Автор: Лазарева Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39 "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Математическое путешествие сказочных героев"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
«Математическое путешествие сказочных героев»
Задачи:
Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать
представление о равенстве и неравенстве групп двумя способами (добавление
или убавление одного предмета).
Продолжать учить детей работать по схеме, выкладывая палочками
различные предметы.
Уточнить умение сравнивать два предмета по длине и ширине, устанавливать
размерные отношения между пятью предметами разной длины.
Закреплять умение узнавать и называть цвета.
Развивать внимание, память.
Активизировать в речи слова «поровну», «одинаковое количество», «самый
короткий», «самый длинный», «короче», «длиннее».
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
Демонстрационный: игрушки - дедушка, бабушка, колобок, заяц, лиса, волк,
медведь; плоскостной материал: корзина, 5 морковок, 5 зайчат; ленточки –
красная, зелёная; фланелеграф; дорожки из цветной бумаги – синяя, жёлтая,
красная, зелёная, коричневая; домик; игра.
Раздаточный: наборы цветных счётных палочек и схемы с изображением
различных предметов; набор палочек Кюизенера – по 5 штук на каждого
ребёнка, смайлики.
Индивидуальная работа: с Колей, Никитой – побуждать к активной
деятельности.
Предварительная работа: математические упражнения «Сосчитай», «Чего
больше или меньше?», «Короткий-длинный», «Определи по длине», «Назови,
какого цвета», «Составь узор из палочек», «Нарисуй картинку палочками по
схеме».
Ход НОД:
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но
путешествие это необычное – математическое. В него отправятся сказочные
герои…
В этом путешествии будет много интересного. А для начала отгадайте
загадку:
На сметане он мешон,
На окошке он стужён,
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл.
У него румяный бок.
Кто же это?
(Колобок)
Посмотрите, а вот и он! Ой, мне кажется, колобок всхлипывает…
- Колобок, что с тобой произошло?
Колобок: - Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, заблудился. А сейчас я так
хочу обратно домой. Хочу к бабушке! Хочу к дедушке!
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем колобку вернуться домой к бабушке
и к дедушке.
Вот я вижу дорожку, давайте, пойдём по ней. Может, она нас и приведёт к
домику, где жил колобок. А какого цвета это дорожка? (синяя).
Дети с воспитателем идут по синей дорожке. На дорожке сидит заяц, возле
него корзинка (в корзинке плоскостные зайчата и морковки). Зайчик
спрашивает, куда идут дети и просит их помочь ему накормить зайчат.
Задание «Накорми зайчат»:
Воспитатель выставляет на фланелеграф 4 зайчика (плоскостные фигурки).
Сосчитайте, сколько здесь зайчат? (Четыре). А что осталось лежать в
корзинке? (морковки) Сколько их? (5). Давайте дадим каждому зайчику по
морковке. Всем ли зайчатам хватило морковок? (всем). А одна лишняя. А что
надо сделать, чтобы зайчат и морковок было поровну? (или убрать одну
морковку, или добавить одного зайчонка). Что теперь можно сказать о
морковках и зайчатах? (морковок и зайчат поровну, одинаковое количество,
по 5, сколько морковок, столько и зайчат).
Зайчик: – Молодцы, дети, вы помогли мне накормить зайчат, и я покажу вам
дорожку, по которой нужно идти дальше. Вот она.
Воспитатель: - Какого цвета эта дорожка? (жёлтого). Мы пойдём с вами по
жёлтой дорожке искать домик, где жил колобок.
Дети с колобком идут по жёлтой дорожке, а навстречу им – волк. Волк
расспрашивает детей, куда же это они идут, и говорит, что не пропустит их,
если они не помогут ему выложить палочками разные предметы. Эти палочки
необыкновенные, ими можно выкладывать по схеме разные предметы, но
волк не понимает, как это нужно делать.
Задание «Выложи палочками предмет по схеме».
После выкладывания волк благодарит детей за то, что они показали ему, как
нужно выкладывать палочками разные предметы, используя схемы. В знак
благодарности он показывает детям дорожку, по которой нужно идти дальше.
Перед тем, как идти по ней, воспитатель спрашивает, какого она цвета
(красная).
Дети с колобком идут по красной дорожке, а навстречу им – медведь.
Медведь расспрашивает детей, куда они идут и предлагает им превратиться в
медвежат, и сделать с ним медвежью зарядку.
Физминутка.
Медвежата в чаще жили.
Головой они крутили.
Медвежата мёд искали –
Дружно дерево качали.
Медвежата воду пили,
Друг за дружкою ходили.
Медвежата танцевали,
Кверху лапы поднимали.
Медведь: - Хорошо, ребята, вы меня порадовали, сделали со мной зарядку,
теперь я покажу вам, по какой дорожке вам нужно идти дальше.
Дети с колобком отправляются дальше по указанной дорожке, назвав её цвет.
Навстречу им лиса идёт. Она расспрашивает детей, куда они идут, и говорит,
что ей нужно разобраться с ленточками, которые купила на ярмарке.
Предлагает посмотреть на них.
-Что вы можете сказать о ленточках? Они одинаковые? (нет)
- В чём разница? (они отличаются по цвету – одна ленточка красная, другая –
зелёная).
- А чем ещё отличаются? (одна короткая, другая длинная)
Ещё в чём различия? (одна узкая, другая – широкая).
Затем лиса говорит, что она купила ещё и красивые разноцветные палочки, из
которых хотела сделать лесенку, но у неё никак это не получается, просит ей
помочь.
Воспитатель предлагает помочь лисичке – разложить палочки в порядке
убывания по длине: от самой длинной к самой короткой.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель направляет и оценивает действия детей.
Лиса благодарит детей и показывает им дорожку, по которой нужно идти к
домику дедушки и бабушки.
Дети называют цвет дорожки, по которой им нужно идти дальше
(коричневая). Они приходят по ней к домику бабушки и дедушки. Бабушка и
дедушка радуются тому, что колобок вернулся домой и дарят детям в
благодарность новую дидактическую игру.
Итог:
Воспитатель: - Сегодня вы такие молодцы – помогли колобку найти его дом,
помогли ему вернуться к бабушке и дедушке. Как вы считаете, вы сделали
доброе дело или нет? Если да, то возьмите весёлый смайлик и поместите его
на доску. А если считаете, что не очень доброе, то поместите на доску
грустный смайлик (дети размещают смайлики на доске). Какое у вас
настроение после нашего путешествия? (весёлое, хорошее, радостное). Я
вижу, что вам понравилось наше путешествие в математическую сказку. Вы
считаете, что сделали доброе дело и у вас у всех замечательное настроение. А
теперь пойдёмте играть в новую игру, которую нам подарили бабушка и
дедушка!