Автор: Шубина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №23 "Сказка"
Населённый пункт: п. Белозёрный, Сальский район
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Создание коллективных сюжетных композиций по изодеятельности в работе с дошкольниками".
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы воспитателя
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад 23«Сказка»
Шубиной Натальи Михайловны
По теме: «Создание коллективных сюжетных композиций
по изодеятельности в работе с дошкольниками».
2016 год
Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца
«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,
а огонь который нужно зажечь».
Выбор темы моей работы посвящён проблеме коллективного творчества
дошкольников через изобразительную деятельность возник не случайно. Она
проектировалась с учетом современных социально-культурных запросов
Федеральных государственных образовательных стандартов, накопленного
опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике
интересов и возможностей детей.
Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе – одна из
важнейших задач современного образования. Большие успехи в творчестве в
наше время редко достигаются кем-то индивидуально. Для мощных
социальных, научных, технических, художественных прорывов требуются
одновременно творческие усилия многих людей. И чтобы это произошло,
этим людям надо: во-первых, быть творцами; во-вторых, уметь работать в
коллективе; в-третьих, быть способными все это сочетать – творить во
взаимодействии с другими. В своей практической деятельности я столкнулась
с рядом противоречий: между ориентацией нового содержания образования
на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами
обучения; между сформированностью у дошкольников определенной
системы фактических знаний и недостаточности развитием творческого
воображения. Между необходимостью развития художественно-творческих
способностей ребенка и недостатками психолого-педагогических знаний в
этой области у педагогов и родителе.
На пути формирования коллективной направленности у дошкольника
предстояла сделать ряд последовательных шагов. Формировать у ребенка
направленность на сверстников, создать у него ощущения собственной
значимости для них;
Закреплять ощущения ребенка своей значимости для получения общего
результата.
Большой потенциал для раскрытия коллективного детского творчества
заключен в продуктивной деятельности дошкольника. Занятия рисованием,
аппликацией, лепкой, художественным трудом смогли дать ребенку те
необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для
того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природу, чтобы лучше
понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и
фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития
художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в
процессе коллективно-творческой деятельности. Для решения поставленной
цели были определены следующие задачи:
1.
Развитие творческих способностей детей креативности, мышления,
воображения, фантазии.
2.
Овладение разными техниками и приемами в разных видах
изобразительной деятельности.
3.
Развитие специальных художественных умений.
4.
Развитие тесных дружеских взаимоотношений в коллективе, умение
договариваться, позитивно разрешать спорные вопросы.
5.
Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать
их психолого-педагогическую компетентность в области детского
художественного творчества.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли
общепедагогические принципы
Принцип поэтапности
I
этап
Дети самостоятельно от других выполняют одинаковые задания,
объединяя их затем в одну композицию
II этап
Дети выполняют более сложное задания – для каждого отдельная задача.
Создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с
содержанием.
III этап
Дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются
между собой, создают коллективную работу.
Принципы динамичности
Этот принцип поможет ребенку пережить, почувствовать и сохранить
логическую цепочку от самого простого до максимально сложного
задания.
Во время коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и
взрослыми.
I
этап
Дети работают и общаются с воспитателем.
II этап
Разговор друг с другом не о деле, потом, подчеркивая, что сосед делает не
так, утверждаясь в том, что сами выполняют задания правильно.
Далее постепенно под руководством педагога дети начинают общаться
друг с другом: планируют, договариваются, подсказывают, радуются,
хвалят товарища.
Принцип сравнений
Разнообразие вариантов решения развитие интереса заданной темы, к
поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме, помогает
развитию творческого воображения.
Принцип выбора
Подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при
решении заданной темы.
На первоначальном этапе я провела мониторинг освоения детьми
образовательной области «Художественное творчество; включающие в
себя анкетирование родителей и диагностику детей. С целью выявления
особенностей художественно-творческого развития и развития
изобразительной деятельности дошкольников.
Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения
развивающей среды. Так в группе появился «Уголок творчества» с
разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами для
изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки,
карандаши, фломастеры, трафареты, ватные палочки и т.д. Дети с
удовольствием участвуют в украшении группы своими работами. Это
позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой
деятельности.
Мною был организована работа направленная на развитие
индивидуальных, творческих способностей детей, развитие
художественных интересов и фантазии. Я осуществляла информационную
поддержку педагогов и родителей; участие в районных выставках:
«Новогодняя игрушка», «Мир глазами детей», «Дорожное движение».
Использование нетрадиционных техник изображения обогащают
коллективные работы. Это и ладонная и пальцевая техники, кляксография,
печатание штампами, листьями.
Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей
родителей наиболее эффективными формами общения стали совместная
творческая деятельность детей и родителей; результатом этой
деятельности стали выставки «Золотая осень», «Наши мамы мастерицы»,
«Новогодний подарок».
В результате своей педагогической деятельности я получила:
1.
Создание доброжелательной дружеской атмосферы в группе,
взаимопонимания между детьми и взрослыми, где каждый испытывает
радость от общения.
2.
Дети учатся договариваться позитивно разрешать спорные творческие
вопросы.
3.
Успешной формой для развития чувства дружбы, эмпатии,
взаимопонимании является творческая работа в паре.
4.
Повысилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе
изобразительных средств и материалов.
5.
Повысился интерес к творческому экспериментированию.
6.
У детских работ появился индивидуальный подчерк
7.
Повысился уровень художественно – творческих способностей.
8.
Дети стали активными участниками районных конкурсов, выставок
детского творчества.