Автор: Аргунова Клавдия Федоровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Бютейдяхский центр развития ребенка-детский сад "Чэчир"
Населённый пункт: с.Бютейдях Мегино-Кангаласского района РС(Я)
Наименование материала: родительское собрание
Тема: Как сформировать у ребенка положительные качества личности
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание на тему «Как сформировать у ребенка
положительные качества личности».
Цель:
Способствовать
приобретению
знаний
по
развитию
положительных
качеств личности.
Хотите ли вы, чтобы ваши дети были счастливыми? Как это сделать?
Начиная с 3-4 летнего возраста дети выбирают для совместной деятельности и общения
сверстников только с положительными качествами. Поэтому, если вы хотите видеть своего
ребенка счастливым, нужно сделать так, чтобы его «выбирали», любили, хвалили и дети, и
взрослые. А для этого ему нужно обладать как можно большим количеством положительных
качеств.
Семья и ДОУ вместе должны формировать и укреплять у малышей позитивное
отношение и стремление к общественно значимым, общественно одобряемым, позитивным
нормам и способам поведения - отзывчивость, честность, порядочность, справедливость,
доброта, дружелюбие, и т.д..
Педагогам и родителям в дошкольный период времени должны особое внимание
уделять формированию представлений о многообразии человеческих отношений, объяснять
правила и нормы жизни в обществе, вооружать практическими моделями поведения, которые
помогут детям адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Взрослым важно развивать самостоятельность мышления, активизировать познавательную и
творческую деятельность, уметь разрешать споры и управлять своими эмоциональными
состояниями.
Когда начинать формировать у ребенка положительные качества?
Маленький ребенок, пока формируется его отношение к окружающему его миру и людям,
нацелен на позитивное и доброе. Важно не упустить это благоприятное время для воспитания
положительных качеств. До трех лет накапливается мощная база знаний, опыта и информации,
на основе которой будет проходить его развитие в последующие годы. После этого возраста
ребенок словно начинает проверять все, что узнал до этого: действительно ли это — плохо, а
другое — хорошо.
Детей
в
раннем
возрасте
легко
можно
научить,
например,
доброте,
поскольку
малыш
отличается
высокой
степенью
внушаемости,
эмоциональности,
психической
гибкости
и
любознательности.
Кроме
того,
ребенок
в
раннем
возрасте
вполне
может
поступать
осознанно, подражать действиям взрослых и понимать, какую реакцию взрослых вызовет тот
или иной поступок.
Учите ребенка личным примером.
Несмотря на то, что ребенок много времени пребывает в детском саду, а затем в школе, и там с
ним работают профессиональные воспитатели и педагоги, семья остается главным институтом
воспитания. Именно в семье о нем заботятся и любят его так, как ни в каком образовательном
учреждении.
Личный пример действует на ребенка намного эффективнее, чем выслушанная им получасовая
лекция
о
том,
как
себя
нужно
вести.
Родители
своим
поведением,
иногда
сами
того
не
подозревая, воспитывают в ребенке те или иные качества. Так, если родители относятся друг к
другу с уважением, то и ребенок будет уважительно относиться к окружающим.
Воспитание не должно быть нравоучением для ребенка. Мамам и папам следует общаться с
ребенком на равных, на дружеской ноте, объясняя при этом, почему что-то ему запрещено, к
чему может привести тот или иной поступок. Так он почувствует свою важность, научится
уважать чужое мнение и выражать свое.
Воспитывая
в
ребенке
положительные
качества,
вы
должны
помнить
о
том,
что
самосовершенствоваться никогда не поздно, вы вместе с ребенком можете учиться, например,
быть вежливым.
Как воспитывать сказками
Детство – время сказок. В сказке все оживает, происходят чудеса, и что немаловажно – у
истории, как правило, счастливый конец.
Выбирая сказки для ребенка, обратите внимание на то, какую мораль она в себе несет.
Хорошая сказка помогает родителям воспитывать в детях положительные качества личности —
учить малышей не обманывать, быть добрыми, помогать другим и так далее.
Сегодня все чаще на смену сказкам приходят далекие от нравственности мультфильмы, в
которых
нет
поучительного
содержания.
Постарайтесь
оградить
ребенка
от
таких
мультфильмов и подобного рода роликов в Интернете.
Создайте традиции семейного чтения. Если каждый день хотя бы десять минут уделять чтению
поучительных сказок, вы получите не только внимательного и благодарного слушателя, но и
малыша, который сможет отличать добро от зла, проявлять милосердие и сострадание, быть
справедливым.
Поищите вместе пути выхода из трудных ситуаций.
Иногда проблема ребенка может быть решена с помощью изменения его поведения или
отношений с окружающими. Например, если его дразнят за излишнюю стеснительность, или
он переживает из-за трудностей общения. В таких случаях вы можете помочь ребенку найти
способы выхода из ситуации, которая его травмирует. В зависимости от возраста ребенка вы
можете использовать для поиска ресурсов сочинение исцеляющей сказки или истории.
«Не хочу, не буду, купи!» С такими проблемами справиться гораздо легче, чем кажется на
первый взгляд. Все детки любят сказки. Некоторые из них развлекательного характера, а часть
познавательного. Так почему не показать малышу, как его капризы, неудачи в общении
выглядят со стороны?
Придумайте сказку, в которой действующим лицом будет мальчик или девочка такого же
возраста, как и ваш ребенок, история та же, что произошло с вашим ребенком. Расскажите,
как герой не хотел что-то сделать, капризничал, или почему с ним никто не дружит, не играет,
какая неприятность после этого произошла. Но сказка обязательно должна хорошо
заканчиваться.
В конце обсудите, почему герой попал в такую неприятную ситуацию, как можно было ее
избежать. Рассказывать такие сказки лучше перед сном, когда малыш успокоился и проявляет
максимум внимания, что б подумал о своем поведении.
Конечно, не у всех родителей есть время, чтобы придумывать сказки. На этот случай есть
книга «Исцеляющие сказки от 33 капризов».
Мотивация для избежания неудач
Важно
сообщить
ребенку,
что
нужно
достигать
успеха,
а
не
избегать
неудачи.
Ребенок,
которого
постоянно
поощряют
после
достижения
успеха,
начинает
получать
от
него
удовольствие. У него формируется логичная и правильная цепочка:
Прикладываю усилия.
Достигаю успеха.
Мне хорошо.
Близкие меня хвалят.
Если ребенок стремиться избежать неудачи, в его голове цепочка рассуждений выглядит
примерно так:
У меня нет возможности отказаться это делать иначе меня накажут, будут ругать, заставят.
У меня получилось.
Хорошо, что меня не ругали.
Меня оставили в покое.
Дневник успеха для ребенка — хороший воспитательный метод
Очевидно, что первая схема более продуктивна и радостна для жизни, чем вторая. Достичь ее
достаточно просто. С самого юного возраста нужно старательно хвалить ребенка за любой
успех и максимально сглаживать неудачи, помогать их преодолевать.
Это
не
значит,
что
нужно
абсолютно
не
реагировать
на
неудачи.
Воспитание
детей
дошкольного
возраста
потребует
от
взрослых
необходимости
разбирать
с
ребенком,
что
именно не получилось, где можно было сделать по-другому, однако это делается скорее как
поддержка и помощь, чем как критика и укор.
Совет: Напишите и ведите для ребенка дневник успеха.
Клейте
в
него
яркие
и
красивые
фотографии
с
подписями
о
занятых
первых
местах
в
соревнованиях, различных детских достижениях. Если кажется, что их нет, стоит их придумать.
Например, вписать в дневник сложное слово, которое смог выговорить ребенок и хвалить его
за это.
Впоследствии эту тетрадь ребенок сможет вести самостоятельно, вписывая туда жизненные
достижения.
Это
будет
прекрасная
память
для
малыша
в
будущем
и
его
неисчерпаемая
мотивация двигаться дальше.
На что родителям следует обратить внимание
В семье должно быть доверие и взаимопонимание. Ни в коем случае не ругайтесь при детях,
не критикуйте действия друг друга. Будьте сдержанны.
Будьте авторитетом для ребенка. Ребенок захочет быть похожим на вас, если чувствует в вас
ценность и силу. Чем выше авторитет взрослого, тем большее воспитательное воздействие он
может на него оказывать.
Не ограждайте ребенка от физического труда — давайте ему возможность помогать выполнять
домашние дела. Не отказывайте ребенку в покупке домашнего питомца, если он этого хочет.
Но
обязательно
объясните
ему,
в
чем
будут
заключаться
его
обязанности
по
уходу
за
животным. Так вы сможете воспитать в нем ответственность.
Наказывайте
ребенка
правильно.
Наказание
должно
соотноситься
с
виной
ребенка
и
не
причинять вред его психическому или физическому развитию. Не унижайте ребенка. Малыш
должен знать, за что именно он наказан: объясняйте, что он сделал не так, и как ему следовало
бы поступить.
Подбадривайте ребенка и не забывайте хвалить его за то, что он смог проявить себя с хорошей
стороны. Чтобы не перегнуть палку, чаще хвалите сам поступок, показывайте его ценность.
Тогда малыш и в следующий раз захочет поступить точно так же.
Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Даже если кто-то действительно более
ответственный и вежливый, не стоит каждый раз ему об этом напоминать. Этим вы только
разовьете комплекс неполноценности у ребенка, но никак не воодушевите поступать лучше.
Если
вы
всерьез
решили
воспитать
в
ребенке
то
или
иное
хорошее
качество,
не
ждите
мгновенного
результата.
Воспитание
подобно
снежному
кому:
ребенок
вбирает
в
себя
и
накапливает все лучшее, чему его учат родители.
2.Практическая часть. Мозговой штурм.
Родители с воспитателями разделяются на 3
группы.
Разложены билеты. Группы выбирают по 1 билету. Вопросы билетов - дети с
проблемами развития
- агрессивный, замкнутый, конфликтный.
( отрицательные качества
можно менять учитывая детей своей группы). По данной таблице группы находят решение
проблемы. По окончании 1 группа становятся защитниками, 2 группа - нападающими, 3
группа - судьями. 1 группа защищает свой проект, 2 группа задает вопросы, находит ошибки
в воспитании. 3 группа - судит и дает оценку обеим группам. И так продолжается по кругу.
Группы меняются ролями.
Какие могут возникнуть проблемы
Цель
Задачи
Методы и пути решения проблемы
Итог
Выводятся итоги мозгового штурма.
Уважаемые родители, воспитание – постоянный процесс, требующий от родителей
большого
терпения
и
безграничной
любви.
Только
в
атмосфере
доверия
и
взаимоуважения,
желая
быть
похожими
на
своих
родителей,
дети
могут
вырасти
хорошими людьми. Поэтому крайне важно на личном примере показывать проявления
положительных качеств личности. Их формирование может проходить и без участия
родителей, однако помните, что воспитать то или иное качество в ребенке в раннем
возрасте
всегда
легче,
чем
потом
перевоспитывать
и
корректировать
поведение
повзрослевшего ребенка.