Напоминание

"Путешествие в прошлое часов".


Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Путешествие в прошлое часов".
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое часов»

Задачи:

1. Продолжать формировать представление

о понятии «время».

2. Закреплять представления о видах часов.

3. Уточнять представления о стрелках часов,

умение их различать.

4. Закреплять умение определять время с

точностью до часа, до получаса

5. Формировать представление о способах

измерения времени в прошлом, до

появления часов.

6. Уточнять представления о песочных часах.

Материал:

Демонстрационный:

иллюстрация «солнце», стакан с водой,

песочные часы (1 минутные,

иллюстрация «огонь».

Раздаточный: разрезные картинки на

тему «Виды часов» (настольные, наручные,

электронные, вокзальные, будильник,

настенные, макеты часов,

Ход:

В: Ребята, послушайте две загадки и

отгадайте про что они:

-Без ног, без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

-Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Д: Это время

В: Правильно. А что вы знаете про время?

Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать

руками. Время нельзя остановить, оно всегда

движется вперед, его нельзя вернуть.

В: А можно ли измерить время?

Д: Да.

В: А зачем человеку знать, сколько сейчас

время?

Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать

делать.

В: Правильно. И люди придумали такой

предмет, который показывает нам точное

время. Назовите его.

Д: Это часы.

В: Правильно. Люди придумали много

разных видов часов. Подойдите к столам и

посмотрите, сколько часов.

В: Вот сколько часов придумали люди. Что

есть у всех часов, кроме электронных.

Д: Циферблат и стрелки.

В: Расскажите мне о стрелках?

Д: Они разные. Одна длинная, называется

минутная стрелка. Другая короткая,

называется часовая стрелка.

В: Какая стрелка движется быстрее, а какая

медленнее?

В: А теперь назовите мне время, которое я

покажу.

В: Сережа, а почему ты решил, что твои

часы показывают ровно три часа?

Д: Потому что большая минутная стрелка

стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре

3.

В: Молодцы! А сейчас я буду читать вам

стихотворение «Шла корова», а вы будете на

макетах часов устанавливать время, про

которое говорится в стихотворении. Возьмите

макеты часов.

Шла корова в полвторого (дети

устанавливают стрелки на макете часов)

Жеребенка встретила в половине

третьего (устанавливают стрелки на

макете часов)

А котенка пестрого – ровно в

полчетвертого (устанавливают стрелки на

макете часов)

Козлика рогатого – в половине

пятого (устанавливают стрелки на

макете часов).

А теленочка корова повстречала в

полвосьмого! (устанавливают стрелки на

макете)

Уложила спать его только в

полдесятого! (устанавливают стрелки на

макете часов)

(Э. Мошковская)

В: Молодцы! Скажите, как вы располагали

минутную стрелку на своих часах?

Д: ставили ее на цифру 6.

В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в

игру «Часы».

В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и

произносим «Тик-так, тик-так, Ходят

часики вот так». А сейчас наши руки-

стрелки сломались. Покажем, что они

нуждаются в ремонте. (Дети делают

произвольные движения руками.) Нас

отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети

наклоняются и произносят «тик-так, …».)

Игра проводится 3 раза.

В: А как вы думаете, как люди определяли

время раньше, когда не было часов?

В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами

отправимся в путешествие прошлого часов.

Воспитатель показывает видио.

В: Давным-давно, когда часов еще не было,

люди узнавали время по солнцу. Всходило

солнце – значит пора вставать, и так до

вечера. И вдруг человек обратил внимание на

то, что тени от предметов двигаются,

становятся длиннее и короче в зависимости от

положения солнца. Смотрел человек, как тень

по кругу бегает, и придумал часы (показывает

картину): вкопал в землю столб, а вокруг него

начертил круг и разделил его на 12 равных

частей. Каждая часть равнялась одному часу.

Ходит по небу солнце – ходит по площадке

тень и как часовая стрелка, показывает

время. Назывались эти часы солнечными. Как

вы думаете, всегда ли человек мог ими

пользоваться? Почему?

Д: Нет, потому что этими часами можно

пользоваться только в солнечный день. Нет

солнца, значит нет тени.

Воспитатель и дети подходят к столу, на

котором стакан с водой.

В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что

вода течет. А вы слышали когда-нибудь

такое выражение: «Время течет? А ведь когда-

то время действительно текло и капало. В

водяных часах (показывает картинку). В

высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у

дна наливалась вода. Капля за каплей она

сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой

поднимался. На стенках сосуда были сделаны

черточки-отметки, показывающие, сколько

времени прошло с тех пор, когда в сосуд

налили воду. Как вы думаете, удобными были

такие водяные часы?

В: Да, такие часы конечно работали не

только в солнечный день, но и в ненастье, и

ночью.

Но они также оказались неудобными, потому

что требовалось постоянно доливать воду в

опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем

какие еще часы придумали люди.

Воспитатель показывает песочные часы (1

минутные)

В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто

пользуемся ими в группе. Как они

называются?

Д: Песочные часы.

В: Как они устроены?

Д: Два стеклянных пузырька соединены

вместе, внутри насыпан песок. Когда часы

работают, песок из верхнего пузырька

сыплется в нижний. Высыпался песок,

значит прошла 1 минута. Часы

переворачивают и счет времени продолжается.

В: Правильно. Но песочные часы бывают не

только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х

минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они

отличаются размером и количеством песка.

На песочных часах всегда отмечено за

сколько минут высыпается весь песок. Где

люди пользуются песочными часами?

Д: В больнице. По этим часам больные

получают лечебные процедуры.

В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще

часы придумали люди.

В: В давние времена люди пользовались и

огненными часами. Были такие часы-

свечи (показывает картинку). Брали

огромную свечу, делили ее на 24 равные части

(по количеству часов в сутках, нанося

черточки-полоски. Свечу поджигали и она

горела весь день. Выходит, про время можно

сказать, что оно не только течет, но еще

и «сгорает». А еще размеченная свеча

служила людям «будильником». В

определенном месте люди втыкали булавку, к

которой привязывали грузик - тяжелый

предмет. Когда свеча догорала до этого места,

грузик падал на металлический поднос или

просто на пол – это

означало прошел определенный отрезок

времени. Такие особые часы - будильник

использовали люди, совершая трудный и

долгий путь в горах. Людям приходилось

делать привалы, ночевать в горах. И такие

часы будили путников.

В: Люди придумали и другие будильники.

Скажите о каких часах вы сегодня узнали?

Какие часы вас удивили?

В: Может быть когда-нибудь, кто-нибудь из

вас придумает новые часы, которых еще нет

на свете.



В раздел образования