Автор: Сериков Вячеслав Павлович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" Ивнянского района Белгородской области
Населённый пункт: посёлок Ивня Белгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совершенствование атакующего удара
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-
юношеская спортивная школа" Ивнянского района Белгородской области
Методическая разработка на тему:
«Совершенствование атакующего удара»
Тренер – преподаватель:
Сериков Вячеслав павлович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Техника атакующего удара.
2. Тактика атакующего удара.
3. Тактические комбинации.
4. Урок – тренировка.
5. Заключение.
Совершенствование атакующего удара
В данной статье представлены задания по совершенствованию атакующего
удара. Задания по своей сложности рассчитаны на уровень подготовки
конкретных обучающихся, а условия их выполнения отражают характер
соревновательной деятельности волейболистов.
Выполнение этих заданий обеспечивает условия для успешного обучения
тактике нападающих действий. По мере освоения все описанные упражнения
надо усложнять, приближая их к условиям игры: первую передачу
выполнять, когда мяч направлен через сетку (со стороны соперника). Вначале
мяч посылают передачей, затем подачами (нижней и верхними).
Упражнения и задания.
Подготовительная игра 3x3. Спортсмены располагаются в зонах 5 (прием), 3
(передача), 4 (атакующий удар). Игра ведется по правилам волейбола.
Подготовительная игра 4x4. Три спортсмена располагаются «в линию», а
один (на передаче) — у сетки в зоне 3. После каждого выигрыша подачи
игроки меняются зонами площадки по часовой стрелке.
Учитывая высокую вариативность условий выполнения атакующих ударов,
важно с самого начала упражнений по технике воспитывать у занимающихся
наблюдательность за действиями своих партнеров и соперника. Где
принимается мяч? (расстояние к сетке). Куда возможна передача? Как
принимает мяч партнер? Как выполняется передача для удара? И т.д. Это
имеет исключительно важное значение для формирования знаний о
принципах и закономерностях построения взаимодействия, что в
последующем во многом обусловливает высокую, так называемую игровую
дисциплину.
Техника атакующих ударов совершенствуется также в более сложных
упражнениях.
-Удары после изменения направления разбега: а) удар между зонами 4 — 3
после разбега из зоны 4; б) удар в зоне 3 после разбега из зоны 2; в) удар в
зоне 2 после разбега из зоны 3.-Удары после скрестного передвижения
игроков в зонах 4 и 3, 3 и 2.
-То же, но при выходе связующего к сетке из зон 1, 6, 5. Вначале все
упражнения выполняются без противодействия блокирующих, затем против
одиночного, двойного, тройного блоков. Навыки взаимодействия игроков
закрепляются в учебной игре 4x4 с использованием всех изученных
атакующих приемов игры.
Совершенствование техники приема подачи мяча снизу двумя руками
-Как подача мяча может принести очко подающей команде, так и
качественный стабильный прием подачи мяча создает благоприятные условия
для эффективных нападающих действий.
-Волейболисты располагаются по одному в зонах 1, 6, 5 на двух сторонах
площадки, остальные разделены на две подгруппы, располагаются на местах
подачи с мячами в руках. Первая серия — прием подачи и первая передача в
зону 3, вторая серия — в зону 2, третья серия — в зону 4. После каждой
серии приемов (4 — 6 попыток) волейболисты меняются местами: из зоны 1
идут в зону 5, из зоны 5 — в зону 6, из зоны 6 — в зону 1. Для ориентира и
определения качества первой передачи у сетки находится «связующий»,
который стремится выполнить вторую передачу.
-Двое на приеме подачи располагаются в зонах 1 и 5 на обеих сторонах
площадки. Остальные волейболисты разделены на две подгруппы и
располагаются на месте подачи с каждой стороны площадки. Подачи
поочередно в каждого волейболиста на приеме. После 4 — 6 приемов
происходит смена мест. После очередной серии из 4 — 6 приемов на их место
идут другие, и т.д.
-Волейболисты «на приеме подачи» располагаются в зонах 5 (1), по одному
на каждой стороне площадки. С противоположной стороны волейболисты в
колоннах по одному с мячами в руках (3—4 м от сетки). Мячи через сетку
направляются броском и ударом одной рукой (чередование). Затем следуют
прием мяча снизу и качественная первая передача. Интенсивность в этом
упражнении регулируется за счет бросков рукой при неточности подачи.
-Прием подачи последовательно в зонах 5, 6, 1. Вначале по 3 попытки, затем
по 2 и, наконец, по одной. В этом упражнении применяются броски мяча в
случае неточной подачи.
Совершенствование техники блокирования
Блокирование составляет «первую линию обороны», призванную
противостоять атаке соперника еще «на его территории» и выиграть очко.
Овладение навыками индивидуального и группового блокирования —
серьезнейшая проблема тренировочно соревновательной деятельности
волейболистов и тренеров. Обучать блокированию и совершенствовать
технику необходимо на всем протяжении многолетней подготовки, начиная с
9—10 лет.
Основу успешности блокирования (техники) составляют три фактора:
высокий прыжок с места или после перемещения; выбор места у сетки для
прыжка; определение времени (момента) постановки рук над сеткой на пути
мяча. Наряду с техникой постановки рук над сеткой важнейшее значение
имеет развитие определенных качеств и способностей, которые надо
развивать при помощи специальных упражнений, помимо собственно
блокирования. А развивать такие качества можно с первых дней обучения
волейболу и в любом возрасте.
1.Броски резиновых мячей из зон 3, 4, 2 в разных направлениях у сетки, с
задней линии потоком, блокирующий задерживает мячи, вначале стоя на
подставке, затем в прыжке с площадки.
2.То же, но нападающие удары игроки выполняют, сами подбрасывая мяч
подбрасывания.
3.Упражнения 1 и 2, блокирующий на площадке — блокирование в прыжке.
4.Упражнения 1 — 3, но блокирующих двое, трое, вначале они на подставке,
затем на площадке.
5.Нападающие выполняют групповые тактические действия, например
нападение первым темпом, вторым, с задней линии при имитации у сетки.
Блокирующий один (затем два, три) на подставке, все действия всем
известны, основное внимание на качество блокирования.
6.То же, что в упражнении 5, блокирующие на площадке.
Использование подставки для блокирования создает благоприятные условия
блокирующему для наблюдения за действиями нападающих и правильной
своевременной постановки рук на пути мяча.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Эйнгорн «Мой волейбол и моя жизнь» // МП РИЦ Культ-информ-
пресс, СПб, 2002 г.
2. Я. Мацудайра, А. Эйнгорн. «Так побеждать!» // МП РИЦ Культ-
информ-пресс, СПб, 2003 г.