Автор: Феклюнина Елена Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБУДО(ДШИ 1)
Населённый пункт: п.Тепличный Саратовский район Саратовская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: Реализация темы:Музыкальный образ и Музыкальная драматургия.
Раздел: полное образование
Реализация тем:” Музыкальный образ” и” Музыкальная драматургия”
Для раскрытия и глубокого понимания музыкального образа,учащиеся
должны выявить содержание,смысл и сущность музыкального
произведения,раскрыть,что в нем отражается и как это делается.Учащиеся
имеют достаточный слуховой и музыкальный опыт,чтобы постараться
привести самостоятельные примеры из реальной жизни сходных или
контрастных по отношению к данному музыкальному образу произведений.
Особое внимание следует обратить на многостороннюю связь музыки и
литературы.На уроках литературы учащиеся знакомятся с
видами,жанрами,со способами изложения,языком художественного
произведения.Эти знания тесно перекликаются с представлением о
различных музыкальных образах.Важно обратить внимание учащихся на
то,что не только поэт помогает музыканту создавать художественный
образ,вдохновляет своим творчеством на создание музыкального
произведения,но и музыкант обогащает своей музыкой поэзию,делая ее
более выразительной,наполняя ее эмоциональностью.Круг музыкальных
образов,с которыми знакомятся ребята весьма разнообразен.Среди них
можно выделить образы тяготеющие к лирическому,лирико-эпическому
началу и образы драматические…
Одной из важных задач в 7 классе является знакомство не только с
творчеством композитора,но и эпохой,в которую он жил и тем самым
расширить представление о стиле,образном строе музыки ряда
композиторов.
Тема второго полугодия является новым этапом понимания интонационно-
образной сущности музыки и закономерностей ее развития.Музыка-сама
жизнь,она подвластна законам жизни,по этим законам
существует,развивается и воздействует на людей.Учащимся предстоит
разобраться в особенностях музыкальной драматургии таких
произведений,как увертюра-фантазия П.Чайковского “Ромео и
Джульетта”,увертюра “Эгмонт”Л.Бетховена,седьмая (Ленинградская)
симфония Д.Шостаковича,увертюра М.Глинки к опере “Руслан и Людмила”-
произведений отражающих и вызывающих у слушателей внутренние
противоречивые чувства.
Образы добра и зла,войны и борьбы за мир определяют драматургию этих
произведений.На уроках затрагивается вопрос о драматургии самых
различных жанров и форм.Это симфония,опера,балет,фрагменты из
вокально-инструментальных жанров,романс,пьеса.Внимание учащихся
обращается на то,что лирическим,лирико-эпическим образам более присущ
контраст сопоставлений,конфликтное же развитие музыки свойственно
драматически приподнятым,героическим произведениям,где показана
борьба различных образов-тем.Как и в жизни,так и в музыки контраст может
быть одноплановым ,единство противоположностей и разноплановым ,при
котором сталкиваются взаимоисключающие противоположности.Здесь
говорим о наивысшей точке контраста-конфликте образов-тем музыкального
произведения.Сходство и различия определяют динамику развития
музыки,музыкальную драматургию произведения.
Освоение учащимися понятия “музыкальная драматургия”предполагает
развитие их умения наблюдать за жизнью одного или нескольких
образов,взаимосвязанных в рамках одного произведения,умения выявлять
связи между музыкальными образами,характер их развития,умение
выявлять идейно-эстетическое содержание,выраженное в разных формах,в
том числе и в сонатной-самом действенном,драматизированном виде
музыкальной драматургии.