Автор: Деканова Светлана Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОАУ "Сош № 1 имени В. И. Басманова"
Населённый пункт: город Бузулук Оренбургской области
Наименование материала: конспект урока химии по ФГОС 8 класс
Тема: Свойства кислорода
Раздел: среднее образование
ФГОС
ХИМИЯ
8
класс
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
Кислород. Водород. Урок № 27 Дата:____________
Тема урока: «Физические и химические свойства кислорода
»
Тип урока: урок приобретения новых знаний
Цель урока: формирование представлений о свойствах кислорода как простого вещества
Планируемый результат: знать физические и химические свойства кислорода, уметь приводить уравнения химических реакций, отражающих химические свойства
кислорода, уметь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, иметь навык характеристики условий протекания химических реакций , уметь
анализировать и делать выводы, уметь видеть проблему; объяснять увиденное, делать выводы; давать определение понятиям, характеризовать предмет и задачи
химии как науки, применять полученную информацию в различных жизненных ситуациях, делать умозаключения на основе полученных сведений о химических
веществах, работать в команде, создавать единый продукт работы.
Задачи урока:
Воспитывающая: формировать химическую
грамотность, установить необходимость
естественнонаучных знаний и умений для использования в различных
жизненных ситуациях.
Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представления о химических
веществах, их составе и
свойствах.
Обучающая:
изучить свойства кислорода (физические и химические), отметить особенности кислорода как газа, научиться составлять уравнения химических
реакций с участием кислорода как простого вещества, изучить реакции горения, сделать выводы о роли химических знаний в жизни человека.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД:
- смысловое чтение ;
- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.
Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- работать в группе
— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные результаты:
Предметные УУД:
- знать физические свойства кислорода;
- знать химические свойства кислорода ;
- уметь составлять уравнения химических реакций с участием кислорода;
- уметь делать выводы о химической активности простых веществ на основе данных;
- знать и применять основные понятия по теме .
Оборудование : доска, учебник, презентация, проектор, экран, компьютер
ФГОС
ХИМИЯ
8
класс
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
Ход урока
Этапы
урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УЭ- 1
Актуализац
ия знаний.
Метапредметные результаты:
РегулятивныеУУД:
самоконтроль сформированности
знаний и умений по теме
видеть ошибки и устанавливать
причины ошибок
Познавательные УУД:
- отработка навыков работы по
известному плану и алгоритму
Коммуникативные УУД:
- осуществлять самоконтроль
правильности выполнения заданий и
формулировки понятий;
- слушать и понимать речь других.
Цель: осуществить контроль уровня сформированности знаний
по теме : кислород как ХЭ и простое вещество, состав воздуха
Задание № 1.
Ответьте на вопросы:
Что такое воздух с позиции химии?
Каков
состав
воздуха?
Какие
компоненты
постоянные,
а
какие
переменные? Почему?
Каковы
физические
характеристики
воздуха?
Приведите
примеры,
подтверждающие названные свойства?
Где применяется воздух?
Задание № 2. Опишите кислород как ХЭ по его положению в
ПСХЭ. Что такое аллотропия?
Задание № 3. Проведите сравнение Кислорода и Озона по плану
- агрегатное состояние
- Цвет, запах, вкус
- физиологическое действие
- применение
- нахождение в природе
Отвечают на вопросы
Проводят устно описание по цепочке
Выполняют задание в парах, задают
дополнительные вопросы, делают
выводы в парах, выносят выводы на
обсуждение
УЭ-2
Создание
проблемно
й ситуации
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности
(формулировка темы урока).
Познавательные УУД: основы
активного слушания, анализирование
информации
Личностные УУД: обладать учебно-
познавательной мотивацией и
интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь
с
достаточной
полнотой
и
точностью выражать свои мысли.
. Создание проблемной ситуации и формулировка темы урока.
Цель: мотивирование, включение в тему, формулирование темы
Растения, поглощая атмосферный кислород в темное время суток, в утренние
часы активно выделяют его в процессе фотосинтеза органических веществ: 6
CO
2
+ 6 H
2
O = C
6
H
12
O
6
+ 6 O
2
Продолжительность одного цикла в круговороте кислорода 2000 лет. За это
время кислород проходит через все живое вещество.
При фотосинтезе образуется ежегодно 177 млрд. т органических веществ,
химическая энергия которых в 100 раз больше, чем энергия, вырабатываемая
всеми электростанциями мира.
При
глубоководных
исследованиях
водолазы
используют
баллоны,
заправленные смесью двух газов - кислорода и гелия. Гелий самый легкий газ
и с кислородом предотвращает сжатия сосудов человека.
При
нахождении
в
верхних
слоях
атмосферы
летчики
используют
для
дыхания
смесь
двух
газов:
азот
и
кислород.
Азот
тяжелее
кислорода
предотвращает разрыв сосудов человека.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке
Сформулируйте тему урока.
Запишите тему урока в тетрадь
Слушают цитату, анализируют,
высказывают предположения,
аргументируют их.
Предлагают формулировку темы урока,
записывают тему урока в тетрадь
ФГОС
ХИМИЯ
8
класс
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
УЭ-3
Постанов
ка
учебных
задач
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока).
Познавательные УУД:
- фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном
действии
Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной
мотивацией и интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-
уметь
с
достаточной
полнотой
и
точностью выражать свои мысли.
Цель: целеполагание, планирование
Вспомните, что происходит с разрезанным яблоком, оставленным на
столе? Почему происходят такие изменения?
Что происходит с железным гвоздем, если он находится долгое время
на улице?
О чем говорят данные факты? Можно ли сказать что кислород –
активное вещество?
Что необходимо освоить, чтобы решать подобные задания?
Выскажитесь о цели и задачах нашего урока
Учащиеся отвечают на вопросы.
Аргументируют ответы, отмечают
затруднения в ответах, делают выводы о
недостаточности знаний
Формулируют задачи урока
УЭ-4
Осмысле
ние,
запомина
ние
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-
давать
характеристику
вещества
с
позиции
его
химической
активности,
используя личный опыт
-
осуществлять
анализ
химических
формул и сравнение веществ с целью
выделения признаков
-
работать
с
текстом,
рисунками
и
т а бл ица м и
,
т р а н с ф о р м и р о в а т ь
информацию из одной формы в другую,
-
в
ходе
работы
создавать
заданный
продукт
(
таблицу,
схему,
уравнение
реакции, рисунок)
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
- работать в паре — устанавливать
рабочие отношения,
- работать в группе, эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
- уметь слушать ответы и выделять
главное, находить неточности и
исправлять их,
Личностные УУД:
Цель: изучение, осмысление, запоминание новых знаний
Задание № 1.
Внимательно посмотрите на формулы, записанные на доске:
Р
2
О
5
, Н
2
О
,
CaO
Что у них общего? Как они называются?
Работа с учебником: Найдите названия этих веществ в учебнике.
Запишите определение в тетрадь
Как получают оксиды? Что такое реакция окисления?
Запишите химические уравнения реакций окисления следующих
веществ:
водород,
сера,
медь,
натрий.
Расставьте
коэффициенты
и
подпишите
названия
полученных
оксидов,
учитывая
правило
учебника.
работа с учебником. Найдите определение процесса окисления и
запишите его в тетрадь.
Как вы думаете, каковы признаки таких реакций?
Работа с учебником. Рассмотрите рисунки
и опишите признаки
реакций окисления серы, угля и железа. О чем говорят данные факты?
Задание № 2.
Как вы считаете,
все ли вещества могут вступать в реакцию
окисления
с
кислородом?
Что
объединяет
уже
рассмотренные
уравнения реакций? С какими веществами реагирует кислород при
нагревании?
Работа с учебником.
заполните кластер:
Работают с учебником, записывают в
тетрадь краткие записи
Работают с учебником, записывают в
тетрадь краткие записи
ФГОС
ХИМИЯ
8
класс
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
- обладать учебно-познавательной
мотивацией и интересом к учению.
Предметные УУД:
- - знать физические свойства
кислорода;
- знать химические свойства
кислорода ;
- уметь составлять уравнения
химических реакций с участием
кислорода;
- уметь делать выводы о химической
активности простых веществ на
основе данных;
-
знать
и
применять
основные
понятия по теме .
Химические свойства кислорода
Кислород реагирует с
Простыми веществами Сложными веществами
Металлы Неметаллы метан
Вспомните,
какие
вещества
называются
простыми,
а
какие
сложными?
Оксид железа (III) имеет формулу: А) Fe
2
O
3
, В) FeO, С) FeO
2
.
В каком уравнении коэффициенты расставлены правильно:
А) 2P + O
2
= P
2
O
5
; В) 2P + 5O
2
= P
2
O
5
, С) 4P + 5O
2
= 2P
2
O
5
В каком ряду все три формулы написаны правильно:
А) P
2
O
5
, Al
2
O, H
2
O; В) MgO, Al
2
O
3
, CO
2
; С) CO
2
, FeO
2
, P
2
O
5
Занимательные вопросы:
Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в
кислороде?
Почему
перед
уходом
со
стоянки
туристы
засыпают
землей
угли
костра?
Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В
них на определенной глубине они откладывают яйца. Самец время от
времени помещают клюв в кучку мусора и частично раскидывают ее
сверху или, наоборот, делают выше. Для чего он это делает?
Влажное зерно нельзя хранить в больших кучах, поскольку может
произойти обугливание и даже самовозгорание. Объясните, почему это
происходит.
Физминутка
Работают с ПСХЭ и учебником,
записывают в тетрадь краткие записи
УЭ – 5
Примене
ние,
первично
е
закрепле
ние
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- применять полученные знания для
выполнения заданий,
- использовать информацию в
нестандартных ситуациях
Коммуникативные УУД:
- управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий
партнера
Предметные УУД:
- применять химические термины,
символы и понятия.
Регулятивные УУД:
Самостоятельное применение знаний.
Цель: первичное закрепление , применение полученных знаний,
умений, навыков
Задания для закрепления
Задание 1. Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им
названия.
K
₂
S, N
₂
O, MgSO
₄
, KCl, CuS, Fe
₂
O
₃
, NaOH, Cl
₂
O
₅
, SO
₃
, P
₂
O
₃
.
Задание 2. Закончите некоторые уравнения реакций , расставьте
коэффициенты в уравнения реакций, укажите их тип:
1) H
₂
+ O
2
→ H
₂
O
2) CH
4
→ C + H
₂
Выполняют задания, проводят
самопроверку
ФГОС
ХИМИЯ
8
класс
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ
УЭ-6
Рефлекси
я
Подведен
ие итогов
Оценива
ние
УЭ- 7
Домашне
е задание
- самостоятельно контролировать
своё время и управлять им.
Личностные УУД:
- приобретать личностно-значимый
опыт
Коммуникативные:
- анализирование своей работы и
работы класса
- самодиагностика
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: - рефлексия.
Личностные УУД:
- самоопределение
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- выбирать задания в соответствии с
желаниями и возможностями
-применять полученные знания для
выполнения заданий,
Коммуникативные УУД:
- самооценка
Предметные УУД:
- применять полученную информацию
для выполнения заданий, решений
задач.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно контролировать
своё время и управлять им.
Личностные УУД:
- приобретать личностно-значимый
опыт
3) Cа + O
₂
→
4) Al + O
₂
→
5) Li + O
₂
→
Задание 3.
Напишите уравнение реакций взаимодействия
кислорода и:
а)
азота
б)
лития
в)
натрия г)
бария
д) угля ж) сульфид цинка ZnS
e) этена С
2
Н
4
Задание 4.
А)
В каком из оксидов Fe
3
0
4
или Fe
2
О
3
содержится больше
кислорода ( для ответа рассчитайте массовые доли кислорода и в
том и в другом оксиде)?
Б) Определите формулу оксида, содержащего: марганца 77,46%,
кислорода - 22,54%
а) МпО
2
б) МпО в) Мп
2
О
3
г) Мп
2
О
7
Цель: самоанализ, самодиагностика
Задание на самоанализ.
Урок подошел к концу. Скажите, пожалуйста:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что вас удивило?
Оценки за работу у доски , комментирование оценок
Домашнее задание. Комментирование домашнего задания
Обязательный уровень:
§ , стр. , упр. письменно
Дополнительный уровень
Составьте уравнения реакции горения сложных веществ:
C H4
P H3
Si H4
Ca S
C2 H6 O
Обобщают, отмечают свое отношение к
уроку, к проблеме урока, выделяют
положительные и негативные моменты.
Оценивают свою работу на уроке.
Слушают комментарии и пояснения к
выполнению домашнего задания,
предполагают выбор заданий, проводят
соизмерение своих возможностей и
желаний, задают уточняющие вопросы.
ФГОС
ХИМИЯ
8
класс
БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ