Напоминание

"Организация детского экспериментирования в домашних условиях"


Автор: Супрунова Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 83 "Утиное гнездышко"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: консультация
Тема: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов

деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого

исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и

освоения огромного нового мира. Ребенок любит все загадочное,

неизвестное, пытается изучать мир всеми возможными способами и задает

очень много вопросов обо всем на свете. Очень часто простые и обыденные

для нас, взрослых, вещи вызывают искреннее удивление и восхищение детей.

А ведь существуют простые эксперименты, которые можно провести в любом

месте. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования,

большинство из них юные экспериментаторы могут делать сами, выполняя

ваши инструкции, и, конечно, под вашим наблюдением. Это не только

поможет занять ребенка на некоторое время, но и способствует развитию

мышления ребенка, его памяти, любознательности и наблюдательности,

поможет понять некоторые законы природы.

В детском саду уделяется много внимания экспериментированию.

Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные

проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для

развития детской познавательной деятельности, имеются материалы для

экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы

(весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты,

схемы и т.п.

А дома любое место может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната.

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды,

мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые

плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы.

Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не

тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-

мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже

и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на

уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком

пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда

больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда

воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или

губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику

предметов, развивать наблюдательность.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,

когда она готовит еду. Простые опыты надолго увлекут вашего непоседу и

дадут вам возможность спокойно заниматься кухонными делами.

Самые простые опыты можно проделать с обычной водой. Для начала

поговорите с ребенком о воде. Вспомните, где можно встретить, для чего она

нужна и что будет, если вода вдруг исчезнет. Спросите, есть ли у воды цвет,

запах, какая она на вкус. Если малыш еще не знаком с агрегатными

состояниями воды, проведите такой простой эксперимент.

Опыт 1. Налейте воду в формочку для льда, и пусть ребенок сам поместит ее

в морозилку. (воду можно окрасить в разные цвета). Через пару часов

вытащите формочку и покажите, что вместо воды в ней оказался лед. Сможет

ли ваш ребенок сам разобраться в этом чуде? Неужели твердый лед – это та

же вода? Давай проверим! В теплой комнате лед растает и превратится в воду.

Пусть это будет первое открытие юного исследователя.

Опыт 2. Наберите в прозрачную емкость воды, отметьте маркером ее уровень

на стенке емкости и оставьте на несколько дней. Пусть ваш малыш наблюдает

таинственное исчезновение воды в течении нескольких дней. Куда исчезает

вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Опыт 3. А теперь исследуем некоторые свойства воды. Одно из них ребенку

знакомо. Речь пойдет о растворении. Спросите у малыша, что происходит с

сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой (сахар не исчезает,

он растворяется и поэтому чай становится сладким).

Поставьте перед ребенком проблему: все ли вещества будут растворяться в

воде? Выслушайте предположения малыша, а потом предложите проверить

догадки с помощью эксперимента. Налейте в стаканчики воду, дайте малышу

различные безопасные вещества, которые найдутся на вашей кухне (сахар,

соль, крупы, масло, муку, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и

пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает выводы.

Можно сделать мыльные пузыри. Для этого наполовину наполните чашку

жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру,

напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться

в тонкий слой.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него закончилась зелёная краска. Предложите

ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет

действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте.

Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него

ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём

проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Если вы не знаете точного (научного) ответа на какой-либо вопрос,

необходимо обратится к справочной литературе.

Несколько советов для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам

кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать

такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п.

ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему

взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и

самостоятельность ребенка.

Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых

впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в

исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными

предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними,

формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями

узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в

этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно

объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что

можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца,

эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша

положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним

о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как

добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс

деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как

ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы,

рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам»

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего

ребёнка.



В раздел образования