Автор: Потапова Алена Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 135"
Населённый пункт: г.Братск. Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Театр и театрализованная деятельность
Раздел: дошкольное образование
ТЕАТР И ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью
открытия мира.
Театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный
инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике
очень давно. Использование театрализованной деятельности расширяет не только
творческие, но и музыкальные, и речевые возможности детей.
Известно, что театрализованная деятельность – это сочетание нескольких видов
искусств. Самым ярким является взаимодействие театрализованной и музыкальной
деятельности. Именно этот тесный союз позволяет ребенку окунуться в мир
прекрасного, способствует формированию эстетического отношения к музыке,
развивает творческие способности личности. Если ребенок увлечен искусством,
восхищается прекрасным, способен сопереживать музыке, то этим решается основная
задача нравственно-эстетического воспитания и и успешно формируются
разнообразные музыкальные навыки.
В целях выявления желания детей и интереса родителей к теме «Театр и театральная
деятельность» провела беседы, анкетирование, в результате которых удалось выявить
100% заинтересованность.
Работу начала с изучения литературы, подбора методов и средств обучения.
Используемая литература:
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика – АСТ г. Москва 2006г.
Бодраченко И. Музыкальные игры в д/с – Айрис г. Москва 2009г.
Волкова Е. В. Театрализованные представления в д/с Эделника Ростов-на-Дон.2008г.
Горбина Е.В. Здравствуй, сказка! Здравствуй, песня! – Академия развития г. Ярославль
2005г.
Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование, г. Москва 2009г.
Тютюнникова Т. Э. Звездная дорожка. Г. Москва 2008г.
Тютюнникова Т. Э. И швец, и жнец, и на дуде игрец… г. Москва 2010г.
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость детей на восприятие музыки через
театрализованную деятельность.
Для достижение данной цели поставлены задачи:
* совершенствовать условия для художественно-эстетического развития личности
ребенка в театрализованной деятельности.
* развивать умение отражать язык музыки в движении
* учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации)
* помочь детям в приобретении устойчивых знаний в области музыкально-
театрального образования.
* организовать творческое взаимодействие детей и взрослых в театрализованной
деятельности.
Для организации развивающей среды мною отреставрированы куклы би-ба-бо;
созданы различные виды театра: «Репка» - куклы-попрыгушки. «Курочка – Ряба» -
марионетки, «Красная шапочка» - на пирамидках, «Лиса-Повитуха» - теневой театр,
«Джунгли» - настольный, «Лиса, Заяц и Петух» - на варежках, «Золотая рыбка» - на
ложках, «Теремок» - оригами, «Кот и Лиса» - на магнитах, ростовая кукла, театры –
пальчиковый, на конусах, крышечках, коробочках, карандашах, шарфиках; созданы
атрибуты и декорации к спектаклям «Теремок» , «Колобок», «Буратино»: пополнена
коллекция муз. Инструментов и самодельных шумовых: музыкальные молоточки,
Барабаны, «звучащие мешочки», «звучащие коробочки», тарелочки, кастаньеты, и др.
Восстановлена костюмерная, изготовлены новые авторские костюмы; собрана
картотека игр на развитие внимания, слуха, ритма.
По теме «Театр и театрализованная деятельность» разработала и применяю в работе:
перспективный план, авторские конспекты занятий, диагностические карты и
критерии к ним.
Создана театральная студия «Веселый балаганчик»
Для воспитания устойчивого интереса к театральному и музыкальному искусству,
развития сценического творчества и формирования выразительности речи, движения.В
работе использую следующие разделы:
Ритмопластика
-включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных
способностей, развитие выразительности и ритмичности движений.
Культура и техника речи:
- обьединяет игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, силы
голоса, умение владеть правильной артикуляцией;
- пополнение словарного ззапаса.
Музыкально-игровое творчество:
- формировать умение отражать язык музыки в движении, выражать свои впечатления
от услышанных произведений словом, мимикой, жестом, движением.
Знакомство с театром:
- знакомить с особенностями и видами театрального искусства, театральной
терминологией. Формировать желание принимать активное участие в развлечениях,
спектаклях.
- культура зрителя
Включены типы занятий:
Типовые – которые включают следующие виды деятельности: театрально-
игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку
(элементарные знания о театральном искусстве)
Доминантные – где доминирует один из указанных видов деятельности.
Интегрированные – где в качестве стержневого вида деятельности выступает
не только художественная, но и любая другая деятельность
Репетиционные – на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к
постановке спектакля материала или его отдельных фрагментов.
В основе занятия любого типа должен быть индивидуальный подход, уважение
к личности ребенка, вера в его возможности.
За период работы 2017-2018 учебный год , дети, занимающиеся в театральной
студии «Веселый балаганчик», повысили умение поддерживать диалог в сочетании
с движением, использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика,
интонация, движение) овладели навыками театральной культуры.
Нет детей, не желающих поучаствовать в спектакле. Есть дети робкие,
неуверенные в себе, стесняющиеся публики. Но, в процессе работы над спектаклем,
таланты маленьких артистов просыпаются и раскрываются, удивляя родителей и
педагогов своей непосредственностью и неординарностью.
В совей работе использую информационные компьютерные технологии, ТСО,
мультимедийные презентации. С нашим театром принимали участие в
мероприятиях детского сада, организации и проведении праздника двора.
Перспектива развития:
- совершенствовать условия для развития творческой активности детей в
театрализованной деятельности: создание новых костюмов, декораций,пополнить
коллекцию театров.
- активно вовлекать в театрализованную деятельность детей и взрослых.
- организовать выступление детей в ДДиЮТ, в библиотеке им.Наймушина, в
территориальном клубе «Искра»
Подготовила
Муз.руководитель Потапова А.В.
МБДОУ «ДСОВ № 135»