Автор: Колмакова Светлана Анатольевна
Должность: инструктор фк
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: Томская область, г. Колпашево
Наименование материала: методическа
Тема: "Средства и методы коррекционного плавания у детей младшего школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Целью
исследование
является
–
влияния
средств
и
методов
коррекционного
плавания
на
детей
младшего
школьного
возраста
с
нарушением осанки.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы по данным учебно – методической и
научной литературы;
2. Разработать и внедрить средства и методы коррекционного плавания
и систему домашних занятий в занятия с детьми 7-8 лет;
3.
Определить
эффективность
разработанных
средств
и
методов
коррекционного плавания в системе внеурочной деятельности.
Объект
исследования
–
процесс
физического
воспитания
детей
младшего школьного возраста с различными нарушениями осанки.
Предмет исследования - средства и методы коррекционного плавания
для коррекции различных признаков нарушений осанки у детей младшего
школьного возраста.
Теоретическая
значимость работы
заключается
в
обосновании
методических
и
содержательных
подходов
к
коррекции
и
профилактике
нарушений осанки у детей, средствами и методами коррекционного плавания,
обе спечивающими
сопряженное
эффективное
воздействие
н а
функциональное развитие и физическую подготовленность обучающихся.
Практическая
значимость.
Внедрение
педагогической
технологии
физического
воспитания
младших
школьников
с
использованием
средств
коррекционного
плавания
и
домашних
занятий
позволяет
повысить
оздоровительную, прикладную и образовательную направленность уроков
физической культуры.
Результаты
исследования
могут
быть
использованы
в
процессе
оздоровления и развития двигательных качеств детей младшего школьного
возраста г. Колпашево, а так же в теоретическом курсе лекции для студентов
ФФК
и
С
по
дисциплинам:
“Плавание”
и
“Технологии
физкультурно-
спортивной деятельности”.
Теоретико-методологической
основой
исследования
является:
психологическая теория развивающего обучения (теория Л. В. Занкова конец
50-х г.г., Сорокоумова Е.А., 2009); концепции построения технологических
систем
в
педагогике
и
психологии
(Клюева
Н.
В.,
2006);
современные
подходы
к
разработке
теории
и
методики
обучения
плаванию
детей
(Безотечество
К.
И.,
2004);
теоретические
представления
о
содержании,
средствах и методах физического воспитания школьников (Холодов Ж. К.,
Кузнецов В. С. 2003)
.
Актуальность
темы.
Интенсивные
уч еб ные
п р о г р а м м ы ,
увеличивающийся
объем
информации,
повышение
требований
к
образованию,
желание
активно,
развивать
интеллектуальные
способности
детей,
их
творческую
активность
в
педагогической
практике
не
всегда
сочетаются
с
возможностями
сохранения
и
укрепления
психического
и
физического здоровья младших школьников. В общей системе формирования
личностной
культуры
подрастающего
поколения
физическое
воспитание
учащихся
начальных
классов
играет
значимую
роль.
В
этот
возрастной
период
закладывается
фундамент
физической
культуры
личности,
формируется
ценностное
отношение
ребенка
к
занятиям,
зарождаются
предпосылки его физического совершенствования. Однако в настоящее время
все
чаще
появляются
тревожные
публикации
об
ухудшении
состояния
здоровья
школьников,
снижения
уровня
их
физического
развития
и
двигательной
подготовленности.
В
этом
возрасте
дети
испытывают
определенную
тревогу
при
общении
со
взрослыми,
учениками,
сверстниками, что негативно влияет на эффективность учебного процесса,
снижению интереса детей к занятиям физической культурой. Анализ научно-
методической
литературы,
педагогического
опыта
учителей
физической
культуры, инструкторов по плаванию позволяют сделать вывод о наличии
неиспользуемых
резервов
в
организации
физического
воспитания
детей
начальной
школы,
и
как,
следствие,
-
низкий
уровень
физической
подготовленности
школьников,
недостаточное
владение
двигательными
навыками, высокий процент заболеваемости.
Общеизвестно,
что
плавание
-
незаменимая
форма
лечебной
физической
культуры
при
коррекции
осанки.
Однако
на
практике
ему
уделяется незаслуженно мало внимания. И в настоящее время плавательная
подготовленность школьников все еще остается очень низкой. В связи с этим
данная проблема остается актуальной.
Научная
новизна:
предложено
выполнение
комплексов
лечебной
гимнастики в домашних условиях в сочетании с коррекционным плаванием.
Аннотирование содержание глав
В
первой
главе
были
изучены
возрастные
особенности
развития
детей
младшего школьного возраста который имеет свои характерные особенности
как в физическом, так и в психическом развитии. Поэтому зная его анатомо-
физиологические
и
психологические
особенности,
крайне
необходимо
обратить внимание на правильную организацию дополнительных занятий
физическими упражнениями с детьми 7-8 лет.
Изучены причины возникновения и развития нарушений осанки и их
виды. Деформация позвоночника приводит к понижению функциональной
деятельности
всего
организма
в
целом
и
является
одной
из
причин
возникновения многих заболеваний.
Коррекционное
плавание
является
средством
изменения
дефектов
осанки,
естественных
видов
двигательной
деятельности
и
представляет
собой уникальное средство физического воспитания. Дети учатся не только в
школе,
но
и
дома.
Занятия
коррекционным
плаванием
будут
более
эффективным, если они будут дополнены занятиями лечебной гимнастики,
выполняемые в домашних условиях.
Во второй главе представлены методы и организация исследования.
К методам исследования относятся:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- медицинское обследование;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки данных исследования.
Организация
исследования
осуществлялось
на
базе
плавательного
бассейна
«Дельфин»,
с.
Тогур, в
Колпашевском районе
Томской
области.
Занятия
коррекционным
плаванием
проводились
2
раза
в
неделю,
по
2
академических часа в день, включая каникулы. Температура воды: от +26 до
+28 градусов.
Педагогический эксперимент проходил в течение учебного 2015-2016
года.
Участниками
педагогического
эксперимента
были
обучающиеся
1-х
классов МАОУ «СОШ №4» г. Колпашево, посещающие бассейн «Дельфин» в
группе начальной подготовки по обучению плаванию, все дети в возрасте 7- 8
лет.
Организация педагогического эксперимента
с обучающимися 1 классов
Форма
орг-и
Прод-
ность
1Б
Группа 1 (КГ) n=23
Прдо-
ность
1А
Группа 2 (ЭГ) n=23
Урочная
3ч/нед
Уроки ФК
(коррекц. направл.)
3ч/нед
Уроки ФК (коррекц.
направл.)
Внешкольная
Кажды
й день
Домашнее задание
Кажды
й день
Домашнее задание
Внеурочная
2ч/нед
ОФП: под.игры,
легкая атлетика,
каратэ.
2ч/нед
Бассейн (кружок
плавания)
При анализе медицинских карт КГ было выявлено, что из 23 человек
13 имеют нормальное состояние позвоночника, и это составляет 56,5% от
общего числа школьников в группе. Остальные 10 человек имеют деформа-
ции
опорно-двигательного
аппарата
различной
степени
тяжести,
что
составляет 43,5% от числа всех детей в данной группе, причем 8 человек
(34,8%) имеют нарушение осанки 1-степени, и 2 человека (8,7%) имеют
нарушение осанки 2 степени. Данные результаты представлены в таблице 2.3:
Таблица 2.3
Количественное и процентное содержание детей в КГ № 1
с деформациями позвоночника
Степень деформации
Позвоночника
Кол-во
Человек
%
Отношение
Нормальный
13
56,5
Нарушение осанки I степени
8
34,8
Нарушение осанки II степени
2
8,7
Также были проанализированы медицинские карты детей ЭГ.
На основании полученных результатов мы сделали вывод о том, что из
23 человек нормальный позвоночник имеют всего 9, что составляет 39,1% от
общего числа детей в группе. Детей с деформацией позвоночника различной
степени тяжести - 14 (60,9%), причем, детей с нарушением осанки - 10
человек
(43,5%),
а
детей,
имеющих
нарушением
осанки
2
степени
-
4
человека, (17,4%). Результаты данной группы представлены в табл. 2.4:
Таблица 2.4
Количественное и процентное содержание детей в ЭГ № 2 с
деформациями позвоночника
Степень деформации
позвоночника
Кол-во
человек
%
Соотношение
Нормальный позвоночник
9
39,1
нарушением осанки I степени
10
43,5
нарушением осанки II степени
4
17,4
В
течение
всего
учебного
года
дети
из
ЭГ
занимались
лечебной
гимнастикой
в
домашних
условиях
и
коррекционным
плаванием,
направленными на коррекцию и профилактику развития нарушений осанки.
Занятия лечебной гимнастикой проходили на уроках физкультуры, в
качестве
разминки,
и
дома,
под
руководством
родителей,
по
специально
разработанным
комплексам.
На
каждый
месяц
был
составлен
комплекс
упражнений с нарастающей дозировкой.
На уроках физической культуры каждую четверть проводились точки
по технике выполнению упражнений.
КГ выполняла те же задания кроме занятий плаванием.
В результате исследования и анализа уровня нарушений осанки нами
были
разработаны
средства
и
методы
физической
реабилитации,
предположительно, способствующие коррекции нарушений осанки. Средства
и методы состояли из коррекционного плавания и комплексов упражнений
лечебной гимнастики, выполняемых в домашних условиях.
Третья
глава
состоит
из
опытно-эксперементального
исследования
средств и методов плавания у детей младшего школьного возраста.
Компоненты методики коррекционного плавания у детей младшего
школьного возраста:
1. Средства коррекционного плавания
Структура занятий состояла из трех этапов
I
этап:
Физическая
подготовка. Общая
физическая
подготовка.
Строевые, общеразвивающие упражнения, ходьба, упражнения на гибкость
позвоночника и подвижность в суставах рук и ног.
II этап: Плавательная подготовка. В подготовительные упражнения
по освоению с водой входили:
1.упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды;
2. передвижения в воде;
3. погружения в воду с головой, ныряния и открывание глаз;
4.выдохи в воду;
5. всплывание;
6.лежание на воде;
7. скольжения.
Так
же
на
данном
этапе
происходило
изучение
техники
способов
плавания кроль на груди и на спине; брасс на груди и на спине, плавание в
полной координации.
Все
упражнения
по
изучению
техники
выполнялись
в
следующей
последовательности:
1) имитационные упражнения на суше;
2) упражнения в воде, стоя на дне;
3) упражнения в воде с неподвижной опорой;
4) упражнения в воде с подвижной опорой;
5) упражнения в воде в скольжении и плавании.
Задания чередовались с дыхательными упражнениями и упражнениями
на расслабление.
III этап: Прикладное плавание. В нашей работе с детьми изучались
способы прикладного плавания: брассом на спине, плавание и ныряние с
помощью
движений
ногами
кролем
в
ластах,
т.к.
плавание
в
ластах
способствует профилактике плоскостопия из-за укрепления свода стопы.. Из
прыжков в воду использовались спады из положения в группировке с низкого
бортика, шагом вперед из положения стоя.
2. Содержание коррекционных упражнений направленных на
профилактику нарушений осанки посредством плавания.
Основным
средством
на
занятиях
коррекционного
плавания
при
нарушениях осанки разных степеней является брасс на груди с удлиненной
фазой скольжения.
Содержание учебного материала в зависимости от степени нарушения
осанки представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Степень нарушения осанки
Рекомендуемые физические упражнения
I
Симметричные:
брасс
на
груди,
ноги
кроль,
дыхательные упражнения
II-III
Асимметричные
и.п.:
40-50%
времени
–
плавание
в
коррекции
брассом
для
снижения
нагрузки с вогнутой стороны дуги позвоночника
Специальные корригирующие упражнения для коррекции нарушения
осанки см. в приложении 1.(ГР стр.120-121 набрать)
3. Дозировка
В
основной
части
занятий
преимущественно
использовались
упражнения – плавания в коррекции выполняемые сериями 2х25, 4х25, 6х25.
Это было обусловлено необходимостью давать методические указания детям.
В паузах активного отдыха обучающиеся выполняли дыхательные и
релаксационные
упражнения
(«стрела»,
«звезда»,
«ракета»,
«поплавок»,
«медуза», «лук»).
Общий
объем
плавания
за
время
педагогического
эксперимента
увеличился с 0 до 400 м.
4. Место методики в структуре учебного процесса
Для реализации данной цели в процессе занятий необходимо было
выполнить ряд задач:
1.воспитание и закрепление навыков правильной осанки;
2.создание
физиологических
предпосылок
для
восстановления
правильного положения тела;
3.научить плавать брассом на груди и на спине;
4.обучение правильному дыханию;
5.укрепить мышцы спины, создавая мышечный корсет;
6.развивать координацию движений;
7.нормализация
физиологии
сердечно
–
сосудистой
и
дыхательной
систем;
8.воспитывать волевые качества;
9.создавать положительные эмоции у детей на занятиях в воде.
Физические
упражнения
использовались
не
только
для
укрепления
здоровья
детей,
формирования
движений,
двигательных
навыков
и
физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной
деятельности. Для этого использовались следующие методы обучения.
3.1.5. Методы обучения
I. Словесный.
II. Наглядный.
III. Практический
IV. Методические приёмы.
6. Методы организации
При проведении занятий использовались такие методы как:
фронтальный;
поточный;
групповой;
индивидуальный.
В
процессе
учебно-воспитательной
работе
были
использованы
формы организации занятий: беседы, игры на воде, соревнования.
Таблица 3.4
Критериями эффективности проводимой коррекционной работы
являются:
№
Критерий
Выполнение
Результат
1
Укрепление мышц туловища и
И.п. – лежа на животе, руки
количество
конечностей
з а
г о л о в о й ,
н о г и
з а к р е п л е н ы .
П о д н я т ь
туловище
вверх,
держать
(статическая выносливость)
секунд
2
Развитие координации
движений
Разнонаправленные
круговые
движения
за
15
сек
количество
раз
3
Р а з в и т и е
д ы х а т е л ь н о й
мускулатуры
О к р у ж н о с т ь
г р у д н о й
клетки
ИЭ
4
Овладение техникой плавания
3
п р е п о д а в а т е л я
Ф К
о ц е н и в а л и
т е х н и к у
выполнения плавания
Оценка от
2,5
до
4,5
баллов
5
Совершенствование внешнего
дыхания
Апноэ – задержка дыхания.
Пробы Штанге и Генчи
Количество
секунд
6
В о з р а с т а н и е
с и л о в о й
выносливости мышц
И.п. – лежа на животе, руки
на
пояс
ноги
закреплены.
Поднимание,
опускание
туловища
(динамическая
выносливость).
Количество
раз
Таким образом, целью коррекционного плавания с данной группой детей
являлась остановка дальнейшего прогресса нарушений осанки средствами
возможности совершенствования коррекционно-профилактической работы с
детьми, имеющими нарушения осанки.
Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста
выполняемых в домашних условиях
1 Средства
Физические упражнения: ОРУ, СФУ.
2. Содержание
- асимметричная осанка - симметричные упражнения;
- круглая спина - напряженные выгибания в грудной части позвоночника;
- крыловидные лопатки - круговые движения руками назад, отведение их
назад, сгибание рук к плечам, за голову и др.;
- отвислый живот - упражнения для укрепления мышц брюшного пресса;
- лордоз - лежа на спине попеременно поднимать согнутые в коленных
суставах ноги, делать велосипедные движения, переходить из положения
лежа в положение сидя;
- кифоз - прогибание туловища;
- симметричного положения - физические упражнения с гимнастической
палкой, броски мяча, а также упражнения с самокоррекцией положения перед
зеркалом.
Закрепление
навыка
поддерживания
правильной
осанки
достигается
путем
систематического
многократного
повторения
упражнения,
постоянного наблюдения за сохранением правильной осанки.
3. Дозировка
Домашние занятия проводились дома каждый день по 15-20 мин., в
течение всего учебного года с сентября по май. Каждый месяц обучающимся
выдавались карточки, которые включали в себя специально разработанные
комплексы
упражнений.
Нами
было
разработано
3
комплекса.
Каждый
комплекс рассчитан на один месяц.
Таблица 3.5
Месяц
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
Комплекс
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Дозировк
а
6-8
6-8
6-8
8-10
8-10
8-10
10-12
10-12
10-12
ЧСС
110
110
110
115
115
115
120
120
120
Преимущественно
использовались
упражнения
–
коррекционной
направленности (см. прил. №3).
4. Место методики в структуре учебного процесса
Применение физических упражнений с лечебной целью при дефектах
осанки обеспечивает одновременно:
коррекцию дефекта;
формирование навыка правильной осанки;
нормализацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем на фоне
общеоздоравливающего влияния.
5. Методы обучения
I. Словесный;
II. наглядный;
III. практический.
6. Методы организации
При проведении занятий использовались такие методы как:
фронтальный;
индивидуальный.
Определение эффективности разработкой методики коррекционного
плавания
После 9 месяцев занятий с детьми групп КГ №1 и ЭГ №2 были
проведены тестовые упражнения для определения степени деформации.
На основании результатов показателей была составлена сравнительная
таблица:
Таблица 3.3
Степе
нь
ФК+
ОФП + ДЗ
КГ (n=23)
%
прироста
ФК+
Плавание + ДЗ
ЭГ(n=23)
%
прироста
XI.2015
Чел.
V.2016
XI.2015
Чел.
V.2016
N
13
+2
15
13
9
+5
13
38,5
I ст.
8
-2
7
25
10
-5
8
50
II ст.
2
-1
1
50
4
-3
1
75
В
результате
проведенного
эксперимента
и
анализа
таблиц
было
установлено,
что
занятия
коррекционным
плаванием
в
сочетании
с
упражнениями лечебной гимнастики, выполняющими в домашних условиях
(в перерывах выполнения домашней работы, в течение 15-20 мин каждый
день)
с
сопровождением
родителей
показали
значительные
улучшения,
нежели
результаты
в
контрольной
группе.
Так
у
детей
ЭГ
№2
процент
исправления деформаций позвоночника на 18% выше, чем у детей КГ №1,
поэтому, чем раньше начинается коррекция нарушения осанки, тем больший
процент
исправления
данного
вида
деформации.
Следовательно,
использование
корригирующих
и
профилактических
мероприятий,
в
частности лечебной гимнастики и плавания, в сочетании с дополнительными
средствами
физического
воспитания,
способствует
коррекции
нарушений
осанки и повышают уровни физической подготовленности. Наша гипотеза
подтвердилась.
ВЫВОДЫ
1.Изучены причины возникновения и развития нарушений осанки и их
виды. Деформация позвоночника приводит к понижению функциональной
деятельности
всего
организма
в
целом
и
является
одной
из
причин
возникновения многих заболеваний.
Коррекционное
плавание
является
средством
изменения
дефектов
осанки,
естественных
видов
двигательной
деятельности
и
представляет
собой уникальное средство физического воспитания. Занятия коррекционным
плаванием будут более эффективным, если они будут дополнены занятиями
лечебной
гимнастики,
выполняемые
в
домашних
условиях,
проведением
консультаций для родителей о правильном выполнении
упражнений для
домашних занятий.
Постоянное включение средств и методов коррекционного плавания в
процесс физического воспитания поможет учителям физической культуры
содействовать
эффективной
профилактике
нарушения
осанки
у
детей
младшего
школьного
возраста,
а
также
коррекции
уже
имеющихся
деформаций позвоночника.
2.В
результате
анализа
уровня
нарушений
осанки
и
исследования
школьников,
нами
были
разработаны
средства
и
методы
физической
реабилитации,
способствующие
коррекции
нарушений
осанки,
которые
включали:
средства
коррекционного
плавания
и
комплексы
упражнений
лечебной гимнастики, выполняемые в домашних условиях.
3.В данном исследовании, мы проследили за эффективностью примене-
ния профилактических и коррекционных мероприятий на примере КГ и ЭГ, и
на
основании
данных,
полученных
в
результате
проведенного
нами
исследования, можем сделать вывод о том, что использование средств и
методов
коррекционного
плавания
и
комплексов
лечебной
гимнастики,
выполняемых в домашних условиях, позволяет предотвратить дальнейшее
развитие сколиоза и оказывает корригирующее воздействие при нарушениях
осанки.
В
результате
разработки
средств
и
подбора
адекватных
методов
развития физических качеств, произошло улучшение состояния осанки у 8
обучающихся 7-8 лет в ЭГ.
В группе ЭГ младших школьников с 1 степенью нарушения осанки
произошло улучшение у 5 первоклассников, эта патология была исключена
(22%), обучающиеся переведены в группу с нормальным позвоночником. И
в
группе
детей
со
2
степенью
нарушения
осанки,
так
же
произошло
улучшения у 3 человек (13%), они были переведены в 1 группу нарушения
осанки.
В
КГ
произошло
менее
значимые
изменения.
Так,
в
группе
с
1
степенью нарушения осанки только у двух школьников был исключен этот
диагноз 8,7(%). В группе со второй степенью нарушения осанки у одного
ребенка был снят диагноз (4,3%). И дети были переведены в другие группы.
Исходя
из
выше
сказанного
и
проанализировав
расчеты
по….
мы
можем
сделать
вывод,
что
Р<0,05
или P>0,05
по
……
(достоверно
или
недостоверно но не по Стьюденту считать).