Автор: Фрий Лариса Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево" Искитимского района
Населённый пункт: р.п. Линево
Наименование материала: Урок-путешествие
Тема: 2Действия с десятичными дробями" 5 класс
Раздел: среднее образование
Урок – путешествие « Белоснежка и семь Гномов в стране десятичных
дробей»
Тема урока: Обобщающий урок по теме « Десятичные дроби», 5 класс.
Цели:
Обобщить
знания
учащихся
по
теме,
проверить
степень
усвоения
материала, стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес
к
предмету,
смекалку,
эрудицию,
умение
быстро
и
четко
формулировать,
логически рассуждать, применять свои знания на практике, воспитывать интерес
к общему делу, умение работать коллективно
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация в виде 10 слайдов
(План-карта,
задания
7
гномов,
задание
Белоснежки,
физкультурная
пауза).
Раздаточный
материал:
колокольчики,
вырезанные
из
бумаги,
листы
чистой
бумаги с надписью «Путевой лист» по количеству детей в классе.
Подготовительный
этап:
На
первых
уроках
темы
учитель
объявляет
о
предстоящем
обобщающем
уроке
–
путешествии.
Учитель
нацеливает
школьников на то, что они должны знать и уметь к этому уроку. В классе для
этого вывешиваются вопросы, на которые дети должны обратить внимание.
Вопросы:
Что применяется в записи десятичных чисел?
По какому правилу складываются и как вычитаются десятичные дроби?
Правило умножить десятичной дроби на натуральное число.
Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
Как разделить десятичную дробь на натуральное число; десятичную дробь;
10,100,1000..
Как перевести обыкновенную дробь в десятичную запись, и наоборот?
Какое число называется средним арифметическим нескольких чисел, как его
найти?
Ход урока:
Учитель: Ребята! Сегодня нам предстоит совершить удивительное и трудное
путешествие
по
математической
стране
«
Десятичные
дроби».
Жители
этой
страны – семь волшебны Гномов и Белоснежка. Все эти волшебные человечки
очень разные и необычные по характеру, но все они знают обычаи и законы своей
страны. Гномы с нетерпением ждут, когда вы, ребята, отправитесь в путь! В пути
вас ждут трудности и сюрпризы. Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
Всем детям раздаются «Путевые листы». Каждый ученик подписывает свой лист,
и будет работать на нем, отмечая результаты каждого этапа.
Задание №1. Задание Синего Гнома.
« Сорви математический волшебный цветок и расскажи правило»
На слайде «растут» сказочные цветы, на каждом в середине написаны знаки «+»;
«-«; «*»; «:». Участвуют все дети. Применяется фронтальная форма опроса. Все
«сорванные» цветы открывают путь дальше. Зажигается зеленый цвет, давая ход к
заданию №2.
Задание №2. Загадка Желтого гнома.
« Устно считай, чем быстрей, тем лучше!»
Учитель: Ребята, нам предлагается задание, а мы быстро даем ответ.
На слайде написаны примеры, ответы тоже даны, но закрыты.
14,2 : 0,2; 52 * 0,1 ; 0,4 * 0,6 ; 0,7* 0,2;
2,5 : 0, 05; 1 – 0,6; 7,7 : 0,7; 3 : 0,6;
1,2 + 3,03; 5,9 + 1,4; 4,02 : 0,2; 1,4 * 0;
5,07 + 1,3; 2,8 : 0; 1 : 0,5.
Дети дают ответы, и сразу проводиться проверка. После правильного выполнения
всех примеров, Желтый Гном « зажигает» зеленый цвет.
Задание №3. Задача Зеленого Гнома.
Задача: « Вы движетесь по волшебной стране к замку. До него вам осталось
пройти в 4,2 раза больше километров, чем вы уже прошли. Найдите, какое
расстояние вы прошли, и сколько километров осталось пройти, если весь путь
10,4 км?»
Идет разбор условия задачи, краткое условие составляет один ученик, другой -
выписывает полученное уравнение. Идет оформление задачи. Следующий ученик
решает
уравнение
на
доске.
Полученные
ответы
зачитываются,
сверяются.
Выписывается правильный ответ. Опять путь открыт.
Задание №4. Задание Красного гнома.
« Решите примеры».
1.
3 : 0,75 + ( 37 – 34,7 );
2.
( 45 – 42,6 ) + 9 : 7,5.
Решение примеров дается по вариантам. После решения идет проверка: Из
карточек с числами выбирается та , где числа – правильные ответы действий.
Карточки с ответом « вывешивается» в слайде над действиями в примере.
Путешествие продолжается.
Физкультурная пауза
Задание №5. Задание Оранжевого Гнома.
« Кочки на болоте»
« На пути у вас болото и пройти через него можно только по кочкам. Если вы из
каждой «кочки»- обыкновенная дробь правильно получите равную ей
десятичную дробь, то вы пройдете через топь. Ваш путь продолжится!».
( «Кочки»- обыкновенные дроби: 1/4; 1/5; 3/4; 4/5; 1/2; 4/5; 3/10 и т.д).
Задание №6. Задание Фиолетового Гнома.
Задача: « Масса каждого гнома, которых вы уже встретили в этой стране, равна
5,3 гр; 5,4 гр; 5,0 гр; 5,2 гр; 4,8 гр. Чему равна средняя масса гнома?».
Ребята на рабочих местах выполняют это задание, выписывают верный ответ.
Меняются путевыми листами, взаимопроверка.
Учитель:
Ребята, какие вы молодцы! Наши волшебные гномы очень гордятся
вами. Но приготовлено еще одно последнее испытание!
Задание №7. Задание Коричневого Гнома.
« Решите уравнение»
« Найдите ключ от замка, решив уравнение 3,6* ( 0,5 х – 10 ) = 7,2 ».
Гном
сидит
на
сундуке,
в
котором
находиться
ключ.
Уравнение
решается
«цепочкой», каждая строчка – один человек. Корень этого уравнения указан на
обратной стороне сундука. Если решили верно, то ключом «открывают» замок.
Учитель: Вот мы и у цели. Гномы сделали нам путь трудным и интересным.
Белоснежка ждет нас. Но и она не забыла про сюрпризы!
Задание №8. Задание от Белоснежки. « Реши самостоятельно»
Учащимся раздаются красочные колокольчики, на которых написаны различные
вычислительные примеры. Ответы во всех примерах равны числу «5». Каждый
решает свое задание, если ответ будет верным, то он будет сюрпризом – оценкой в
журнал. Колокольчики остаются ребятам на память об уроке. Домашнее задание:
сочинить сказку – отзыв об уроке.
Рефлексия. Подведение итогов урока.