Автор: Бачьев Василий Афанасьевич
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Эжанская СОШ им. Н.А.Атласова"
Населённый пункт: село Эжанцы,Усть-Майский улус (район), Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: НТК как эффективная педагогическая система воспитания детей и молодежи
Раздел: дополнительное образование
«НТК как эффективная педагогическая система духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи».
Проблема
формирования позитивных духовно-нравственных
качеств
детей
и
молодежи в
настоящее
время
рассматривается
как
фактор
национальной
безопасности
и
стратегической
цели
общества
и
государства.
Современная
российская
система
воспитательной
работы
ввиду
отсутствия единой цели, размытости ценностных ориентаций; крушения
старых и отсутствия новых идеалов; диспропорции между обучением и
воспитанием; негативным воздействием окружающей среды на психику
детей; гипо - и гипер – опечным стилем воспитания в семье не способна
в
полной
мере
сформировать
позитивные
духовно-нравственные
качества
личности.
Непоправимый
вред
воспитательному
процессу
наносит навязываемая
Западом
«свободная демократическая»
система
воспитания. В итоге мы получили две автономные противоположные
воспитательные системы - с одной стороны школа, родители; с другой
стороны – социальное окружение, пропагандирующее вседозволенность,
жестокость, бандитизм, аморальные взаимоотношения между полами.
Воспитательный
опыт
прошлых
поколений,
достижения
русской и
советской
школы
в
области
духовно-нравственного
воспитания,
духовная и религиозная
культура
народов, обычаи
и
традиции
преподносятся как пережитки старого.
Республика Саха (Якутия), располагающая крупными минерально-
сырьевыми ресурсами занимает важное стратегическое положение с
точки
зрения
освоения
российского
Севера.
В силу объективных и
субъективных причин социального, духовного, экономического
развития
республики,
сегодня
встал
вопрос
о
кардинальном
изменении
самой
структуры
духовного
воспроизводства,
в
первую
очередь
в
системе
воспитания и развития подрастающего поколения. В настоящее время
в
республике наиболее
эффективными
педагогическими
системами в
направлении
духовно- нравственного
воспитания
остаются
только
народные творческие коллективы. Народные творческие коллективы Якутии
не только выполняют ключевую роль в культурной жизни республики и
определяют социально-культурный уровень развития,
но
и
являются
инновационными базами развития духовного потенциала народа. Сегодня
в
республике
действуют
более
176
народных
коллективов,
39
детских
образцовых коллективов. В Усть- Майском улусе продолжительное время
творчески работают 2 народных творческих коллектива – это «Икээчик» в
Эжанцах и «Чээчэбил» в Кюпцах. Сочетание творческого развития и
духовного воспитания детей и молодежи в НТК в Республике Саха
(Якутия) является примером подражания для многих регионов России.
НТК как эффективная педагогическая система духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи.
Многострадальный народ России всегда удивлял мир чистотой духа,
добротой души, стойкостью и храбростью в борьбе с захватчиками. У
истоков
воспитания
всегда
стояли
великие
просветители.
Этапы
развития духовности и культуры в нашей стране связаны с именами
выдающихся людей. В 19 веке огромный вклад в развитие духовности и
культуры Якутии внес первый Якутский архиерей – епископ Дионисий. Он
сорок три года прослужил верой и правдой якутского народа, исходил
вдоль
и
поперек
пешком
Якутскую
землю,
знал
все
трудности
проживания
в
суровых
климатических
условиях. Епископ
Дионисий
вместе со свои сподвижником святителем Иннокентием трудился над
созданием
якутского
алфавита
и
первыми
переводами Священного
Писания на якутский язык. Он знал и верил, что только духовно
развитый и культурный человек может быть созидательным творцом
будущего.
Его
благородное
дело
духовно-нравственного
воспитания
детей
и
молодежи
с
честью
продолжает
нынешнее
поколение
православного духовенства.
Огромный вклад в сохранение и развитие духовной культуры в Якутии в
19-20 вв. внесли священники,
политические
ссыльные
и
выдающиеся
просветители
народа
саха
Алексей Елисеевич Кулаковский,
Платон
Алексеевич
(Слепцов)
Ойунский.
О
выдающейся
роли
русского
православия
в духовной
жизни
якутского
народа
в
своих
работах
раскрыл видный писатель и деятель культуры, Герой Социалистического
Труда СССР Суорун Омоллон-Сивцев Дмитрий Кононович.
Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы
сказать: « Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь,
если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я
буду
счастлив.
В
каждом
нашем
поступке
должна
быть
мысль
о
коллективе,
о
всеобщей
победе,
о
всеобщей
удаче».
Это
высокое
нравственное начало, высказанное великим А.С. Макаренко, особенно
важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия,
сострадания, когда агрессивный индивидуализм захватывает все новые и
новые поколения россиян.
Прежде чем вести разговор о воспитательной роли НТК, следует
уточнить основополагающие понятия «мораль» и «нравственность». Как
внешняя
социальная
духовная
сила
м о р а л ь
обеспечивает
приспособление личности к условиям общественной жизни, изменения
которых вследствие всевозможных социальных потрясений автоматически
ведут к разрушению связей между людьми, к переоценке моральных
норм, к духовной опустошенности.
В отличие от морали нравственность имеет отношение к внутреннему
духовному
миру
человека,
она
детерминирует
его
поведение,
следование нормам морали изнутри. Отсюда, для воспитательной цели
наиболее
понятным
и
близким
понятием
остается
духовно
–
нравственное
воспитание,
корнем
которого
выступает
духовность
и
мудрость народа.
Философия и искусство воспитания вообще, духовно- нравственного в
частности,
заключается
в
создании
условий
(общения,
контактов,
деятельности),
при
которых
человек
сознательно
пришел
бы
к
убеждению
в
необходимости
следовать
нравственным
нормам
и
привыкал к их соблюдению. В настоящее время философией
воспитания
стало
изречение:
«Выживает
-
сильнейший!». В
такой
социальной атмосфере преобладающим стилем воспитания становится
индивидуализм, который напрямую связан с понятиями «эгоизм», «все
мое!»,
«только – Я!».
ЭГО -
воспитательная
система
в
большинстве
случаев выращивает бездушных людей с твердой жизненной позицией
«Потребителя», тогда как коллективная система воспитания опирается на
духовно-нравственную философию
«Созидателя». В
настоящее
время
наиболее эффективной духовно – нравственной воспитательной системой
остается лишь народный творческий коллектив. Народный творческий
коллектив - это островок настоящей духовной школы, где дети и
молодежь познают красоту родного языка, фольклора, приобщаются к
истокам народных традиций и обычаев, с удовольствием учатся петь и
танцевать, проводить обрядовые ритуалы и т.д.
До сих пор НТК считают формой дополнительного образования
творческого направления, тогда как духовно-нравственная воспитательная
составляющая
НТК
остается
единственной
эффективной
системой
воспитания детей и молодежи. Отличительной чертой привлекательности
НТК являются:
- свобода выбора. В НТК приходят и занимаются по своему желанию;
- коллективная творческая работа. Здесь реализуется «макаренковская»
система коллективного воспитания, основанная на принципе «один за
всех - и все за одного»;
- комфортные психологические условия для всех участников. Работа в
НТК проходит под эгидой сотрудничества - все участники в НТК равные
партнеры.
Реализуется
теория
образовательного
сотрудничества
бразильского педагога Паулу Фрейре.
Цель педагогического исследования:
научное
и
практическое
обоснование
деятельности
НТК (народный
творческий
коллектив) как
эффективной педагогической системы воспитания детей и молодежи.
Исходя из поставленной цели, были определены и последовательно
решены следующие задачи исследования:
1. Анализ воспитанности школьников и выпускников НТК.
2.Теоретически обосновано понятие духовно-нравственного воспитания в
свете требований настоящего времени.
3.Проведен анализ создания комфортных психологических условий при
занятиях в НТК в свете научной работы бразильского педагога Паулу
Фрейра «Школа угнетенных» .
3.Изучено
теоретическое
и
практическое
применение
основ
педагогической теории А.С.Макаренко о коллективном воспитании.
4.Научно обоснованы и разработаны основные концептуальные подходы
организации воспитательной деятельности в НТК.
Научная новизна.
Впервые
изучены
психолого-педагогические
аспекты
формирования
духовно-нравственных качеств детей и молодежи на примере НТК
Республики Саха (Якутия).
Впервые
проведен
анализ и оценка
формирования у воспитанников
навыков
постановки
целей,
самоанализа,
самоконтроля,
самоорганизации, самообразования.
Определены наиболее значимые педагогические факторы, оказывающие
влияние на формирование духовно-нравственных качеств у участников
НТК.
К
таким
факторам
относятся:
низкий
статус
и
образование
родителей, состав
семьи, наличие
вредных
привычек
у
родителей,
нарушения внутрисемейных отношений и форм воспитания детей, низкое
материальное
благополучие
семьи,
злоупотребления
технологией
«невербального мира» - сотовым телефоном, интернетом.
Воспитательный процесс можно считать, правильно организованным,
если обучающийся достигает успеха, радуется ему, считая, что он
добился сам, докопался до истины самостоятельно. Педагогическая
привлекательность системы воспитания в НТК заключается именно на
этом
вышесказанном
определении.
Основу
образовательной
и
воспитательной
методики
НТК
составляет
целостная
педагогическая
система А.С.Макаренко. Макаренко четко заявил о решающем влиянии
социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование
мировоззрения
и
нравственности
личности. По
А.С.Макаренко
все
воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и
совсем
незнакомых.
Он
сделал
новаторский
вывод:
педагогически
целесообразная
организация
всей
жизни
и
деятельности
детей
в
коллективе
-
это
общий
и
единый
метод,
обеспечивающий
эффективность
воспитания
коллектива
и
личности. В
отличие
от
школьной воспитательной деятельности, где процесс организован на базе
принуждения и наставления, в НТК воспитательный процесс происходит
во время созидательной творческой работы.
НТК, как коллективная педагогическая система базируется на двух
основных
направлениях
воспитания
-
самоорганизации
и
самовоспитании. Для того, чтобы включились эти направления, надо
вызвать потребность в самосовершенствовании, которая проявляется,
когда
достигнут
определенный
уровень
самопознания,
выработана
способность к самоанализу. Такую потребность вызывает коллективный
творческий труд, где от одного человека зависит результат труда всего
коллектива. Воспитание
самоорганизованности
в
НТК
обязательное
требование. Умение вести свою деятельность по строгому алгоритму
ежедневной рабочей жизни без самоорганизации невозможно. Навыки
самоорганизованности прививаются в НТК с первых дней посещения
занятий и остаются на всю жизнь.
Самовоспитание - это процесс намеренного изменения, возведение
человеком самого себя на более высокую ступень физического, духовно-
нравственного, социального и творческого развития. В конечном итоге
самовоспитание - это волевой процесс, его обязательными элементами
являются постановка цели, волевое усилие, самоконтроль, самоанализ и
рефлексия. Во
время
репетиций,
концертов и
гастрольных
выездов
коллективов
НТК
прививаются
и
совершенствуются
навыки
самоорганизованности и самовоспитания. Успешные выступления
всего коллектива на концертах сплачивают коллектив, создают чувства
гордости
за личный вклад
в
общее
дело, формируют
мотивацию
на
развивающую
деятельность,
развивают
творческие
и
духовно
–
нравственные
компетенции
детей, воспитывают
и
повышают
чувства
ответственности.
Духовная составляющая воспитательной деятельности НТК создается на
базе
народных
обычаев и
традиций, языка,
фольклора, литературы
и
искусства.
При
творческой
деятельности
в
НТК,
воспитанники
по -
настоящему
познают
духовно -
нравственную
силу родного
языка,
традиций и мудростей народа, живут в нем и сопереживают в нем,
учатся понимать и ценить духовное наследие народа. Такая духовная
связь поколений возможна только при участии в деятельности НТК. В
репертуар НТК обязательными номерами для изучения и выступления
включаются фольклорные, народные, обрядовые произведения. Шитье
концертных костюмов и изготовление сценической атрибутики своими
руками является наиболее наглядной формой творческой работы и
самовоспитания, повышает уровень навыков рукоделия. Атмосфера
коллективной творческой целенаправленной деятельности непроизвольно
становится мощным инструментом духовно- нравственного воспитания.
Вся
деятельность
НТК
организуется
по
принципу
проблемно –
постановочного
образования
«Учись
учиться!»,
где
теоретической
основой является учение выдающегося бразильского педагога Паулу
Фрейре
«Школа
угнетенных».
В
отличие
от
школьного «субъект –
объектного»
или
«банковского» образовательного пространства, в
НТК
образовательная
и
воспитательная
деятельность
создаются
на
базе
«субъект – субъектного» равноправного
отношения
всех
участников.
Система
дополнительного
образования
школьников
в
большинстве
случаев
придерживается
школьной
«банковской»
образовательной
системы и нацелена на развитие
индивида. В НТК
сотрудничество
приобретает истинный смысл, дети здесь чувствуют себя равноправными
партнерами, созидателями. Такие комфортные психологические условия
помогают
раскрываться
талантам
детей,
стимулируют
духовно
–
нравственное и творческое развитие.
В НТК для детей создаются все условия для реализации основных
принципов организации образования по ФГОС - самопоиск проблем
(творческих,
образовательных),
самопостановка
цели
и
задач
для
решения
проблем,
мотивированная
деятельность,
самоанализ,
самоподготовка и т.д. Творческая работа в комфортных психологических
условиях
тренирует
память (знание
наизусть
слова
произведений,
запоминание мелодии и темпа музыкальных произведений), моторику
рук, зрительную память и т.д. Общение в коллективе, с коллегами, со
зрителями,
концертные
выступления
формируют
и
развивают
коммуникативные
способности и
сценическую
культуру
детей. Такой
мощный
стимул
формирования
и
развития
коммуникативных
способностей
воспитанники
получают
только участвуя
в
деятельности
НТК.
Полученные
при
творческой
деятельности
в
НТК
навыки
используются
детьми
в
образовательной
деятельности
и
в
жизни.
Позитивная
конкуренция
среди
воспитанников
НТК
стимулирует
мотивированную деятельность к самообразованию и творческому росту.
К положительным психологическим воздействиям творческих занятий в
коллективе
можно
назвать
снижение
тревожности
и
стрессовых
образований.
В ходе исследовательской деятельности мною обнаружено, что уровень
воспитанности, самоорганизованности у участников НТК намного выше,
чем у других детей. Почти все воспитанники НТК владеют навыками
самопоиска проблем, целеполагания. Работа в коллективе привила такие
качества у детей, как самовоспитание и умение вести позитивный
диалог,
сотрудничество и
очень
необходимое
качество
человека
-
ответственность. Коммуникативные способности у участников НТК развиты
намного лучше от остальных детей.
Руководителем НТК «Икээчик» наслега Эжанцы я проработал более 20
лет, со дня его основания. За это время через НТК прошли десятки
воспитанников.
В творческом
плане,
есть
Лауреаты
и
Дипломанты
республиканских,
улусных
творческих
фестивалей
и
конкурсов. Но
я
остановлюсь на воспитательной роли НТК. С первых дней участия в
работе НТК у детей старались прививать навыки самоорганизации и
самовоспитании. О ведущей роли этих двух направлений воспитания
подтверждали результаты, чем выше уровень самоорганизованности и
самовоспитания у воспитанника - тем выше творческий успех. Среди
воспитанников
были
и
очень
талантливые,
но
по
причине
невоспитанности,
бросившие
и
не
раскрывшие
природный
дар. Я
горжусь
многими
своими
воспитанниками,
аккуратно
посещавшими
занятия,
несмотря
на
лютые
якутские
морозы, темень,
занятость.
Многочисленные занятия, репетиции, концерты, гастрольные выступления
закаляли
характер
детей,
повышали
творческую
компетентность,
коммуникативность, помогали учиться. Полученные при этом навыки
самостоятельности пригодились во взрослой жизни. Все они успешно
завершили
обучение
в
школе
и
стали
высококвалифицированными
специалистами. В наш коллектив дети приходили не по принуждению, а
по собственной воле. Приходили обычные дети, которых заинтересовала
коллективная творческая работа.
Цель НТК - духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения, а не воспитание артистов.
Воспитанники НТК становятся носителями и пропагандистами духовного
наследия, традиций и обычаев народа.
Заключение.
Работы выдающихся новаторов - педагогов двадцатого века Антона
Семеновича Макаренко «О коллективном воспитании» и знаменитого на
весь мир бразильского педагога Паулу Фрейре «Школа угнетенных»
остаются
востребованными и
в
двадцать
первом
веке. Социальная
обстановка
современного
мира
соответствует
обстановке,
когда
они
реализовывали свои великие педагогические учения. История доказала
правильность и результативность их педагогических теорий. Современная
интерпретация и
использование
их
теоретических
работ
повышают
эффективность
образовательной
и
воспитательной
деятельности
образовательных
учреждений,
создают
условия
для
духовно-
нравственного воспитания школьников.
Как
носитель
теоретического
наследия
передовых
педагогических
учений, духовного богатства и традиций народов,
народный творческий
коллектив, является эффективной педагогической системой воспитания
детей и молодежи. НТК находятся в ведомственном подчинении у
Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) и
финансируются через это Министерство. Низкая зарплата работников
НТК, особенно в сельской местности, создает проблему ухода многих
талантливых
кадров
в
другие
отрасли.
Остаются
только
преданные
фанаты своего дела, и те пожилого возраста. С их уходом нам грозит
потеря духовно-нравственного воспитательного потенциала, традиций,
обычаев народа. Горький опыт уже имеется - из-за экономических
проблем закрываются детские школы искусств. До сих пор детские школы
искусств не имеют четкого ведомственного управления. Административно
-
хозяйственная
деятельность
ДШИ
ведется
муниципальными
образованиями,
вследствие
этого
низкий
уровень
материального
обеспечения.
А
педагогическая
деятельность
финансируется
через
Министерство образования, зарплата педагогов ДШИ все еще низкая и
эта причина приводит к большой текучести кадров.
Народ, не
берегущий и
не
развивающий
свой
родной
язык, не
имеющий
своего
духовного
идеала,
обречен
на
бесследное
исчезновение. Чтобы это не случилось, нужна всемерная поддержка
деятельности НТК. Признание НТК как эффективной педагогической
системы,
ориентированной
на
духовно-нравственное
воспитание
личности позволит более рациональному использованию возможностей
коллективного труда.
Многовековая
жизненная
духовная философия
народа
особенно
актуальна
в
настоящее
время,
давайте
приложим
все
усилия
для
воспитания истинных граждан нашей Родины.