Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63 "Лесная полянка"
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Путешествие в прошлое часов".
Раздел: дошкольное образование
НОД в подготовительной к школе группе
«Путешествие в прошлое часов»
Задачи:
1. Продолжать формировать представление
о понятии «время».
2. Закреплять представления о видах часов.
3. Уточнять представления о стрелках часов,
умение их различать.
4. Закреплять умение определять время с
точностью до часа, до получаса
5. Формировать представление о способах
измерения времени в прошлом, до
появления часов.
6. Уточнять представления о песочных часах.
Материал:
Демонстрационный:
иллюстрация «солнце», стакан с водой,
песочные часы (1 минутные,
иллюстрация «огонь».
Раздаточный: разрезные картинки на
тему «Виды часов» (настольные, наручные,
электронные, вокзальные, будильник,
настенные, макеты часов,
Ход:
В: Ребята, послушайте две загадки и
отгадайте про что они:
-Без ног, без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
-Вчера было, сегодня есть и завтра будет.
Д: Это время
В: Правильно. А что вы знаете про время?
Д: Время нельзя увидеть глазами, потрогать
руками. Время нельзя остановить, оно всегда
движется вперед, его нельзя вернуть.
В: А можно ли измерить время?
Д: Да.
В: А зачем человеку знать, сколько сейчас
время?
Д: Чтобы никуда не опаздывать. Все успевать
делать.
В: Правильно. И люди придумали такой
предмет, который показывает нам точное
время. Назовите его.
Д: Это часы.
В: Правильно. Люди придумали много
разных видов часов. Подойдите к столам и
посмотрите, сколько часов.
В: Вот сколько часов придумали люди. Что
есть у всех часов, кроме электронных.
Д: Циферблат и стрелки.
В: Расскажите мне о стрелках?
Д: Они разные. Одна длинная, называется
минутная стрелка. Другая короткая,
называется часовая стрелка.
В: Какая стрелка движется быстрее, а какая
медленнее?
В: А теперь назовите мне время, которое я
покажу.
В: Сережа, а почему ты решил, что твои
часы показывают ровно три часа?
Д: Потому что большая минутная стрелка
стоит на 12, а маленькая часовая – на цифре
3.
В: Молодцы! А сейчас я буду читать вам
стихотворение «Шла корова», а вы будете на
макетах часов устанавливать время, про
которое говорится в стихотворении. Возьмите
макеты часов.
Шла корова в полвторого (дети
устанавливают стрелки на макете часов)
Жеребенка встретила в половине
третьего (устанавливают стрелки на
макете часов)
А котенка пестрого – ровно в
полчетвертого (устанавливают стрелки на
макете часов)
Козлика рогатого – в половине
пятого (устанавливают стрелки на
макете часов).
А теленочка корова повстречала в
полвосьмого! (устанавливают стрелки на
макете)
Уложила спать его только в
полдесятого! (устанавливают стрелки на
макете часов)
(Э. Мошковская)
В: Молодцы! Скажите, как вы располагали
минутную стрелку на своих часах?
Д: ставили ее на цифру 6.
В: А теперь давайте отдохнем и поиграем в
игру «Часы».
В: Руки на поясе, наклоняемся в стороны и
произносим «Тик-так, тик-так, Ходят
часики вот так». А сейчас наши руки-
стрелки сломались. Покажем, что они
нуждаются в ремонте. (Дети делают
произвольные движения руками.) Нас
отремонтировали. Мы снова – часы. (Дети
наклоняются и произносят «тик-так, …».)
Игра проводится 3 раза.
В: А как вы думаете, как люди определяли
время раньше, когда не было часов?
В: Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами
отправимся в путешествие прошлого часов.
Воспитатель показывает видио.
В: Давным-давно, когда часов еще не было,
люди узнавали время по солнцу. Всходило
солнце – значит пора вставать, и так до
вечера. И вдруг человек обратил внимание на
то, что тени от предметов двигаются,
становятся длиннее и короче в зависимости от
положения солнца. Смотрел человек, как тень
по кругу бегает, и придумал часы (показывает
картину): вкопал в землю столб, а вокруг него
начертил круг и разделил его на 12 равных
частей. Каждая часть равнялась одному часу.
Ходит по небу солнце – ходит по площадке
тень и как часовая стрелка, показывает
время. Назывались эти часы солнечными. Как
вы думаете, всегда ли человек мог ими
пользоваться? Почему?
Д: Нет, потому что этими часами можно
пользоваться только в солнечный день. Нет
солнца, значит нет тени.
Воспитатель и дети подходят к столу, на
котором стакан с водой.
В: Ребята, что вы видите? Все вы знаете, что
вода течет. А вы слышали когда-нибудь
такое выражение: «Время течет? А ведь когда-
то время действительно текло и капало. В
водяных часах (показывает картинку). В
высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у
дна наливалась вода. Капля за каплей она
сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой
поднимался. На стенках сосуда были сделаны
черточки-отметки, показывающие, сколько
времени прошло с тех пор, когда в сосуд
налили воду. Как вы думаете, удобными были
такие водяные часы?
В: Да, такие часы конечно работали не
только в солнечный день, но и в ненастье, и
ночью.
Но они также оказались неудобными, потому
что требовалось постоянно доливать воду в
опустевший сосуд. Пойдемте дальше и узнаем
какие еще часы придумали люди.
Воспитатель показывает песочные часы (1
минутные)
В: Эти часы вам уже знакомы. Мы часто
пользуемся ими в группе. Как они
называются?
Д: Песочные часы.
В: Как они устроены?
Д: Два стеклянных пузырька соединены
вместе, внутри насыпан песок. Когда часы
работают, песок из верхнего пузырька
сыплется в нижний. Высыпался песок,
значит прошла 1 минута. Часы
переворачивают и счет времени продолжается.
В: Правильно. Но песочные часы бывают не
только 1 минутные, но и 2-х минутные и 3-х
минутные и 5-ти и 10-ти минутные. Они
отличаются размером и количеством песка.
На песочных часах всегда отмечено за
сколько минут высыпается весь песок. Где
люди пользуются песочными часами?
Д: В больнице. По этим часам больные
получают лечебные процедуры.
В: Пойдемте дальше и узнаем какие еще
часы придумали люди.
В: В давние времена люди пользовались и
огненными часами. Были такие часы-
свечи (показывает картинку). Брали
огромную свечу, делили ее на 24 равные части
(по количеству часов в сутках, нанося
черточки-полоски. Свечу поджигали и она
горела весь день. Выходит, про время можно
сказать, что оно не только течет, но еще
и «сгорает». А еще размеченная свеча
служила людям «будильником». В
определенном месте люди втыкали булавку, к
которой привязывали грузик - тяжелый
предмет. Когда свеча догорала до этого места,
грузик падал на металлический поднос или
просто на пол – это
означало прошел определенный отрезок
времени. Такие особые часы - будильник
использовали люди, совершая трудный и
долгий путь в горах. Людям приходилось
делать привалы, ночевать в горах. И такие
часы будили путников.
В: Люди придумали и другие будильники.
Скажите о каких часах вы сегодня узнали?
Какие часы вас удивили?
В: Может быть когда-нибудь, кто-нибудь из
вас придумает новые часы, которых еще нет
на свете.