Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений дошкольников с учетом ФГОС"


Автор: Беженова Анна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 38 "Журавушка"
Населённый пункт: г.Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников с учетом ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование элементарных математических представлений

дошкольников с учетом ФГОС

Старший воспитатель

МБДОУ детского сада

№ 38 «Журавушка» г.Пятигорск

Беженова Анна Ивановна

«От того, как заложены элементарные математические представления у

ребенка дошкольного возраста в значительной мере зависит дальнейший

путь математического развития, успешность его продвижения в этой

области знаний".

Л.А.Венгер

Ф о р м и р о в а н и е

э л е м е н т а р н ы х

м а т е м а т и ч е с к и х

представлений (ФЭМП) -

э т о

и с к л ю ч и т е л ь н о

в а ж н а я

ч а с т ь

интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с

ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью

образования и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к

обучению в школе. От того, насколько качественно и своевременно будет

подготовлен

ребенок

к

школе,

во

многом

зависит

успешность

его

дальнейшего обучения.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не

должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших

геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым

важным

является

развитие

познавательного

интереса

и

математического

мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать

правильность

выполненных

действий.

Именно

математика

оттачивает

ум

ребенка,

развивает

гибкость

мышления,

учит

логике,

формирует

память,

внимание, воображение, речь.

Традиционными направлениями формирования элементарных

математических представлений у дошкольников являются:

количество и счёт,

величина, форма,

ориентировка во времени,

ориентировка в пространстве.

Для развития математических представлений в детском саду проводится

непосредственная образовательная деятельность один раз в неделю, начиная

со II младшей группы (3-4 года). Однако двухлетние дети тоже знакомятся с

такими понятиями как один - много, большой – маленький.

Образовательный процесс по формированию элементарных

математических

представлений

строится

с

учётом

принципов,

которые

представлены на экране:

принцип

интеграции

образовательных

областей

в

соответствие

с

возрастными возможностями и особенностями детей;

формирование математических представлений на основе перцептивных

действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

использование

разнообразного

и

разнопланового

дидактического

материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество»,

«форма».

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых

методов,

образовательная

деятельность

с

воспитанниками

проводится

воспитателями в различных формах, которые вы видите на экране:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия,

интеллектуальный

марафон,

викторина;

КВН,

презентация,

тематический

досуг)

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

самостоятельная деятельность в развивающей среде;

уроки тетушки Совы на интерактивной доске

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их

деятельности является – игра. Реализация программы происходит, используя

различные игровые формы. Именно игра с элементами обучения, интересная

ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений

можно разделить на группы. Эти группы вы видите на экране.

Игры с цифрами и числами

Игры путешествия во времени

Игры на ориентировку в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

В

дидактических

играх

ребёнок

наблюдает,

сравнивает,

сопоставляет,

классифицирует

предметы

по

тем

или

иным

признакам,

производит

доступный

ему

анализ

и

синтез,

делает

обобщения.

Таким

образом,

дидактическая

игра

это

целенаправленная

творческая

деятельность,

в

процессе

которой

воспитанники

глубже

и

ярче

постигают

явления

окружающей действительности и познают мир.

Из занимательного математического материала в работе с

дошкольниками в своей работе мы используем виды:

- геометрические конструкторы;

- логические

упражнения,

требующие

умозаключений,

построенных

на

основе логических схем и правил;

- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур

например:

«Найди

две

одинаковые

фигуры»,

«Чем

отличаются

друг

от

друга», «Какая фигура здесь лишняя»;

- задачи на поиск недостающей фигуры;

- лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие,

например: «Как мышонку выбраться из норки», «Помоги рыбкам распутать

удочки», «Угадай, кто потерял варежку»;

- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от

детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать

вазу из осколков, мячик из разноцветных частей, пазлы);

- игры на интерактивной доске.

Воспитанники подготовительных групп свободно ориентируются в

помещении, в близком окружении, знают дорогу к детскому саду; усваивают

пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди,

вверху, внизу, сверху; учатся обозначать словом положение определенного

предмета

относительно

себя

или

другого

предмета;

знают,

как

выглядит

тетрадь,

могут

ориентироваться

на

листе

бумаги;

выполнять

задания

воспитателя. А так же в группе детей седьмого года жизни предусмотрено

ознакомление с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута,

час.

На протяжении всех лет обучения в детском саду в процессе выполнения

упражнений детей постепенно подготавливают к усвоению состава числа из

двух

меньших

чисел.

Дети

создают

множества,

объединяют

небольшие

группы вместе, делят множество на части, сравнивают их между собой. Все

эти

упражнения

способствуют

созданию

существенной

о сновы

вычислительной деятельности. В дальнейшем это будет использоваться как

один из приемов сложения или вычитания.

В нашем детском саду воспитываются дети с ОВЗ в группах

компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Особенностью

планирования работы воспитателя

в

логопедической

группе является тематический принцип. Занятия планируются совместно с

учителем – логопедом, с учетом темы недели. Например, при общей темы

“Строители”

дети

считают

строительные

материалы,

сравнивают

по

величине, определяют

их

форму,

составляют

про

них

задачи,

учатся

группировать их по разным признакам.

Таким образом, комплексное решение программных и коррекционных

задач

в

полной

мере

способствует формированию

математических

представлений

у

детей логопедической

группы

и

обеспечивает

им

равные стартовые возможности при поступлении в школу.

В

своей

работе

с

детьми

по

знакомству

с

элементарными

математическими

представлениями

мы

привлекаем

и

родителей.

Мы

рекомендуем

им

использовать

дорогу

в

детский

сад,

прогулки

общение

вечером для закрепления материала через такие игры:

«Ниже - выше».

«Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже».

(другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы)

«Посчитаем вместе»

«Поиск

тайника»

даётся

задание:

сделать

пять

шагов

от

беседки

вправо, семь шагов прямо и три прыжка влево повернуться кругом и

посмотреть вверх. Или найди самое высокое дерево.

«Подбери слово» дерево высокое, а трава… (низкая) и т.д.

Наши совместные усилия (педагогов и родителей) направлены на то, чтобы

воспитать

у

дошкольника

потребность

испытывать

интерес

к

самому

процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску

решений. Приобщение ребенка к математике в условиях семьи в игровой

и занимательной форме помогает в дальнейшем быстрее и легче усваивать

сложные вопросы школьного курса.

С 2017 года на базе подготовительной группе организована

непосредственная образовательная деятельность по финансовой грамотности

воспитанников. Образовательная программа «Приключения кота Белобока,

или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях

финансового

просвещения

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

занимательной и игровой форме.

Программа включает модули:

Финансовая азбука

Потребности и труд

Деньги

Семейный бюджет

К

программе

предусмотрены

рабочие

тетради

для

детей,

методические

рекомендации для педагогов и рекомендации для родителей.

Результаты нашей работы не заставили себя ждать. Мы рекомендовали

родителям, показывать детям как работают счетчики воды и света, объяснять

почему не стоит баловаться с водой во время мытья рук, выключать свет,

уходя из комнаты. Дети бережнее стали относиться к воде и в детском саду,

стали напоминать взрослым, что свет надо выключать.

В начале и в конце учебного года педагоги проводят мониторинг

уровня

развития

воспитанников

по

формированию

элементарных

математических представлений. Уровень освоения программы по ФЭМП в

мае 2017 году составил 79% по учреждению.

Мы очень стараемся, чтобы наши выпускники пришли в школу

здоровыми, веселыми и хорошо подготовленными к усвоению программы

начального общего образования.



В раздел образования