученному.

Сущность применения элементов технологии критического мышления

заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Работа с опорными схемами, составление диаграмм, анаграмм,

морфемных шарад, кроссвордов, таблиц – это приёмы, применяемые мной

на внеурочных занятиях. Все они способствуют развитию критического

мышления и интереса к предмету «русский язык».

Применение элементов технологии критического мышления создает условия

для творческой самореализации личности, развития познавательных

способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного

потенциала.

Фразеологические турниры, интеллектуальные ринги, ролевые игры,

игра «подбери пару» вызывают интерес к предмету, способствуют более

крепкому усвоению изучаемого материала и имеют высокую эффективность.

5

Таким образом, познавательный интерес - это один из важнейших

мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием

интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более

продуктивно. И, конечно же, применяю в своей практике информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в работе ведёт к

повышению качества образования. Расширяется социальный, культурный,

духовный кругозор детей. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и

литературы позволяют мне реализовать идею творческого развития, сделать

внеурочные занятия более яркими и увлекательными. Диапазон

использования компьютера широк: от простого тестирования учащихся,

игр… до получения сложной информации, создания презентаций, проектов.

Для того чтобы проверить, как инновационные приёмы, применяемые

мной на уроках и во внеурочной деятельности, влияют на повышение

интереса школьников и привлекают их внимание к родному языку, я провела

небольшое тестирование и представила его итог в данной работе.

Сравнительный анализ исходного и конечного этапов исследования

повышения интереса учащихся к русскому языку на внеурочных

занятиях представлены мной с помощью гистограмм.

Гистограммы

Исходный уровень интереса к изучению русского языка у учащихся 5-х

классов был определён мной в начале года , а через три месяца внеурочных

занятий по русскому языку я ещё раз провела тестирование, и вот

полученный результат . Значит, инновационные методы и приёмы

«работают».

Анализ гистограмм позволяет говорить о том, что внеурочная

деятельность – одно из лучших средств повышения познавательного

интереса у учащихся к русскому языку. Если работа строится с учетом

принципов последовательности и систематичности, то приносит свои

положительные результаты: у детей быстрее формируется познавательный

интерес, работа в системе позволяет приучить детей к большей

6

самостоятельности при поиске новой информации и выполнении творческих

заданий.

Приведу несколько приёмов работы в моей внеурочной деятельности.

Работая над повышением грамотности учащихся, я использую занимательные

игры-загадки - метаграммы (слова, отличающиеся одной буквой):

1.Когда я с “т”, на мне плывут,

Когда я с “д”, меня сорвут. (Плот-плод).

2.С буквой ф – помогает,

Без ф торжественно шагает. (шефствует – шествует).

Анаграммы:

Анаграмма - слово в зашифрованном виде. Чтобы получить новое слово, надо

переставить буквы исходного слова, не добавляя и не удаляя никакую букву.

Арап – пара, кулон – уклон, торг – грот.

Логогрифы:

1.целое слово – часть дерева, без одной буквы - река, без двух - местоимение,

без трех - предлог. (крона – Рона – она – на).

2.К знаменитой русской реке из песни добавь перед началом слова букву и и

получи название птицы ( Волга – иволга).

1.

Игра «Составь слово»:

Такая игра позволяет по-новому взглянуть на привычный урок, способствует

возникновению у школьников интереса к морфемному составу слова.

У слова представляла возьмите приставку, у слова побежать тоже

приставку, у слова слагаемое – корень, у слова решать – суффикс, у слова

продавала - окончание. (предполагала).

2.

Игра «Собери из слов предложение».

Синквейн

7

помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать ,

заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные

знания. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по

особым правилам:

первая

строка – имя существительное или местоимение, обозначающее

предмет, о котором пойдет речь;

вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающих

признаки предмета;

третья строка – три глагола, передающие действия предмета;

четвертая

строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к

предмету;

пятая строка - слово-синоним к первому.

Синквейн на тему « Предложение».

Предложение

Простое, сложное

Повествует, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Фраза.

Синквейн на тему « Корень»

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Игра «Найди пару».

В пятых классах я использую эту игру, когда мы работаем с

фразеологизмами. Такой приём позволяет учащимся быстрее запомнить

устойчивые сочетания.

Внеурочное занятие с пятиклассниками.

8

Занятие «В царстве смыслов много дорог».

1.

Приветствие.

- Проблемный вопрос.(предполагают тему занятия -регулятивные УУД) -

-Читают высказывание о языке. Выясняют значение русского языка

( принятие жизненных ценностей - личностные УУД).

-Определяют тему и цель. (регулятивные УУД).

- Актуализация знаний. Игра «Всё свежее!»

( участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, оформляют свои

мысли в устной речи - Коммуникативные УУД) .

2.Открытие новых знаний. Познавательные УУД: определяют значение

слова «многозначные». Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

-Знакомство с понятием «омонимы»:

- Знаете ли вы, как можно назвать эти слова?

(Отгадывают загадки, из отгаданных слов составляют слово).

Игра «Составь слово».

(Из первого слова возьмите первую букву, из второго – первую, из третьего –

первую, из четвертого – последнюю, из пятого – ударную гласную, из

шестого – первую).

В этой игре они получают слово омоним.

Омонимы – это слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не

имеют ничего общего.

Например: девичья коса – острая коса,

горький лук – тугой лук.

Старый замок - открыли замок.

4.Работа с толковым словарём.

- А теперь вернёмся к слову свежий.

Сформулируем значения слова свежий.

Свежее бельё – чистое. Свежий пирог – только испеченный.

Свежие овощи – не испорченные. Свежая газета – только выпущенная

- А как вы определили значения слова свежий? (употребляли с разными

словами). А где узнать точное значение слова? (в толковом словаре).

Знакомство с толковыми словарями.

- Что нужно знать и уметь, чтобы работать со словарём? (показ словарей)

- Откроем словарь и прочитаем.

- Как определить, не читая, сколько значений у слова свежий?

(посмотреть словарную статью)

5.Работа в группах.

I группа - находят в словаре слова с многозначными значениями.

II группа - читают слова, находят омонимы.

6.Тренировочные задания.

1.Определяют значения предложенных омонимов.

2.Составьте словосочетания с омонимами

9

4.Игра «Отгадай слово»

5.Игра «Что лишнее?»

6. Игра «Найди пару»

7.Игра «Заселяем дом»

7.Рефлексия.

Что сегодня я узнал…

Мне было тяжело или нет…

Я научился чему-то новому..

Я смог добиться результата…

8.Оцени себя.

Мне всё ясно

Я не всё понял

Я многое не понял.(поднимают зелёную, жёлтую, красную карточки).

Заканчиваю урок словами: Как в нашем мире много дорог , так и у слов есть

много значений, главное правильно определить значение слова, чтобы не

допустить досадных ошибок.

После проведения внеурочных занятий, стало заметно, дети ведут себя

более активно и проявляют интерес к изучению предмета. В заключение я

могу сказать, что помочь сформировать интерес у учащихся к русскому языку

может эффективная организация внеурочной деятельности, которая позволит

в большей мере заинтересовать учащихся не только изучением учебного

предмета, но и открытием новых знаний. Такие занятия привлекают

внимание к русскому языку и детей, для которых урок русского языка не

является родным. Хочу ещё отметить, что любовь к языку должна быть

составной частью каждого урока. «Хочешь наукой воспитать ученика – люби

свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их»,-

пророчествовал Л. Н. Толстой.

Литература:

1.

Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов./

Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С.

Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика,

2016. - 240 с

3.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные

технологии в системе образования: учебное пособие для студентов

высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.:

Издательский центр «Академия», 2007

4.

Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в средних классах /

М.Р. Львов, В.Г Горецкий, О.В. Сосновская. // – М.: «Академия». – 2007

5.

Маклаева Э. В. Формирование интереса у детей школьного возраста /

Э. В. Маклаева.

10

6.

Лукиных Н.В. Повышение интереса к изучению русского языка в

начальной школе через внеурочную деятельность.

11

12

13



В раздел образования