Напоминание

"Современные образовательные технологии в дополнительном образовании"


Автор: Шепелёва Наталья Петровна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ГБУ ДО "Областной Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шепелёва Н.П.

Старший методист

Современные образовательные

технологии в системе дополнительного

образования

Современные образовательные технологии

Слово «технология» происходит от греческого слова:

«techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» -

наука, закон.

Дословно «технология» - наука о мастерстве

.

Современные образовательные технологии

Для реализации познавательной и творческой активности ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

в учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие

возможность

повышать

качество

образования,

более

эффективно

использовать

учебное

время

и

снижать

долю

репродуктивной

деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение задания.

В

школе

и

дополнительном

образовании

представлен

широкий

спектр

образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном

процессе.

И н н о в а ц и о н н ы е

п ед а го г и ч ес к и е

тех н о л о г и и

в з а и м о с в я з а н ы ,

взаимообусловлены

и

составляют

определенную

дидактическую

систему,

направленную на воспитание таких ценностей как

открытость,

честность,

доброжелательность,

сопереживание,

взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого

ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Рассмотрим

виды

классификации

современных

образовательных

технология (СОТы).

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях

американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством педагога

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по

их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных

способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов

самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих

способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации

– проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического

содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных

ситуаций.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций,

активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении

сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за

отдельными фактами явление, закон.

Технология проблемного обучения

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных

ситуаций: психологическую и педагогическую

Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию

учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих

действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и

другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической

проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком

легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при

объяснении, закреплении, контроле.

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации

учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения

учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного

материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому

ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной

программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от

способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося;

Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения - это

технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются

его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же,

предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней

обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с

учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по

иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося

из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как

содержание (тематика) едина для всех уровней. Технология разноуровневого

обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической школе ОРТ в

1994 году.

Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого

обучения - это технология, при которой за критерий оценки

деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим

материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные

стандартами образования, остаются едины для всех уровней

обучения.

Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне

вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень

с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в

базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и

на практике происходит безболезненно, так как содержание

(тематика) едина для всех уровней. Технология разноуровневого

обучения разработана и внедрена в | Московской Технологической

школе ОРТ в 1994 году.

Разноуровневое обучение

Технология проектного обучения

Цель проектного обучения

состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения

(умения выявления проблем,

сбора информации,

наблюдения,

проведения эксперимента,

анализа,

построения гипотез,

обобщения);

развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих

способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета,

а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что

повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход

каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует

сбалансированному развитию основных физиологических и психических

функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за

счет универсального их использования в разных ситуациях.

Учебно-исследовательская деятельность

По

мнению

А.

Шацкого

учебно-исследовательская

деятельность

у ча щ и хс я

э т о

т а ка я

ф о р м а

о р г а н и з а ц и и

у ч е б н о -

воспитательной

работы,

которая

связана

с

решением

учащимися

творческой,

исследовательской

задачи

с

заранее

неизвестным результатом и предполагающая наличие основных

этапов, характерных для научного исследования:

постановку проблемы;

ознакомление с литературой по данной проблеме;

овладение методикой исследования;

сбор собственного материала,;

анализ;

обобщение;

выводы.



В раздел образования