Автор: Баканова Ольга Афанасьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №6 Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская обл. Наименование материала: конспект образовательной деятельности Тема: "Пять органов чувств" Раздел: дошкольное образование
Занятие цикла «Познавательное развитие»: Исследовательская
деятельность старших дошкольников ( воспитатель МБДОУ № 6
Баканова О.А.)
Тема : «Пять органов чувств».
Цель : Уточнить и закрепить знания детей об органах чувств человека.
Задачи:
-- Развитие познавательного интереса, исследовательской деятельности,
творческого мышления;
-- Формирование навыков работы в команде, умения способствовать
групповой сплочённости;
-- Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
-- Активизация словаря и правильного звукопроизношения.
Материалы: лупы, баночки для определения запаха, ватные шарики,
индивидуальные косынки для завязывания глаз, игра «Чей нос?», фигурка
«Бабочка» для проведения гимнастики для глаз.
Предварительная работа: рассматривание плаката «Ребёнок, из чего он
состоит», чтение энциклопедии для детей «Тело человека», рассматривание
иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель- Ребята, что лишнее из названного мною:
Голова, шапка, ладонь, шея;
Варежки, пальцы, кулак, локоть;
Нога, стопа, колено, сапоги.
Как вы думаете, почему шапка, варежки, сапоги лишние?
Сегодня мы свами отправимся в лабораторию, где проведём несколько
опытов, которые помогут нам узнать много нового и интересного о наших
органах чувств.
Отгадайте загадку : Два соседа-непоседы, днём на работе , ночью- на отдыхе?
Я предлагаю вам провести следующий опыт: с закрытыми глазами надо
описать игрушку, составить рассказ по картинке. Сделать тоже- самое с
открытыми глазами. Что же нам помогает узнать вещь или содержание
картинки? Глаза- самые совершенные и самые загадочные органы нашего
организма. Через них мы узнаём о том, что творится вокруг нас. Глаза могут
рассказать многое о человеке. Цвет глаз определяется цветом радужной
оболочки. Предлагаю вам посмотреть в глаза друг другу и определить какого
они цвета.
- Гимнастика для глаз «Бабочка».
Ребята, кто из вас знает что-нибудь о глазах? ( ответы детей).
Переходим в следующую лабораторию. Отгадайте загадку: Оля слушает в
лесу, как кричат кукушки. А для этого нужны нашей Оле ушки.
Обращаясь к ребёнку: какая у тебя любимая песня? Чей голос тебе нравится
больше всего? Как вы думаете, сильно ли изменится для нас мир, если мы
перестанем слышать звуки?
Давайте проведем такой эксперимент : ребенку затыкаем уши ватными
тампонами и предлагаем услышать и определить кто его позвал.
Ваши уши-это орган слуха . Они ловят звуки постоянно, даже когда ты
спишь .Ведь они предупреждают о подозрительном шуме в случае опасности
.Слух для человека большая ценность .Чтобы уши были здоровыми и лучше
слышали за ними необходимо ухаживать. Как надо ухаживать за ушами?
( ответы детей )
Молодцы! Нас ждет следующая лаборатория .
Отгадайте загадку: Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю, температурой руковожу.
Предлагаю детям почувствовать прикосновение мокрого тампона , холодного
,теплой руки . Дети определяют что они чувствовали : холод , тепло ,
влажность .А чем мы это почувствовали ? Наша кожа самый чувствительный
орган .Кожа – это орган осязания .Что вы чувствуете когда порежете палец
или разобьете коленку ? Правильно – боль ! Боль неприятное, но
необходимое чувство , оно предупреждает нас об опасности.
Проведение эксперимента с лупами. Предлагаю рассмотреть свою кожу.
Что мы видим ? (ответы детей ). Чтобы кожа была здоровой , как за ней
необходимо ухаживать ? (ответы детей ) .
Молодцы ! Предлагаю вам отдохнуть . Динамическая пауза : « Я и мое тело»
Есть на пальцах наших ногти
На руках запястья , локти
Темя, шея , плечи , грудь
И животик не забудь
Бедра ,пятки , двое стоп
Голень и голеностоп
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две
Брови ,скулы и виски
И глаза ,что так близки
Щеки ,нос и две ноздри
Губы ,зубы-посмотри
Подбородок под губой
Вот ,что знаем мы с тобой !
Нас ждет новая лаборатория .Отгадайте загадку:
Вот гора , а у горы
Две глубокие норы
В этих норках воздух бродит ,
То заходит , то выходит.
Мы живем потому что дышим , если человек перестает дышать , то он
погибает. Вдыхаем и выдыхаем воздух мы чем ? У всех людей , у всех зверей
имеются носы , носы нужны , носы важны ни только для красы. Вместе с
воздухом мы вдыхаем и запахи .Проведем такой эксперимент : при помощи
своего органа обоняния вам необходимо определить какие запахи находятся
в баночках .( чеснок ,апельсин ,ватка смоченная духами )
Запахи бывают приятными и неприятными .Где дышится легко и приятно ?
Давайте подышим , как в лесу .А у кого еще есть носы ?Расскажите ,что вы
знаете о носах животных .(рассказы детей).Расскажу вам одну интересную
историю :Собрались животные и стали спорить у кого нос лучше .Слон
утверждает , что у него – он похож на руку и длинный. Свинья утверждает ,
что у нее – он похож на пятак . Спорили- спорили и оказались без носов.
Ребята , помогите животным найти свои носы . ( игра Чей нос ). Как надо
ухаживать за носами .
Разгадайте последнюю загадку: Всегда во рту , а не проглотишь !
Для чего нам нужен язык ?(ответы детей). Вкус еды мы чувствуем языком , на
котором расположены тысячи бугорков ,которые делают наш язык
шершавым. При рождении наш язык может различать только несколько
вкусов. Давайте сейчас мы и определим какие это вкусы. Для эксперимента
предлагаю с завязанными глазами узнать, что на тарелке. Всего несколько лет
назад человек научился различать пятый вкус – это вкус «быстрой еды»
.Спросить , что дети любят кушать . Вполне возможно , что став взрослым ,
вы полюбите то блюдо ,которое вам сейчас не нравится и наоборот ,то что
вам нравится сейчас , потом окажется совсем не вкусным.
Подводя итог нашим экспериментам скажите мне , как называется орган
зрения ,орган слуха , орган осязания ,орган обоняния , орган вкуса ?
Молодцы ребята ! Давайте пожелаем всем – будьте здоровы !!!