Автор: Познякова Надежда Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Миллерово, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочные занятия и их роль в повышении интереса школьников к родному языку".
Раздел: среднее образование
Статья «Внеурочные занятия и их роль в повышении интереса
школьников к родному языку».
В современном образовании происходят глубокие перемены, в связи с
этим в школах поднимается проблема использования новых технологий
обучения и воспитания для привлечения внимания к языку. Внеурочная
деятельность – значимый механизм реализации требований ФГОС. В ходе ее
организации
появляются
эффективные
модели
повышения
качества
образования
и
привлечение
внимания
к
родному
языку.
Внеурочная
деятельность
-
это
образовательная
деятельность,
направленная
на
достижение планируемых результатов освоения ООП (Письмо Минобрнауки
№ 03-296).
В настоящее время есть все условия для выбора различных методов и
технологий, которые могут повысить интерес учащихся к родному языку и
привлечь внимание к русскому языку детей, для которых он не является
родным. Каким же образом решаю я эту проблему? Как можно повысить
интерес к изучению русского языка у учеников 5-х классов и какую роль в
этом
процессе
играет
внеурочная
деятельность?
Для
этого
проведём
исследования.
Объект исследования: процесс
формирования
у
учащихся
5-х
классов
повышения интереса к изучению русского языка.
Предмет исследования: внеурочная деятельность
-
средство повышения
интереса к изучению русского языка.
Цель
работы: рассмотреть
возможности
внеурочной
деятельности
как
средства повышения интереса к изучению русского языка.
Задачи:
1.
раскрыть сущность интереса и его роль в обучении.
2. установить роль внеурочной деятельности по русскому языку в
формировании повышения интереса к изучению родного языка;
3. определить исходный уровень интереса к изучению русского языка у
учащихся 5-х классов.
4. познакомить с некоторыми приёмами и методами, которые я использую
на внеурочных занятиях, направленных на повышение уровня интереса
учащихся 5-х классов к родному языку.
5.выявить
эффективность
методов
и
приёмов,
применяемых
на
внеурочных занятиях с целью привлечения их внимания к родному языку.
Поставленная цель и задачи позволили мне выделить гипотезу: внеурочные
занятия по русскому языку будут способствовать привлечению внимания и
повышению интереса к изучению родного языка.
1
Практическая
значимость: разработанные
материалы
могут
быть
использованы
в
качестве
дидактического
материала
для
проведения
внеурочных занятий.
Внеурочная деятельность – аналог дополнительного образования, но это
не
дополнительное
образование!
Организация
внеурочной
деятельности
осуществляется в рамках действующей ООП ФГОС: ООП реализуется через
урочную и внеурочную деятельность. Отличительной особенностью нового
стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью
развитие
личности
учащегося.
Человеку
нашего
времени
теперь
недостаточны только предметные знания, ему необходимы и личностные, и
метапредметные знания, умения и навыки.
В условиях перехода на новую модель образования (ФГОС) современная
школа нуждается в "новом" типе учителя, поэтому педагог 21 века должен
быть творческой личностью и использовать в своей работе современные
методы и технологии образования. И я в своей педагогической деятельности
не хочу отставать от «веяния времени» и использую инновационные приёмы
и методы в нелёгком труде.
Работая учителем русского и литературы, я обратила внимание на то, что
уроки русского языка часто оказываются в числе самых нелюбимых детьми.
Возможно,
это
связано
с
тем,
что
учебный
материал
требует
высокого
развития способности анализировать, а возможно, и потому, что современное
образование
не
активизирует
в
достаточной
степени
внутренние
мотивы
учения. Вот здесь на помощь и приходят внеурочные занятия, которые, с
одной стороны, являются продолжением классно-урочной деятельности, а с
другой
стороны,
позволяют
повысить
интерес
учеников
к
изучению
русского языка. Помимо этого, внеурочные занятия привлекают внимание к
русскому языку учеников других национальностей (армян, грузин, чеченцев,
украинцев и других), обучающихся в русской школе. Это имеет большое
значение
для
популяризации
русского
языка
в
рамках
реализации
подпрограммы « Развитие и распространение русского языка…».
Говоря о своём инновационном опыте внеурочной деятельности, начну с
того, что даже самый удачный урок имеет
недостаток: он ограничен во
времени и не допускает отвлечений, так как есть установленный план, по
которому обязан работать учитель. Другое дело – внеурочные занятия, они
позволяют
учитывать
интересы
и
запросы
учеников,
а
следовательно,
помогают пробудить интерес учеников 5-х классов к родному языку.
Чтобы помочь ученику понять, что «язык – величайшее богатство
народа», которым нужно умело пользоваться,
необходимо мотивировать
учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость
не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения,
являющейся важной для ребят в этом возрасте. На внеурочных занятиях я
стараюсь правильно организовать самостоятельную деятельность ученика, в
которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации
2
и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы.
Работа в этом направлении влияет на взгляды и представления учащихся,
помогает
им развить дремлющие способности и наклонности. Основной
идеей моей педагогической деятельности
является воспитание будущего
гражданина,
владеющего
универсальными
учебными
действиями
(УУД),
умеющего применять знания и умения, полученные в школе, в повседневной
жизни.
Для меня очень важно воспитание
любознательного ученика,
которому хочется во всём разобраться и «дойти до самой сути». В этом мне
помогают
различные
инновационные
педагогические
технологии:
интерактивные, информационно - компьютерные, здоровьесберегающие.
Сущность интереса и его роль в обучении.
Интерес - важнейший мотив учебной деятельности. Идея воспитания у
детей интереса к знаниям как эффективного средства успешного обучения
возникла давно. Современные учёные считают, что познавательный интерес
имеет
огромную
побудительную
силу:
он
заставляет
человека
активно
стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения
возникшей у него жажды знаний, интерес является значимым для учебной
деятельности.
Поэтому
в
своей
педагогической
деятельности
я
рассматриваю интерес
как мощный стимул обучения, как эффективное
средство активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющее
сделать
процесс
овладения
знаниями,
умениями
и
навыками
более
целенаправленным, продуктивным и в то же время более привлекательным.
Современный
преподаватель
должен
уметь
вызвать
познавательный
интерес у ребят к своему предмету, потому что он положительно влияет не
только на процесс, но и на результат деятельности. Конечно, учащимся всегда
интересны
игровые
упражнения
и
игры.
Они
снимают
повышенное
напряжение и пробуждают у детей любопытство, интерес. Игры повышают
учебную активность и позволяют учащимся перейти от учения «с мучением»
к учению с «увлечением». С этой целью использую игры: «Составь слово»,
«
Кто
больше?»,
«Дополни
строчку»,
«Собери
фразу»
и
другие.
Словесные игры-шарады, кроссворды, анаграммы я
использую очень
часто
во
внеурочной
работе. Игра «Ошибкоопасные» места» развивает
внимательность,
позволяет
выработать
навыки
правильного
письма.
Для
исправления речевых ошибок использую деловую игру «Корректор». Она
помогает
повышать
интерес
к
изучению
русского
языка,
вырабатывать
навыки и умение использовать знания на практике, активизирует различные
виды общения. Мне игра даёт возможность избежать дублирования заданий,
по-новому преподнести уже знакомый программный материал.
На внеурочных занятиях стараюсь использовать как можно больше
текстов с элементами занимательности (рассказы о значении языка в жизни
людей, о случаях воспитания детей животными). Такие тексты интересны и
доступны по содержанию, пробуждают интерес к изучению языка. Причём,
обязательно звучит выразительное чтение данных текстов, ведь «Чтение – это
3
соучастие в творчестве», по словам М. Цветаевой. Система заданий к таким
текстам
побуждает
детей
к
дискуссии,
включает
элементы
рассуждения,
постепенно готовит учащихся к более сложным видам учебной деятельности
–
языковому
анализу,
высказываниям
на
лингвистические
темы.
Мы
прекрасно знаем, что развитие навыков говорения на лингвистические темы –
одна из труднейших задач для пятиклассников. Не зря академик Л. В. Щерба
утверждал, что учить научной речи, всё равно, что учить иностранному
языку.
На внеурочных занятиях я всегда стараюсь использовать мыслительные
задачи. Это
один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому
языку. Такой мыслительной задачей может быть проблемный
вопрос, на
который должен быть получен ответ. Особенно мне нравится использовать в
своей
работе
проблемные вопросы-ловушки,
мозговые
штурмы.
Когда
ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу,
требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к
учебным занятиям. Очень часто с этой целью составляем кластеры -
это
способ
графической
организации
материала,
позволяющий
сделать
наглядными
те
мыслительные
процессы,
которые
происходят
при
погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и
логична: посередине чистого листа прошу ребят написать ключевое слово
или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы, вокруг которого
ф и кс и ру ют с я
с л о ва
и л и
п р ед л оже н и я ,
с вя з а н н ы е
с
т е м о й .
Подобные кластеры можно составить для любой части речи. С помощью
такого приёма учащиеся запоминают быстрее все признаки частей речи.
Например, в центре имя существительное, а вокруг него надо постараться
построить как можно больше связей(6-8).
4
Стараюсь учить детей критически мыслить, то есть критически слушать и
воспринимать, осмысливать и анализировать любую информацию, творчески
применять и доводить свои знания до совершенства. Положительная
мотивация использования технологии критического мышления заключается в
том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный
процесс развития творческой личности. Критическое мышление – это способ
мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций,
заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении
причинно-следственных связей, умении делать собственные выводы.
Пятиклассникам очень нравится составлять кластеры на внеурочных
занятиях. Кластеры эффективны не только на уроках русского языка. Таким
приёмом я пользуюсь и на уроках литературы, потому что составление схем
позволяет лучше понять произведение писателя. Технология ориентирована
на развитие личности учащихся, на формирование необходимости
самостоятельного познания и творческого подхода к обучению. В процессе
применения этой технологии вырабатываются следующие учебные умения:
умение видеть свои «знания» и «незнания»;
умение работать в группах;
графически оформлять материал;
умение обобщать и систематизировать полученные знания;
Приём синквейн позволяет учащимся проявить свое творчество и
выразить отношение к изучаемому явлению, объекту, развивает творческое
мышление, речь, обогащает словарный запас. Учащиеся пятых классов с
удовольствием работают с такими заданиями, особенно им нравится
конечный результат - это самостоятельно составленное произведение, в
котором они смогли сделать обобщение и выразить свое отношение к
изученному.
Сущность применения элементов технологии критического мышления
заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Работа с опорными схемами, составление диаграмм, анаграмм,
морфемных шарад, кроссвордов, таблиц – это приёмы, применяемые мной
на внеурочных занятиях. Все они способствуют развитию критического
мышления и интереса к предмету «русский язык».
Применение элементов технологии критического мышления создает условия
для творческой самореализации личности, развития познавательных
способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного
потенциала.
Фразеологические турниры, интеллектуальные ринги, ролевые игры,
игра «подбери пару» вызывают интерес к предмету, способствуют более
крепкому усвоению изучаемого материала и имеют высокую эффективность.
5
Таким образом, познавательный интерес - это один из важнейших
мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием
интереса, учебная работа даже у слабых учеников протекает более
продуктивно. И, конечно же, применяю в своей практике информационно-
коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ в работе ведёт к
повышению качества образования. Расширяется социальный, культурный,
духовный кругозор детей. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и
литературы позволяют мне реализовать идею творческого развития, сделать
внеурочные занятия более яркими и увлекательными. Диапазон
использования компьютера широк: от простого тестирования учащихся,
игр… до получения сложной информации, создания презентаций, проектов.
Для того чтобы проверить, как инновационные приёмы, применяемые
мной на уроках и во внеурочной деятельности, влияют на повышение
интереса школьников и привлекают их внимание к родному языку, я провела
небольшое тестирование и представила его итог в данной работе.
Сравнительный анализ исходного и конечного этапов исследования
повышения интереса учащихся к русскому языку на внеурочных
занятиях представлены мной с помощью гистограмм.
Гистограммы
Исходный уровень интереса к изучению русского языка у учащихся 5-х
классов был определён мной в начале года , а через три месяца внеурочных
занятий по русскому языку я ещё раз провела тестирование, и вот
полученный результат . Значит, инновационные методы и приёмы
«работают».
Анализ гистограмм позволяет говорить о том, что внеурочная
деятельность – одно из лучших средств повышения познавательного
интереса у учащихся к русскому языку. Если работа строится с учетом
принципов последовательности и систематичности, то приносит свои
положительные результаты: у детей быстрее формируется познавательный
интерес, работа в системе позволяет приучить детей к большей
6
самостоятельности при поиске новой информации и выполнении творческих
заданий.
Приведу несколько приёмов работы в моей внеурочной деятельности.
Работая над повышением грамотности учащихся, я использую занимательные
игры-загадки - метаграммы (слова, отличающиеся одной буквой):
1.Когда я с “т”, на мне плывут,
Когда я с “д”, меня сорвут. (Плот-плод).
2.С буквой ф – помогает,
Без ф торжественно шагает. (шефствует – шествует).
Анаграммы:
Анаграмма - слово в зашифрованном виде. Чтобы получить новое слово, надо
переставить буквы исходного слова, не добавляя и не удаляя никакую букву.
Арап – пара, кулон – уклон, торг – грот.
Логогрифы:
1.целое слово – часть дерева, без одной буквы - река, без двух - местоимение,
без трех - предлог. (крона – Рона – она – на).
2.К знаменитой русской реке из песни добавь перед началом слова букву и и
получи название птицы ( Волга – иволга).
1.
Игра «Составь слово»:
Такая игра позволяет по-новому взглянуть на привычный урок, способствует
возникновению у школьников интереса к морфемному составу слова.
У слова представляла возьмите приставку, у слова побежать тоже
приставку, у слова слагаемое – корень, у слова решать – суффикс, у слова
продавала - окончание. (предполагала).
2.
Игра «Собери из слов предложение».
Синквейн
7
помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать ,
заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные
знания. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по
особым правилам:
первая
строка – имя существительное или местоимение, обозначающее
предмет, о котором пойдет речь;
вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающих
признаки предмета;
третья строка – три глагола, передающие действия предмета;
четвертая
строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к
предмету;
пятая строка - слово-синоним к первому.
Синквейн на тему « Предложение».
Предложение
Простое, сложное
Повествует, побуждает, спрашивает
Предложение – основная единица синтаксиса.
Фраза.
Синквейн на тему « Корень»
Корень
Главный, смысловой
Определяется, не меняется, чередуется
Основная смысловая часть слова
Главная часть
Игра «Найди пару».
В пятых классах я использую эту игру, когда мы работаем с
фразеологизмами. Такой приём позволяет учащимся быстрее запомнить
устойчивые сочетания.
Внеурочное занятие с пятиклассниками.
8
Занятие «В царстве смыслов много дорог».
1.
Приветствие.
- Проблемный вопрос.(предполагают тему занятия -регулятивные УУД) -
-Читают высказывание о языке. Выясняют значение русского языка
( принятие жизненных ценностей - личностные УУД).
-Определяют тему и цель. (регулятивные УУД).
- Актуализация знаний. Игра «Всё свежее!»
( участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, оформляют свои
мысли в устной речи - Коммуникативные УУД) .
2.Открытие новых знаний. Познавательные УУД: определяют значение
слова «многозначные». Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
-Знакомство с понятием «омонимы»:
- Знаете ли вы, как можно назвать эти слова?
(Отгадывают загадки, из отгаданных слов составляют слово).
Игра «Составь слово».
(Из первого слова возьмите первую букву, из второго – первую, из третьего –
первую, из четвертого – последнюю, из пятого – ударную гласную, из
шестого – первую).
В этой игре они получают слово омоним.
Омонимы – это слова, которые звучат (и пишутся) одинаково, а по смыслу не
имеют ничего общего.
Например: девичья коса – острая коса,
горький лук – тугой лук.
Старый замок - открыли замок.
4.Работа с толковым словарём.
- А теперь вернёмся к слову свежий.
Сформулируем значения слова свежий.
Свежее бельё – чистое. Свежий пирог – только испеченный.
Свежие овощи – не испорченные. Свежая газета – только выпущенная
- А как вы определили значения слова свежий? (употребляли с разными
словами). А где узнать точное значение слова? (в толковом словаре).
Знакомство с толковыми словарями.
- Что нужно знать и уметь, чтобы работать со словарём? (показ словарей)
- Откроем словарь и прочитаем.
- Как определить, не читая, сколько значений у слова свежий?
(посмотреть словарную статью)
5.Работа в группах.
I группа - находят в словаре слова с многозначными значениями.
II группа - читают слова, находят омонимы.
6.Тренировочные задания.
1.Определяют значения предложенных омонимов.
2.Составьте словосочетания с омонимами
9
4.Игра «Отгадай слово»
5.Игра «Что лишнее?»
6. Игра «Найди пару»
7.Игра «Заселяем дом»
7.Рефлексия.
Что сегодня я узнал…
Мне было тяжело или нет…
Я научился чему-то новому..
Я смог добиться результата…
8.Оцени себя.
Мне всё ясно
Я не всё понял
Я многое не понял.(поднимают зелёную, жёлтую, красную карточки).
Заканчиваю урок словами: Как в нашем мире много дорог , так и у слов есть
много значений, главное правильно определить значение слова, чтобы не
допустить досадных ошибок.
После проведения внеурочных занятий, стало заметно, дети ведут себя
более активно и проявляют интерес к изучению предмета. В заключение я
могу сказать, что помочь сформировать интерес у учащихся к русскому языку
может эффективная организация внеурочной деятельности, которая позволит
в большей мере заинтересовать учащихся не только изучением учебного
предмета, но и открытием новых знаний. Такие занятия привлекают
внимание к русскому языку и детей, для которых урок русского языка не
является родным. Хочу ещё отметить, что любовь к языку должна быть
составной частью каждого урока. «Хочешь наукой воспитать ученика – люби
свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их»,-
пророчествовал Л. Н. Толстой.
Литература:
1.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов./
Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С.
Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
2.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика,
2016. - 240 с
3.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007
4.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в средних классах /
М.Р. Львов, В.Г Горецкий, О.В. Сосновская. // – М.: «Академия». – 2007
5.
Маклаева Э. В. Формирование интереса у детей школьного возраста /
Э. В. Маклаева.
10
6.
Лукиных Н.В. Повышение интереса к изучению русского языка в
начальной школе через внеурочную деятельность.
11
12
13