Напоминание

"Устройство увеличительных приборов" (в структуре ФГОС )


Автор: Рослякова Татьяна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Масловская СОШ
Населённый пункт: Д.Маслово,Торжокский район,Тверская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Устройство увеличительных приборов" (в структуре ФГОС )
Раздел: среднее образование





Назад




Урок по теме: «Устройство увеличительных приборов»

5 класс

(в структуре ФГОС )

Лабораторная работа: «Рассматривание строения растений с помощью лупы»

Разработка учителя биологии первой

квалификационной категории

МБОУ Масловской СОШ

Росляковой Т.Н..

Урок

входит

в

состав

раздела

«Клеточное

строение

организма».

Рабочая

программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании»,

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

основного

общего

образования, программы общего образования по биологии для 5 класса « Биология.

Бактерии,

грибы,

растения»

под

редакцией

В.

В.

Пасечника,

основной

общеобразовательной программы,

Место проведения: кабинет биологии

Цели урока:

Образовательные: создать условия для знакомства учащихся с приборами,

позволяющими изучать живую природу, строение организмов и микромир.

Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения,

формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.

Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений:

учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать

причинно-следственные связи, делать выводы)

учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками

информации),

учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),

учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

способствовать превращению биологических знаний в личностно-

значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с

различными веществами);

способствовать развитию умений познавать свой организм и его

функции самостоятельно.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и

устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям,

воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу

по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить

умению

выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать

условия для развития самостоятельности и внимания.

Методы

и

методические

приемы: наглядный

(демонстрация

презентации,

увеличительных

приборов),

словесный

(объяснение

правил

работы

с

увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со

стеклянным

оборудованием),

выполнение

практической

работы,

постановка

вопроса

проблемного

содержания,

создание

проблемных

ситуаций,

работа

в

парах,

самостоятельная

работа,

работа

с

дополнительными

источниками

информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Средства

обучения: Ручные

лупы( 19), световые микроскопы (1 на каждый

стол),

лоточки,

кусочки

яблока,

таблица

«Микроскоп»,

ПК,

мультимедийная

презентация, видеофрагменты «Устройство микроскопа», «Антони ван Левенгук»

дополнительная текстовая информация (Приложение).

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение новых понятий, самостоятельное владение и

формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы,

выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре,

освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД:

умение

оценить

других

и

давать

самооценку

своим

действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов)

с тем, что еще не известно, заполнить

схематические модели разнообразных

заданий с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовать

информацию из одного вида в другой.

Личностные

результаты

обучения:

участие

в

диалоге,

умение

слушать

и

понимать

других,

высказывать

свою

точку

зрения,

уметь

сотрудничать

в

совместном решении проблемы.

Метапредметные

результаты

обучения:

умение

применять

физические

понятия, навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения

работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения

преобразовывать эту информацию.

Предметные

результаты

обучения:

освоение

знаний

по

теме,

основным

понятиям.

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

I. Мобилизующий этап. Настрой на урок. Аутотренинг.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

II. Изучение нового материала.

1)Введение в тему

Презентация. Слайды

-Кто изображен на слайде? (Астроном) Как вы узнали? (у него есть телескоп,

вокруг нарисованы звезды)

Далее по следующим слайдам аналогичная работа.

-Итак,

у

всех

есть

специальные

приспособления

для

работы,

изучения,

исследования. Вы сегодня тоже у нас биологи-исследователи.

Возьмите кусочек яблока и рассмотрите его, что вы там видите? (?)

А теперь откройте конверты и достаньте предмет, лежащий там. Что это? (лупа)

Посмотрите на кусочек яблока, что вы там увидели? (кружочки, поры – это

клетки)

Что помогла сделать лупа? (Увеличить предмет)

Значит, что мы сегодня будем изучать? (Тема) Запись в тетрадь.

Цель нашего урока:

2) Знакомство с увеличительными приборами.

А если сложить 2 лупы вместе и посмотреть- предмет становится крупнее. Так

получилась «штативная лупа» (У.с 30 рис 16)

Для чего нужна штативная лупа?

У.с 31 коллективное чтение (Вверху)

Во сколько раз может увеличивать лупа, а штативная лупа?

Карточки на доске: Лупа- 2-20 раз

Штативная лупа-10-25 раз

3) Изобретение микроскопа. Историческая справка.

Но человек всегда хотел рассмотреть более мелкие предметы. Что же вам ученым-

биологам тогда бы понадобилось?

Сообщения учащихся (Приложение)

Захария Янсен

Галилео Галилей

Роберт Гук

Антони ван Левенгук (просмотр кинофрагмента)

Вывод: изобретать микроскоп начали давно

3) Устройство микроскопа.

-У.с 32 рис.17+Т.с18 №22

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Практическая работа У.с 33 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

Определение увеличения.

Правило:

Число на окуляре Х Число на объективе = во сколько раз увеличивает

Игра (карточки у учителя) Определи увеличение:

10 15 7 40 ок.

40 10 80 90 объкт.

400 150 560 3600 раз

Поэтому,

школьный

световой

микроскоп

может

увеличивать

до

3600

раз.

Карточка: Микроскоп до 3600 раз

III. Проверка усвоения нового материала и первичное закрепление.

1)Работа с терминами. Работа в парах.

Карточки с текстом. Задача вставить нужные термины, используя текст п. 6

(2пункт)

У

микроскопа

есть

зрительная

труба,

это___тубус___.

В

него

вставлены

увеличительные

стекла.

В

верхнем

конце

тубуса

находится__окуляр____,

в

котором

находится

два

увеличительных

стекла.

На

нижнем

конце

тубуса

находится

__объектив___. Тубус

прикреплен

к

___штативу___,

к

нему

же

крепится___предметный столик, в центре которого находится отверстие, а под

ним __зеркало___.Предметный столик можно поднимать и опускать с помощью

___винтов____. С микроскопом нужно обращаться __аккуратно___.

Коллективная проверка.

2)Игра «Обозначь части микроскопа» Плакат на доске+карточки с терминами

Задача учащихся: обозначить части микроскопа.

3)Резерв.

Работа по слайду «Восстановить термины»

Задание: выберите верное утверждение .

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое

изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат

IV. Домашнее задание п.6 Т321, 23 У.с 33 Подумайте (для сильных уч-ся)

Разбор Д\з

V. Рефлексия.

Смайлики

-мне было на уроке…

-своей работой на уроке я…

Таблица «Мои достижения»:

-я знаю…

-я умею…

-мне интересно…

Спасибо за урок!

Приложение

Рассказ

1.

Считается

что

первый

микроскоп

был

создан

в

1590

году

голландским

мастером

очков

Хансом

Янссеном

и

его

сыном

Захарией

Янссеном. Изобретение голландца заключалось в том, что он смонтировал

внутри одной трубки две выпуклые линзы, и таким образом, заложил основы

для

конструирования

сложных

приборов.

За

счёт

выдвижного

тубуса

достигалась фокусировка на объекте исследования. Увеличение равнялось 3-

10

крат.

Это

изобретение

стало

настоящим

прорывом

в

сфере

микроскопии.

Рассказ 2. Однажды Галилео Галилей соорудил очень длинную подзорную

трубу. Дело происходило днем. Закончив работу он навел трубу на окно, что

бы на свету проверить чистоту линз. Посмотрев в окуляр он оторопел: все

поле

зрения

заняла

какая-то

искрящаяся

серая

масса.

Труба

немного

покачнулась,

и

ученый

увидел

огромную

голову

с

выпуклыми

черными

глазами. Отняв глаза от трубы, Галилео увидел муху, сидящую на окне. Так

появился на свет микроскоп, состоящий из двух линз.

Рассказ 3. Роберт Гук работал секретарем и демонстратором опытов

Английского

королевского

общества.

В

это

время

стало

известно

о

микроскопе.

Ему

поручили

провести

наблюдение

на

этом

приборе.

Имевшийся в его распоряжении микроскоп представлял собою полуметровую

позолоченную

трубу,

расположенную

строго

вертикально.

Работать

приходилось стоя в неудобной позе. Гук сделал трубу наклонной, установил

лампу, которая позволила подсвечивать исследуемые объекты. Позже, он

придумал, как улучшить качество линз и увеличить поле зрения.

По горизонтали:

1.

Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2.

Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3.

Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце

тубуса.

4.

Зрительная трубка.

5.

То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:

1.

Увеличительный прибор.

2.

Помогает направить свет.

3.

Служит для размещения на нем объекта исследования.

4.

Поднимает и опускает зрительную трубку.

Проверка .

А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, поставьте

«5.»

Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, поставьте « 4.»

Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, поставьте «3».

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

Технологическая карта урока «Устройство увеличительных приборов».

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемы

е действия

Формируемы

е способы

деятельности

Осуществл

яемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляем

ые действия

Формируем

ые способы

деятельност

и

I.

Мобилизующий

этап. Настрой

на урок.

Аутотренинг.

II.Изучение

нового

материала.

1.Самоопределе

ние к

деятельности.

Цель: включение

в учебную

деятельность на

личностно –

значимом

Настрой

эмоциональног

о состояния

учащихся для

плодотворной

работы

Создание

эмоциональног

о настроя

через

постановку

проблемного

вопроса

Презентация

-Посмотрите .

Кто изображен

на слайде?

Прослушивают

и анализируют

факты

.

Постановка

и

формулирова

Включают

ся в урок

во

взаимодей

ствии с

учителем.

Сотрудничест

во с учителем

Пытаются

решить

проблему.

Сопоставлен

ие

известного

с

тем,

что

е щ е

н е

известно.

уровне.

Поиск

формулирования

темы урока.

Какой

инструмент

помогает ему

изучать

звезды(Астрон

ом-телескоп и

т.д.)

-

А ученому-

биологу?

(Проблемный

вопрос)

-Посмотрите

на кусочек

яблока. Что вы

там увидели?

Рассматривают

кусочки яблока.

ние

проблемы,

выдвижение

предложений

и их

обоснование.

Выдвигают

варианты

ответов.

2. Актуализация

знаний и

затруднений в

деятельности.

Поиск

формулирования

темы урока

Цель:

обеспечение

восприятия,

осмысления,

первичного

запоминания

знаний и

способов

действий, связей

и отношений в

объекте

1)Введение в

тему

А если вы

сейчас

достанете

предмет из

конверта, что

теперь вы

сможете

рассмотреть?

Стало ли

видно лучше?

Что помогла

сделать лупа?

Знакомятся с

лупой

Тема урока

«Устройство

увеличительны

х приборов»

Цель урока___

Анализ

дополнитель

ной

информации

Планирую

т учебное

сотруднич

ество с

учителем

Осуществлен

ие совместной

познавательно

й

деятельности

в паре

Преобразуют

информацию

Формулируют

тему урока и

записывают ее

в рабочих

тетрадях

Умение

преобразова

ть

информаци

ю

изучения,

подготовка

мышления

учащихся и

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению

учебных

действий,

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном

действии по

усвоению

данной темы.

А если

сложить 2

лупы вместе.

То получится

«штативная

лупа»

Чтение по

У.с31

А чтобы еще

лучше

разглядеть,

более мелкие

части, что нам

понадобится?

2)Знакомство

с хронологией

открытия и

усовершенство

вания

микроскопа

вместе

сучащимися –

Работа

учащихся

Прослушивают

и анализируют

дополнительную

текстовую

информацию .

.Сравнивают

увеличение

лупы и

штативной

лупы.

сообщения

(Захария

Янсен. Роберт

Гук, Галилео

Галилей,

Антонии Ван

Левенгук) по

слайдам

презентации +

видеофрагмент

Вывод:

изобретение

микроскопа

началось давно

3. Построение

проекта выхода

из затруднений

и реализация

построенного

проекта

Цель:

концентрация

внимания на

объекте

изучения,

активные

действия

1)Устройство

микроскопа.

У.с 32

рис.17+Т.с18

№22

Рассказывает

об устройстве

микроскопа

для

проведения

наблюдений за

живыми

объектами;

Работа

учащихся

1.Выполняют

работу,

знакомятся с

устройством

микроскопа в

учебнике и

рабочих

тетрадях с

опорой на

информацию,

содержащуюся

Определение

понятий:

«микропрепа

рат,

«окуляр»,

«объектив»,

«увеличение

микроскопа»

, «правила

работы с

микроскопом

».

Работа и

консультац

ии в парах.

Осуществлен

ие совместной

познавательно

й

деятельности

в паре и в

сотрудничест

ве с учителем.

Проводят

самооценку

своим

действиям.

Умение

работать со

схематическ

ими

моделями,

выполнять

разнообразн

ые задания

с

выделением

существенн

ых

характерист

учащихся с

объектом

изучения

максимальное

использование

самостоятельнос

ти в добывании

знаний, анализ

учащимися

возникшей

ситуации,

построение

учащимися

нового способа

действий.

условиях

активного

воздействия на

изучаемый

объект при

проведении

эксперимента.

Комментирует

и направляет

деятельность

учащихся.

в п.6, рис.17

2.Выполняют

работу по

определению

увеличения

микроскопа с

опорой на

информацию,

содержащуюся в

п.6, с.32.

Изучают

правила работы

с микроскопом,

используя

материал

учебника

п.6,с.32,33.

Синтез о

значимости

каждой из

частей

микроскопа.

ик объекта в

рабочих

тетрадях на

печатной

основе,

уметь

преобразова

ть

информаци

ю из одного

вида в

другой

Умение

оценивать

других и

давать

самооценку

своим

действиям.

4. Первичное

закрепление.

Самостоятельна

я работа.

Цель: усвоение

учащимися

нового способа

действия при

работе с лупой и

микроскопом и

формирование

умений его

применять.

Релаксация.

Самостоятельна

я работа и

самопроверка.

Цель:

коллективное

достижение цели

пробного

учебного

действия,

применение

нового знание в

типовых

заданиях,

Консультирует

работу

учащихся

Направляет

деятельность

учащихся на

выполнения

задания.

Проводит игру

«Какие части

есть у

микроскопа».

1)Работа с

терминами.

Работа в парах

Воспроизводят

строение

микроскопа с

опорой на текст

учебника.

Проводят само-

и

взаимопроверку

.

2)Игра

«Обозначь части

микроскопа»

Отвечают на

вопросы

учителя, еще раз

проговаривают

новые понятия:

«объектив»,

«окуляр»,

«микропрепарат

»,

«наблюдение»,

Устанавлива

ют связи

между

частным и

общим,

осуществляю

т синтез

полученной

информации.

Воспроизвед

ение и

корректировк

а знаний,

умение

формулирова

ть основные

понятия.

Работа и

консультац

ия в парах.

Индивидуа

льная

работа в

РК.

Диалог с

учителем и

обучающи

мися

Осуществлен

ие совместной

познавательно

й

деятельности

Сотрудничест

во учителя и

обучающихся;

освоение

разных

способов

коммуникаци

й.

Умение

полно и точно

выражать

свои мысли.

Проводят

самооценку

своим

действиям.

Умение

оценивать

других и

давать

самооценку

своим

действиям.

Умение

оценивать

других и

давать

самооценку

своим

действиям.

выявление

качества и

уровня

овладения

знаниями и

способами

действий,

обеспечение их

коррекции.

«микроскоп».

«увеличение

микроскопа»,

«правила работы

с микроскопом».

Проводят

самооценку

своим

действиям.

Умение оценивать

себя, свою работу с

использованием

разработанных

критериев.

Осознание

уровня

качества

сформирова

нных знаний

7.Рефлексия

Цель:

самооценка

учащимися

результатов

Подводит

учащихся к

выводам по

итогам работы

на уроке:

Диалог с

учителем и

обучающи

мися

своей учебной

деятельности,

осознание

метода

построения и

границ

применения

нового способа

действия.

Эмоциональна

я сфера –

смайлики

-Мне было на

уроке….

-Своей работой

я …

Работа по

таблице «Мои

достижения»

Я знаю…

Я умею…

Мне

интересно…

8. Домашнее

задание

Консультирует

и объясняет д/з

п.6,

подготовиться

к лабораторной

работе.

Слушают

пояснения

учителя,

комментируют и

записывают д/з



В раздел образования