Автор: Рогач Ирина Викторовна
Должность: преподаватель электротехнических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Тольяттинский машиностроительный колледж
Населённый пункт: г.Тольятти Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках специальных дисциплин
Раздел: среднее образование
Использование активных и интерактивных методов обучения на
уроках специальных дисциплин
Рогач Ирина Викторовна, преподаватель специальных
дисциплин электротехнического профиля
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский
машиностроительный колледж»
Образовательный
процесс
в
нашем
колледже
предполагает
обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной
и
эмоциональной
сфер
личности,
формирование
познавательных
интересов
и
способностей,
творческой
активности
будущих
специалистов. Такое обучение невозможно без применения активных
и
интерактивные
методов
обучения,
особенно
в
преподавании
специальных
дисциплин
(ОП.Электротехника
и
электроника,
МДК
01.01 электрические машины и аппараты).
При изучении дисциплины «Электротехника и электроника»
предусмотрено
широкое
использование
активных
и
интерактивных
форм
проведения
занятий
в
виде:
а)
Групповая
работа
как
интерактивная
технология
нестандартных
задач
применяется
на
всех лабораторных
работах и
на
практических
занятиях.
Групповая
работа
включает
в
себя
подготовку
к
проведению
экспериментов,
проведение
эксперимента
–
сборку
электрических
схем,
измерение
электрических величин, оценка полученных результатов. При решении
задач на практических занятиях групповая работа сводится к выбору
метода
расчёта
электрической
цепи,
групповому
проведению
вычислений и сравнению результатов, анализу сделанных ошибок.
И н т е р а к т и в н а я
ф о р м а
о б у ч е н и я
с
э л е м е н т а м и
исследовательской
деятельности
является
эффективным
видом
учебного занятия, в которых доминирует практическая деятельность
обучающихся, являются лабораторно-практические занятия.
Задачи интерактивных методов обучения
Научить
самостоятельному
поиску,
анализу
информации
и
выработке правильного решения ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять
толерантность к другой точке зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на
определенные факты
.
Лабораторно-практические занятия по дисциплине МДК 01.01
Электрические
машины
и
аппараты
способствуют
интеграции
мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию
ко м м у н и к а т и в н ы х
с п о с о б н о с т е й ,
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
с а м о с т о я т е л ь н о с т и
и
м о б и л ь н о с т и .
Лабораторные
работы
знакомят
студентов
с
уст ройством
трансформаторов, электрических машин, электромашинных элементов
электропривода,
типовых
схем
автоматического
электропривода
и
позволяют
проверить
основные
положения
теории,
приобрести
навыки
по
сборке
электрических
схем,
содержащих
электрические
машины,
трансформаторы,
пускорегулирующую
аппаратуру,
измерительные устройства.
Непосредственное
участие
в
экспериментах
вырабатывает
у
студентов практические навыки по методике проведения опытов и
обработке
их
результатов.
По
полученным
данным
лабораторного
исследования
студенты
должны
научиться
оценивать
свойства
электрических машин и систем электропривода. Основными целями
занятий
являются
формирование
умений
применять
полученные
знания
на
практике,
реализация
единства
интеллектуальной
и
практиче ской
деятельности,
развитие
интел л ектуа л ьны х ,
аналитических,
конструктивных
умений
будущих
специалистов,
развитие
профессионально-важных
качеств:
самостоятельности,
ответственности, точности.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием
лабораторных
занятий
может
быть
экспериментальная
проверка
формул,
методик
расчета,
установление
и
подтверждение
закономерностей,
ознакомление
с
методиками
проведения
экспериментов,
установление
свойств
веществ,
их
качественных
и
количественных
характеристик,
наблюдение
развития
явлений,
процессов..
Лабораторные занятия по дисциплине проводятся в лаборатории
«Электрические
машины
и
аппараты»,
которая
располагает
л а б о р ат о р н ы м и
ко м п л е кс а м и
« Э л е к т р о п р и в од »
Э П - 1 .
Продолжительность
занятия
составляет
не
менее
одного
академического
часа.
Выполнению
занятия
предшествует
проверка
знаний
обучающихся,
их
теоретической
готовности
к
выполнению
заданий.
К
каждому
лабораторному
занятию
преподаватель
разрабатывает методические указания по их выполнению. При этом
используются два типа занятий: репродуктивный, частично-поисковый
и
поисковый.
На
занятиях,
носящих
репродуктивный
характер,
студенты
пользуются
подробными
инструкциями.
В
ходе
такого
занятия преподаватель опирается на известные обучающимся факты и
ранее полученные знания. Наглядность (схемы, лабораторные схемы)
применяется
в
целях
лучшего
активного
выполнения
задания
Занятия частично-поискового характера отличаются тем, что при
их
проведении
обучающиеся
не
пользуются
подробными
инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий.
Обучающиеся
самостоятельно
должны
подобрать
оборудование,
выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и
справочной литературы и др. занятия, носящие поисковый характер,
характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для
них
проблему,
опираясь
на
имеющиеся
теоретические
знания
и
практические умения.
При
планировании
лабораторных
занятий
преподавателю
необходимо обеспечить оптимальное соотношение репродуктивных,
частично-поисковых и поисковых методов, что обеспечит высокий
у р о в е н ь
р а з в и т и я
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
ко м п е т е н ц и й .
При организации практической деятельности студентов преподаватель
отдает предпочтение коллективной форме работы (микро группы из 3-
5
человек).
Такой
количе ственный
со став
о п р ед е л я е т с я
необходимостью одновременного снятия большого числа показаний
измерительных
приборов
и
регулировкой
нескольких
параметров
исследуемого
объекта.
В
процессе
работы
каждый
член
бригады
выполняет
определенные
обязанности.
В
последующих
работах
преподаватель
изменяет
обязанности
студентов
так,
чтобы
каждый
член группы смог приобрести навыки по различным видам работ
лабораторного исследования.
Придя в лабораторию на очередное занятие, студент обязан
предъявить преподавателю оформленный отчет предыдущей работы.
Студенты, не сдавшие отчет о предыдущей лабораторной работе и не
подготовленные
к
выполнению
очередной,
к
новой
работе
не
допускаются, а в лаборатории выполняют задание не выполненное
дома.
Таким образом, использование лабораторно-практических работ
как одного из элементов учебного процесса способствуют достижению
целей
дисциплины,
глубокому
усвоению
основ
учебного
курса,
установлению связи между теорией и практикой, совершенствованию
профессиональных
компетенций
учащихся.
При
планировании
и
подготовке
лабораторно-практических
работ
активизируются
творческие способности преподавателя, он вынужден искать ответы на
вопросы студентов, постоянно быть в сотрудничестве с ними, быть в
курсе новых направлений в науке и технике. Это способствует его
профессиональному
росту,
совершенствованию
педагогического
мастерства
Библиографический список
1.
Кацман
М.
М.
Лабораторные
работы
по
электрическим
машинам
и
электрическому
приводу:
учеб.
пособие
для
студ.
образоват. учреждений сред. проф. образования / М. М. Кацман. - 7е
изд., стер. -М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
2. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа,
2013. - 302 с.
3. Рекус Г. Г. Электрооборудование производств : Справочное пособие:
учебное пособие Директ-Медиа 2014 г. 710 страниц