Напоминание

Хореографическое образование в общеобразовательной школе


Автор: Васильева Елена Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Восток
Населённый пункт: Поронайского р-она Сахалинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Хореографическое образование в общеобразовательной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в

частности – хореографическому. Хореографическое искусство является одним из самых

действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности

и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым,

доступным для всех. Хореографическое образование и воспитание получают десятки

тысяч детей учреждениях дополнительного образования и школах. В

общеобразовательной школе где я работаю педагогом дополнительного образования и веду

занятия хореографии дети занимаются с 1-4 класс. Занятия хореографией доставляют

детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети

испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и

глубже воспринимают музыку. Приобщать маленького человека к миру Прекрасного,

учить его отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самого детства хороший

вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут вырасти человеком с тонким

чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям

творческого таланта – вот главная задача педагога дополнительного образования. Я как

педагог-хореограф должна научить своих воспитанников основам хореографического

искусства, дать им необходимые знания, навыки, умения, принимая во внимание

возрастные особенности дошкольников, младших школьников и старшеклассников. Он

постоянно должен помнить, что выполнение поставленных задач, зависит не только от

содержания, но и методики преподавания основ хореографического искусства. Главной

целью преподавания детского танца в современной хореографии является развитие

творческой стороны личности, индивидуального воображения и артистизма. Педагогу

необходимо научить детей исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и

свободно, тогда поза превращается в выразительный жест танца, способна

характеризовать различные образы, стили, чувства и переживания человека. Я стараюсь

чтобы через танец дети могли выражать не только настроение, но и внутреннее качество

личности, черты характера. Моя задача как педагога заключается в развитии слуховой,

зрительной, мышечной памяти у исполнителей, ведь владение всеми видами памяти

способствует более быстрому усвоению материала и эффективному приобретению

танцевальных навыков. Для достижения поставленных целей мне как педагогу данной

дисциплины необходимо учитывать возрастную особенность ребенка, его физическую и

психологическую подготовку. Цель выполнения моей работы – изучение детского танца в

современной хореографии.

Для достижения цели работы мною поставлены следующие задачи: изучить значение и

роль хореографического воспитания детей; определить методы и приемы обучения

основам современного танца; рассмотреть роль педагога хореографа в организации

процесса. Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических качеств,

не просто показ движений, а творческой фантазии личности, которая может находить

яркие и образные сравнения. Я считаю, что занятия хореографией оказывают

положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые

недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое

мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует

развитие ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения

различных качеств личности подрастающего человека. Систематические занятия

хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья

учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально- ритмическое, эмоциональное

развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание. Основной целью

должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы

организации целенаправленного педагогического воздействия на ее сознание и поведение.

Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, я как и каждый

педагог должна учитывать различные методы преподавания.

Для каждой постановки танца я выбираю наиболее эффективный путь объяснения,

обучения. Интересные методические приемы (метод показа, словесный метод,

импровизированный метод, метод иллюстративной наглядности, игровой метод,

концетрический метод ) вызывают у детей желание танцевать. Метод показа. Показывая

детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение

образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с

детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными

двигательными навыками. Словесный метод. Разговорная речь является связующим

звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими,

точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на

интонацию и на то, с какой силой сказано слово. Импровизационный метод. При

обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному

движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо

никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти

нужные движения. При постановке той или иной хореографической композиции я даю

детям музыкальное произведение и предлагаю им подвигаться под него. Также не

рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо

внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны

с музыкой. Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может

проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций,

книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Для применения метода

иллюстративной наглядности я использую информационно – коммуникативные

технологии (компьютер, видео-слайды).Игровой метод. Суть игрового метода в том, что

педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки

(атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. В моем

случае это постановка хореографической композиции « Художники». Для постановки этой

композиции мы сделали большие разноцветные карандаши . Детям это очень

понравилось. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на

технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей

выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения

детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к

пройденному, но уже может предложить усложненный вариант. Педагогическое

мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов

обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в

интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого,

творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством,

оказывающим облагораживающее влияние на детей. Несколько рекомендаций общего

характера, которые помогут начинающему педагогу- хореографу избежать типичных

ошибок при проведении занятий по хореографии: При музыкальном оформлении педагогу

не следует считать вслух, так как это притупляет музыкальное восприятие ребенка.

Объяснив и показав, в каком размере и темпе делается данный танцевальный элемент,

необходимо выполнить его совместно с ребенком, затем дать ему возможность исполнить

танцевальный элемент самостоятельно и под музыку. Считать вслух допустимо только в

начале проучивания нового танцевального элемента. Каждый новый танцевальный

элемент надо начинать и заканчивать препорасьоном, делать постоянно акцент на

исходную позицию Танцевальные способности следует развивать в равной степени,

работая над движениями рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются

руки, корпус и голова – никогда не будет достигнута полная гармония движений и не

получится полное, должное впечатление от исполнения. На занятиях выполнение

танцевальных элементов строго дозируется. Сложные элементы чередуются с легкими,

движения, требующие большего мышечного напряжения – с движениями на расслабление.

После выполнения движений в быстром темпе необходимо выполнить движения на

восстановление дыхания. Занятия необходимо проводить увлекательно, в темпе, чтобы

дети уходили с занятия с чувством удовлетворения и чтобы с каждым занятием они

приобретали все больше знаний и навыков. Не следует весь урок громко командовать.

Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит, занимающихся, соблюдать

тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя. Не использовать при работе с

детьми ласкательно уменьшительные слова (головка, ручки, ножки …) На каждое

танцевальное движение использовать новое музыкальное произведение. Необходима

одинаковая нагрузка во время занятия на левую и правую ногу Не показывать детям как

неправильно они исполняют то или иное танцевальное движение и не сравнивать их

исполнение с чем-либо (болтаетесь как сосиски и прочее).

Танцам отводится значительное место в музыкально-ритмическом воспитании

школьников. Я считаю научить ребенка передавать характер музыкального произведения,

его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это

направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они

удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных,

ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется

характер детей. Хореографическое воспитание детей, обучение их танцу и развитие у них

на этой основе творческих способностей требует наличие у педагога правильного

представления о танце как художественной деятельности, как виде искусства.

Занимаясь хореографическим воспитанием можно преследовать различные цели:

например акцентировать внимание на развитие чувства ритма у детей, или их

двигательных навыков, артистичности и т.д. Очень часто при этом музыка используется

лишь как фон, либо только как регулятор темпоритма. Ярким примером этого является

занятия шейпингом, гимнастикой, аэробикой.

только как регулятор темпоритма. Ярким

примером этого является занятия шейпингом, гимнастикой, аэробикой.

Танец – искусство

синтетическое. Оно направлено на решение музыкально- ритмического, физического,

эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к

коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы,

товарищества, взаимного уважения. Движения под музыку укрепляют детский организм.

Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно

сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме,

улучшается дыхание и кровообращение. Веселая музыка возбуждает нервную систему,

вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с

ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной

мускулатуры в младшем школьном возрасте имеет важное значение, так как у растущего

организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением

к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами

происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения

способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия

танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка,

совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают

легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие

качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и

энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими,

выразительными и красивыми. Мною замечено: если музыка нравится, у ребят возникает

желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплескивают» свои

эмоции. Ритм можно «переживать». И детям легче передать свое понимание музыки не

словом, а посредством движений. А это я считаю хорошая предпосылка для творческого

процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают

понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать

выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами

движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие

памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую

активность. Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается

скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно

относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного

воспитания ребенка. Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных

движений. Их можно разделить на несколько видов: танцы и пляски с зафиксированными

движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности

исполнителей; комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и

свободную импровизацию; народные танцы и пляски, построенные на подлинных

элементах народного танца; характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и

другие. В настоящее время внимание детей и педагогов все больше привлекают

современные ритмы музыки, новые танцы.

Органическое единство музыки и движений

необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки,

соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения.

В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального

произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая

движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении,

так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры

взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная

гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание. Существует два пути в работе над

созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для

детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той

же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но

сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные

для детского исполнения элементы. Другой путь – это создание нового детского танца на

понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие

танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки

(пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из

которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые

элементы. При составлении новых танцев для детей школьного возраста необходимо

руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый

детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит.

Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В

противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою

воспитательную ценность. Детский танец должен быть очень концентрированным,

компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур – это

утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников,

тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо

осуществлять. А именно: следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных

заданий; определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами; в беседах с

воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его

индивидуальных особенностях. Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений.

Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы,

только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы

органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки,

но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых,

метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы

построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца

(по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена

партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов. Чтобы

заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить

его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее

содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз).

Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало

новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится

неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки,

помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо

ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать. Первостепенную роль

играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший

показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог

должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные

элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем

или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей,

продумывает образные сравнения, четкие краткие указания. В работе над танцем большое

значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале

разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут

соединяться в танцевальные фигуры. Музыкальное сопровождение – дело

первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями

хорошего вкуса. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в

разных сочетаниях для различных педагогических целей. Работа под фонограммы

музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком,

корректировать движения прямо в процессе исполнения. И, конечно, приятно видеть

результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность,

образность, – все эти качества достигаются с увлечением, и главное – всеми детьми.

Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться

каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень

развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-

ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Используя

методы преподавания конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в

каждой возрастной группе.

Произведения которые по мере усвоения могут соединяться в

танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае

они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в

свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят

врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать содержание. Метод –

сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и

конечным результатом. Таким образом я считаю методы преподавания хореографических

дисциплин должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В

соответствии с этим можно выделить несколько групп методов: всестороннего развития,

обучения техники и совершенствование в ней, нравственное воспитание, психологическая

подготовка и воспитание волевых качеств, теоретическая подготовка по общим вопросам.

Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической

личности, способы организации целенаправленного педагогического воздействия на ее

сознание и поведение. Я считаю для преподавания, построения уроков и получения

поставленных задач, каждый педагог должен учитывать методы преподавания, такие как:

метод вербального воздействия,

метод наглядности,

научности,

всесторонности,

повторности и систематичности, постепенности,

доступности ( доступность связана с

методами систематичности и постепенности) ,

коллективности в сочетании с

индивидуализацией – дает наилучшие результаты в учебном процессе всей группы.

Именно эти методы я применяю в практике.



В раздел образования