Автор: Супрунова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83 "Утиное гнездышко"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: консультация
Тема: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Организация детского
экспериментирования в домашних
условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов
деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и
освоения огромного нового мира. Ребенок любит все загадочное,
неизвестное, пытается изучать мир всеми возможными способами и задает
очень много вопросов обо всем на свете. Очень часто простые и обыденные
для нас, взрослых, вещи вызывают искреннее удивление и восхищение детей.
А ведь существуют простые эксперименты, которые можно провести в любом
месте. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования,
большинство из них юные экспериментаторы могут делать сами, выполняя
ваши инструкции, и, конечно, под вашим наблюдением. Это не только
поможет занять ребенка на некоторое время, но и способствует развитию
мышления ребенка, его памяти, любознательности и наблюдательности,
поможет понять некоторые законы природы.
В детском саду уделяется много внимания экспериментированию.
Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные
проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для
развития детской познавательной деятельности, имеются материалы для
экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы
(весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты,
схемы и т.п.
А дома любое место может стать местом для эксперимента.
Например, ванная комната.
Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды,
мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые
плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы.
Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не
тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-
мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже
и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на
уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком
пластилина; после погружения уровень воды поднимается.
Разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда
больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда
воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или
губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику
предметов, развивать наблюдательность.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,
когда она готовит еду. Простые опыты надолго увлекут вашего непоседу и
дадут вам возможность спокойно заниматься кухонными делами.
Самые простые опыты можно проделать с обычной водой. Для начала
поговорите с ребенком о воде. Вспомните, где можно встретить, для чего она
нужна и что будет, если вода вдруг исчезнет. Спросите, есть ли у воды цвет,
запах, какая она на вкус. Если малыш еще не знаком с агрегатными
состояниями воды, проведите такой простой эксперимент.
Опыт 1. Налейте воду в формочку для льда, и пусть ребенок сам поместит ее
в морозилку. (воду можно окрасить в разные цвета). Через пару часов
вытащите формочку и покажите, что вместо воды в ней оказался лед. Сможет
ли ваш ребенок сам разобраться в этом чуде? Неужели твердый лед – это та
же вода? Давай проверим! В теплой комнате лед растает и превратится в воду.
Пусть это будет первое открытие юного исследователя.
Опыт 2. Наберите в прозрачную емкость воды, отметьте маркером ее уровень
на стенке емкости и оставьте на несколько дней. Пусть ваш малыш наблюдает
таинственное исчезновение воды в течении нескольких дней. Куда исчезает
вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
Опыт 3. А теперь исследуем некоторые свойства воды. Одно из них ребенку
знакомо. Речь пойдет о растворении. Спросите у малыша, что происходит с
сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой (сахар не исчезает,
он растворяется и поэтому чай становится сладким).
Поставьте перед ребенком проблему: все ли вещества будут растворяться в
воде? Выслушайте предположения малыша, а потом предложите проверить
догадки с помощью эксперимента. Налейте в стаканчики воду, дайте малышу
различные безопасные вещества, которые найдутся на вашей кухне (сахар,
соль, крупы, масло, муку, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и
пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает выводы.
Можно сделать мыльные пузыри. Для этого наполовину наполните чашку
жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру,
напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться
в тонкий слой.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите
ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет
действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.
Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него
ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём
проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Если вы не знаете точного (научного) ответа на какой-либо вопрос,
необходимо обратится к справочной литературе.
Несколько советов для поддержания интереса детей к
познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам
кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать
такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.
ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему
взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых
впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в
исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными
предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,
формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями
узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в
этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно
объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что
можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,
эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним
о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как
добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс
деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как
ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы,
рассуждая и аргументируя).
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам»
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего
ребёнка.