Автор: Колесова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "С (К) НШ – ДС №2" г. Нерюнгри.
Населённый пункт: РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ.
«Забота о здоровье – это важный труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
А.В. Сухомлинский.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании
фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет
интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья
дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого
развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту
ситуацию. Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной
жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, определенные привычки. Но
может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый
ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья
своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во
многом риторический вопрос и стала востребованная педагогами образовательного
учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. У
воспитанников, посещающих наше учреждение, отмечается снижение познавательной
активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения
информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, сниженной
работоспособности, повышенной истощаемости, у детей снижена мотивация к обучению,
отмечаются трудности в планировании деятельности. Использование
здоровьезберегающих технологий является перспективным средством коррекционно
развивающей работы с детьми с ОВЗ. В своей работе мы используем технологии
сохранения и стимулирования здоровья; динамические паузы, физкультминутки,
релаксации, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
Цель: Повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение
утомления.
Задачи;
1. Укрепление физического и психологического здоровья детей
2. Развитие дыхательной мускулатуры.
3. Формирование правильной осанки, эмоциональной стабильности.
4. Оптимизация образовательного процесса.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья считаем дыхательные
упражнения. Дыхательная система детей не совершена, поэтому чем меньше ребенок,
тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная,
восполяющая, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы
становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому, прежде, чем
проводить дыхательную гимнастику необходимо хорошо проветрить помещение Основу
дыхательных упражнений составляют упражнения с удлиненным или усиленным
выдохом.
Примерный комплекс упражнений
«Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны
вперед – вниз при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи –
дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5 – 7 наклонов.
«Ежик». Поворот головы вправо – влево. Одновременно с
каждым поворотом
делать короткий шумный вдох носом(как ежик). Выдох мягкий,
непроизвольный через открытые губы. Повторить 4 – 6 раз.
Гимнастика для глаз замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение.
Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование
правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.
Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения,
улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний
глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.
Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть
серьёзным просчётом в работе с детьми с ОВЗ. Кроме того, этот метод является
своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше
переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям
простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том,
что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Получая навык
выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполняет её в течение
нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают. Необходимо выполнять
упражнения для глаз на расслабление и снятие усталости после любых
зрительных нагрузок (игры с применением дидактического материалов, занятия
по зрительному восприятию, рассматриванию наглядных пособий).
Примерный комплекс упражнений
1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном
направлении.
3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом
прикрыть веки и опять открыть.
4.
В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук
с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук
на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Пальчиковые игры
представляют собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой
моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека
(мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность
выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Простые движения
рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают
умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков,
а значить – развивать речь ребенка. Пальчиковая гимнастика решает множество
задач в развитии ребенка; помогает развивать речь, развивает эмоциональную
выразительность, снимает тревожность. Пальчиковые игры очень
эмоциональны, увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в
таких играх.
При работе с детьми с ОВЗ по развитию тонкой моторики рук следует:
сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
проводить работу по совершенствованию пальцевой моторики
регулярной, систематической;
вовлекать в движения больше пальцев, движения должны быть
энергичными;
начинать с простых упражнений, переходя к более сложным;
давать сначала словесную инструкцию, сопровождая показом, затем показ
устранять.
Примерный комплекс упражнений
1. Ладони на столе (на счет «раз – два» пальцы врозь – вместе.)
2. Ладошка – кулачек – ребро (на счет раз, два, три)
3. «Пальчики здороваются» (на счет раз – два – три – четыре – пять)
соединяются пальцы обеих рук.
4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки
бегают по столу).
«Зайчик»
(пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и
развести их в
стороны):
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет –
Веселит своих зайчат.
«Лужок»:
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот
(загибать поочереди пальцы)
На зелёный на лужок
(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)
Приходи и ты дружок.
(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)
Детям любого возраста полезна двигательная актиность. Физкультминутка -это
“минутка” активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять
отрицательное воздействие от статической нагрузки, и размяться между
занятиями, во время проведения организованной деятельности, которые
требуют усидчивости и повышенного внимания дошкольников
.
Исследования
свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин.
Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких,
способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.
Длительность физкультминуток должна составлять 1-3 минут.
Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 упражнений, повторяемых
4-6 раз. В случае незначительного физического и нервно-психического
утомления используются упражнения их положения сидя. При выраженном
утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из положения, стоя,
так как они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают
активное перераспределение мышечного тонуса. Варианты проведения
физкультминуток: сидя, стоя, в кругу, в шеренгах.
Примерный комплекс упражнений
«Дом»
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть
руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки
вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
«Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Релаксационные упражнения для детей с ОВЗ, самый лучший способ снять
любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать
фактор раздражения – расслабиться. Независимо от наличия или отсутствия
специальных условий, руководствуясь только собственным желанием,
перемещаясь в тот или иной сказочный мини - сюжет, задействовав только
слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и
психические силы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, -
одно из направлений восстановительной терапии. Предлагаемые упражнения
позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции,
активизируют память, воображение, внимание, образное мышление.
Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов
воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким
голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые
фразы проговариваются два раза. “Бубенчик”.
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной
“Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
“Замедленное движение”.
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на
колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое
время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно.
Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что
применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с
ОВЗ приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка,
происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и
навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в
современном обществе.
Литература:
Волошина Л.
Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-