Напоминание

"Создание коллективных сюжетных композиций по изодеятельности в работе с дошкольниками".


Автор: Шубина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Сказка"
Населённый пункт: п. Белозёрный, Сальский район
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Создание коллективных сюжетных композиций по изодеятельности в работе с дошкольниками".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы воспитателя

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад 23«Сказка»

Шубиной Натальи Михайловны

По теме: «Создание коллективных сюжетных композиций

по изодеятельности в работе с дошкольниками».

2016 год

Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца

«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,

а огонь который нужно зажечь».

Выбор темы моей работы посвящён проблеме коллективного творчества

дошкольников через изобразительную деятельность возник не случайно. Она

проектировалась с учетом современных социально-культурных запросов

Федеральных государственных образовательных стандартов, накопленного

опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике

интересов и возможностей детей.

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе – одна из

важнейших задач современного образования. Большие успехи в творчестве в

наше время редко достигаются кем-то индивидуально. Для мощных

социальных, научных, технических, художественных прорывов требуются

одновременно творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло,

этим людям надо: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в

коллективе; в-третьих, быть способными все это сочетать – творить во

взаимодействии с другими. В своей практической деятельности я столкнулась

с рядом противоречий: между ориентацией нового содержания образования

на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами

обучения; между сформированностью у дошкольников определенной

системы фактических знаний и недостаточности развитием творческого

воображения. Между необходимостью развития художественно-творческих

способностей ребенка и недостатками психолого-педагогических знаний в

этой области у педагогов и родителе.

На пути формирования коллективной направленности у дошкольника

предстояла сделать ряд последовательных шагов. Формировать у ребенка

направленность на сверстников, создать у него ощущения собственной

значимости для них;

Закреплять ощущения ребенка своей значимости для получения общего

результата.

Большой потенциал для раскрытия коллективного детского творчества

заключен в продуктивной деятельности дошкольника. Занятия рисованием,

аппликацией, лепкой, художественным трудом смогли дать ребенку те

необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для

того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природу, чтобы лучше

понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и

фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития

художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в

процессе коллективно-творческой деятельности. Для решения поставленной

цели были определены следующие задачи:

1.

Развитие творческих способностей детей креативности, мышления,

воображения, фантазии.

2.

Овладение разными техниками и приемами в разных видах

изобразительной деятельности.

3.

Развитие специальных художественных умений.

4.

Развитие тесных дружеских взаимоотношений в коллективе, умение

договариваться, позитивно разрешать спорные вопросы.

5.

Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать

их психолого-педагогическую компетентность в области детского

художественного творчества.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли

общепедагогические принципы

Принцип поэтапности

I

этап

Дети самостоятельно от других выполняют одинаковые задания,

объединяя их затем в одну композицию

II этап

Дети выполняют более сложное задания – для каждого отдельная задача.

Создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с

содержанием.

III этап

Дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются

между собой, создают коллективную работу.

Принципы динамичности

Этот принцип поможет ребенку пережить, почувствовать и сохранить

логическую цепочку от самого простого до максимально сложного

задания.

Во время коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и

взрослыми.

I

этап

Дети работают и общаются с воспитателем.

II этап

Разговор друг с другом не о деле, потом, подчеркивая, что сосед делает не

так, утверждаясь в том, что сами выполняют задания правильно.

Далее постепенно под руководством педагога дети начинают общаться

друг с другом: планируют, договариваются, подсказывают, радуются,

хвалят товарища.

Принцип сравнений

Разнообразие вариантов решения развитие интереса заданной темы, к

поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме, помогает

развитию творческого воображения.

Принцип выбора

Подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при

решении заданной темы.

На первоначальном этапе я провела мониторинг освоения детьми

образовательной области «Художественное творчество; включающие в

себя анкетирование родителей и диагностику детей. С целью выявления

особенностей художественно-творческого развития и развития

изобразительной деятельности дошкольников.

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения

развивающей среды. Так в группе появился «Уголок творчества» с

разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами для

изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки,

карандаши, фломастеры, трафареты, ватные палочки и т.д. Дети с

удовольствием участвуют в украшении группы своими работами. Это

позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой

деятельности.

Мною был организована работа направленная на развитие

индивидуальных, творческих способностей детей, развитие

художественных интересов и фантазии. Я осуществляла информационную

поддержку педагогов и родителей; участие в районных выставках:

«Новогодняя игрушка», «Мир глазами детей», «Дорожное движение».

Использование нетрадиционных техник изображения обогащают

коллективные работы. Это и ладонная и пальцевая техники, кляксография,

печатание штампами, листьями.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей

родителей наиболее эффективными формами общения стали совместная

творческая деятельность детей и родителей; результатом этой

деятельности стали выставки «Золотая осень», «Наши мамы мастерицы»,

«Новогодний подарок».

В результате своей педагогической деятельности я получила:

1.

Создание доброжелательной дружеской атмосферы в группе,

взаимопонимания между детьми и взрослыми, где каждый испытывает

радость от общения.

2.

Дети учатся договариваться позитивно разрешать спорные творческие

вопросы.

3.

Успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии,

взаимопонимании является творческая работа в паре.

4.

Повысилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе

изобразительных средств и материалов.

5.

Повысился интерес к творческому экспериментированию.

6.

У детских работ появился индивидуальный подчерк

7.

Повысился уровень художественно – творческих способностей.

8.

Дети стали активными участниками районных конкурсов, выставок

детского творчества.



В раздел образования