Автор: Баканова Ольга Афанасьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №6 Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск, Сахалинская обл. Наименование материала: конспект образовательной деятельности Тема: " Водица-Живица" Раздел: дошкольное образование
Цель:
Обобщать, уточнять и расширять знание о воде. Развивать
мышление и познавательную активность. Вызывать интерес к совместному
выполнению заданий. Обогащение словаря по теме: «Вода».
Материалы и оборудование:
2 стеклянные банки - узкая и широкая,
2 стакана с водой и молоком. Лабораторные стеклышки, пипетки,
акварельные краски, кисти. 2 пустых стакана. Комочки земли, емкость с
водой, воронка, вата, салфетки, аудиозапись шума воды.
Предварительная работа:
проведение серии занятий по воде,
элементарных опытов с целью ознакомления со свойствами воды, прогулок,
исследований, наблюдений, рисование, чтение рассказов, стихотворений,
сказок по теме.
Воспитатель:
Ребята сегодня мы с вами вновь отправимся в наши
лаборатории, где проведем несколько опытов с водой. Поможет нам в этом и
ответить на ваши вопросы наш водовед- Софья. Послушайте веселую
песенку ( муз. И. Дунаевского сл. В. Лебедева - Кумача из кинофильма
«Волга-Волга») скажите для чего нам нужна вода? Какая вода бывает?
Давайте посмотрим на глобус? Каким цветом на глобусе обозначена суша,
моря, океаны, реки, озера? Какого цвета в окраске макета нашей планеты
больше? Ребята, все реки большие и даже маленькие ручейки попадают в
моря и океаны.
Вопрос ребенка: « Почему реки попадают в моря и океаны? На этот вопрос
нам ответит наш водовед – Сонечка.
Проводится опыт: На лабораторное стеклышко наносится несколько капель
воды. Когда стекло находится горизонтально, вода находится без движения,
но как только стекло наклонили вода стекает к тому краю где ниже. Чем
ниже край стекла, тем быстрее течет вода. Поэтому если текут по равнине, то
течение ровное, плавное, если река течет в горах, то течение быстрое,
стремительное. Все океаны и моря находятся ниже уровня гор и равнин,
поэтому реки впадают в моря и океаны.
Вопрос ребенка: «Какую форму имеет вода?». Об этом нам расскажет Соня.
Опыт: налили воду в узкую банку, потом перелили в широкую. Сделали
вывод, что вода - жидкость, легко льется, вода принимает форму той ёмкости
куда ее наливают.
Вопрос ребенка: «А вода имеет цвет?». Опыт показывает Соня. Взяли два
стакана один с водой, другой с молоком. Опустили лабораторное стеклышко с
картинкой в стакан с водой, потом в стакан с молоком. Мы заметили что
через воду картинка видна, а через молоко нет. Сделали вывод- вода
прозрачная жидкость. Затем в стакан с водой добавили краски и вода стала
цветной. Краска растворяется в воде и вода принимает цвет красителя.
Вопрос ребенка: «Можно ли очистить воду?»
Опыт: Мы взяли два стакана. В один положили земли, налили воду и все
перемешали. Вода стала мутной. Решили ее очистить. Взяли в качестве
фильтра вату, положили в воронку и вставили воронку во 2-ой стакан,
перелили воду из первого стакана. Посмотрите, вода очистилась!!! Делаем
вывод, воду можно фильтровать. Молодцы! Наш водовед показала нам
замечательные опыты, которые помогли ей ответить на ваши вопросы
Физкультминутка
Ёж и елка спорят долго
Долго спорят еж и елка
У кого длинней иголки
У ежа или у елки
Мимо проходил как раз
Их приятель дикобраз
Подмигнув ежу и елке
Он поднял свои иголки
Бедный ежик на мгновенье
Онемел от удивленья
Ой-ой-ой сказал он елке
Вот иголки так иголки
Воспитатель:
Ребята, слово «вода»- употребляется в поговорках и
пословицах. Расскажите какие пословицы и поговорки знаете вы.
- Не зная броду- не суйся в воду;
- Правда в огне не горит и в воде не тонет;
-Чистая вода- для хвори беда;
- Чтоб рыбку съесть, надо в воду влезть;
- Все не беда коли есть хлеб да вода;
- Воду варить- вода и будет;
- Разлитую воду- не соберешь;
Мы с тобой, как рыба в воде;
- Вы уже знаете, что существуют родственные слова, которые происходят от
одного слова, слова «вода»: водяной, водопад, водоросли, водолаз, водолей,
водомер, водосток, водопровод, водокачка, подводный.
- Про что мы можем сказать:
Журчащий-ручей
Широкая-река
Глубокое-море
Высокая-волна
Бушующий-океан
Родниковая-вода
Молодцы! А теперь мы переходим к нашим опытам. Я предлагаю вам,
провести самостоятельно несколько опытов, которые помогут вам определить
предметы, которые плавают на воде, и предметы тонущие в воде.
« что плавает, что тонет?»
Для каждого ребенка подготовлен экспериментальный лист, пробка, шуруп,
кусочек пенопласта, камушек, пуговица, спичка (без головки), кусочек
бумаги. Дети самостоятельно проводят эксперименты. Если предмет плавает,
они ставят крестик в желтом столбике, если тонет- в голубом. Походу работы
дети сравнивают собственные предположения
Предметы и материалы
Пробка
Шуруп
Камень
Пенопласт
Пуговицы
Спичка
Бумага
Молодцы ребята! А сейчас я вам покажу несколько мистических опытов:
- Кладем в стакан бумажную салфетку, произносим волшебные слова,
переворачиваем стакан и опускаем его в миску с водой. Стакан держим
ровно, пока он не скроется под водой, резким движением вынимаем стакан из
воды. Достаем салфетку . Какая она?
-В тарелку с водой кладем бумажные цветки с загнутыми лепестками и
наблюдаем, как вода выпрямляет лепестки.
Делаем выводы:
Ребята как много нового и интересного мы сегодня узнали про воду. Скажите
для чего нужна вода? Что нужно делать для того, чтобы наши реки, озера,
моря были чистыми и прозрачными?