Напоминание

Свойства кислорода


Автор: Деканова Светлана Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОАУ "Сош № 1 имени В. И. Басманова"
Населённый пункт: город Бузулук Оренбургской области
Наименование материала: конспект урока химии по ФГОС 8 класс
Тема: Свойства кислорода
Раздел: среднее образование





Назад




ФГОС

ХИМИЯ

8

класс

БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ

Кислород. Водород. Урок № 27 Дата:____________

Тема урока: «Физические и химические свойства кислорода

»

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель урока: формирование представлений о свойствах кислорода как простого вещества

Планируемый результат: знать физические и химические свойства кислорода, уметь приводить уравнения химических реакций, отражающих химические свойства

кислорода, уметь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, иметь навык характеристики условий протекания химических реакций , уметь

анализировать и делать выводы, уметь видеть проблему; объяснять увиденное, делать выводы; давать определение понятиям, характеризовать предмет и задачи

химии как науки, применять полученную информацию в различных жизненных ситуациях, делать умозаключения на основе полученных сведений о химических

веществах, работать в команде, создавать единый продукт работы.

Задачи урока:

Воспитывающая: формировать химическую

грамотность, установить необходимость

естественнонаучных знаний и умений для использования в различных

жизненных ситуациях.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представления о химических

веществах, их составе и

свойствах.

Обучающая:

изучить свойства кислорода (физические и химические), отметить особенности кислорода как газа, научиться составлять уравнения химических

реакций с участием кислорода как простого вещества, изучить реакции горения, сделать выводы о роли химических знаний в жизни человека.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- смысловое чтение ;

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе

— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- знать физические свойства кислорода;

- знать химические свойства кислорода ;

- уметь составлять уравнения химических реакций с участием кислорода;

- уметь делать выводы о химической активности простых веществ на основе данных;

- знать и применять основные понятия по теме .

Оборудование : доска, учебник, презентация, проектор, экран, компьютер

ФГОС

ХИМИЯ

8

класс

БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ

Ход урока

Этапы

урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УЭ- 1

Актуализац

ия знаний.

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

самоконтроль сформированности

знаний и умений по теме

видеть ошибки и устанавливать

причины ошибок

Познавательные УУД:

- отработка навыков работы по

известному плану и алгоритму

Коммуникативные УУД:

- осуществлять самоконтроль

правильности выполнения заданий и

формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Цель: осуществить контроль уровня сформированности знаний

по теме : кислород как ХЭ и простое вещество, состав воздуха

Задание № 1.

Ответьте на вопросы:

Что такое воздух с позиции химии?

Каков

состав

воздуха?

Какие

компоненты

постоянные,

а

какие

переменные? Почему?

Каковы

физические

характеристики

воздуха?

Приведите

примеры,

подтверждающие названные свойства?

Где применяется воздух?

Задание № 2. Опишите кислород как ХЭ по его положению в

ПСХЭ. Что такое аллотропия?

Задание № 3. Проведите сравнение Кислорода и Озона по плану

- агрегатное состояние

- Цвет, запах, вкус

- физиологическое действие

- применение

- нахождение в природе

Отвечают на вопросы

Проводят устно описание по цепочке

Выполняют задание в парах, задают

дополнительные вопросы, делают

выводы в парах, выносят выводы на

обсуждение

УЭ-2

Создание

проблемно

й ситуации

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности

(формулировка темы урока).

Познавательные УУД: основы

активного слушания, анализирование

информации

Личностные УУД: обладать учебно-

познавательной мотивацией и

интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь

с

достаточной

полнотой

и

точностью выражать свои мысли.

. Создание проблемной ситуации и формулировка темы урока.

Цель: мотивирование, включение в тему, формулирование темы

Растения, поглощая атмосферный кислород в темное время суток, в утренние

часы активно выделяют его в процессе фотосинтеза органических веществ: 6

CO

2

+ 6 H

2

O = C

6

H

12

O

6

+ 6 O

2

Продолжительность одного цикла в круговороте кислорода 2000 лет. За это

время кислород проходит через все живое вещество.

При фотосинтезе образуется ежегодно 177 млрд. т органических веществ,

химическая энергия которых в 100 раз больше, чем энергия, вырабатываемая

всеми электростанциями мира.

При

глубоководных

исследованиях

водолазы

используют

баллоны,

заправленные смесью двух газов - кислорода и гелия. Гелий самый легкий газ

и с кислородом предотвращает сжатия сосудов человека.

При

нахождении

в

верхних

слоях

атмосферы

летчики

используют

для

дыхания

смесь

двух

газов:

азот

и

кислород.

Азот

тяжелее

кислорода

предотвращает разрыв сосудов человека.

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке

Сформулируйте тему урока.

Запишите тему урока в тетрадь

Слушают цитату, анализируют,

высказывают предположения,

аргументируют их.

Предлагают формулировку темы урока,

записывают тему урока в тетрадь

ФГОС

ХИМИЯ

8

класс

БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ

УЭ-3

Постанов

ка

учебных

задач

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности

(формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- фиксирование индивидуального

затруднения в пробном учебном

действии

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной

мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-

уметь

с

достаточной

полнотой

и

точностью выражать свои мысли.

Цель: целеполагание, планирование

Вспомните, что происходит с разрезанным яблоком, оставленным на

столе? Почему происходят такие изменения?

Что происходит с железным гвоздем, если он находится долгое время

на улице?

О чем говорят данные факты? Можно ли сказать что кислород –

активное вещество?

Что необходимо освоить, чтобы решать подобные задания?

Выскажитесь о цели и задачах нашего урока

Учащиеся отвечают на вопросы.

Аргументируют ответы, отмечают

затруднения в ответах, делают выводы о

недостаточности знаний

Формулируют задачи урока

УЭ-4

Осмысле

ние,

запомина

ние

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-

давать

характеристику

вещества

с

позиции

его

химической

активности,

используя личный опыт

-

осуществлять

анализ

химических

формул и сравнение веществ с целью

выделения признаков

-

работать

с

текстом,

рисунками

и

т а бл ица м и

,

т р а н с ф о р м и р о в а т ь

информацию из одной формы в другую,

-

в

ходе

работы

создавать

заданный

продукт

(

таблицу,

схему,

уравнение

реакции, рисунок)

Коммуникативные УУД:

- задавать вопросы, необходимые для

организации собственной деятельности

и сотрудничества с партнёром;

- работать в паре — устанавливать

рабочие отношения,

- работать в группе, эффективно

сотрудничать и способствовать

продуктивной кооперации

- уметь слушать ответы и выделять

главное, находить неточности и

исправлять их,

Личностные УУД:

Цель: изучение, осмысление, запоминание новых знаний

Задание № 1.

Внимательно посмотрите на формулы, записанные на доске:

Р

2

О

5

, Н

2

О

,

CaO

Что у них общего? Как они называются?

Работа с учебником: Найдите названия этих веществ в учебнике.

Запишите определение в тетрадь

Как получают оксиды? Что такое реакция окисления?

Запишите химические уравнения реакций окисления следующих

веществ:

водород,

сера,

медь,

натрий.

Расставьте

коэффициенты

и

подпишите

названия

полученных

оксидов,

учитывая

правило

учебника.

работа с учебником. Найдите определение процесса окисления и

запишите его в тетрадь.

Как вы думаете, каковы признаки таких реакций?

Работа с учебником. Рассмотрите рисунки

и опишите признаки

реакций окисления серы, угля и железа. О чем говорят данные факты?

Задание № 2.

Как вы считаете,

все ли вещества могут вступать в реакцию

окисления

с

кислородом?

Что

объединяет

уже

рассмотренные

уравнения реакций? С какими веществами реагирует кислород при

нагревании?

Работа с учебником.

заполните кластер:

Работают с учебником, записывают в

тетрадь краткие записи

Работают с учебником, записывают в

тетрадь краткие записи

ФГОС

ХИМИЯ

8

класс

БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ

- обладать учебно-познавательной

мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- - знать физические свойства

кислорода;

- знать химические свойства

кислорода ;

- уметь составлять уравнения

химических реакций с участием

кислорода;

- уметь делать выводы о химической

активности простых веществ на

основе данных;

-

знать

и

применять

основные

понятия по теме .

Химические свойства кислорода

Кислород реагирует с

Простыми веществами Сложными веществами

Металлы Неметаллы метан

Вспомните,

какие

вещества

называются

простыми,

а

какие

сложными?

Оксид железа (III) имеет формулу: А) Fe

2

O

3

, В) FeO, С) FeO

2

.

В каком уравнении коэффициенты расставлены правильно:

А) 2P + O

2

= P

2

O

5

; В) 2P + 5O

2

= P

2

O

5

, С) 4P + 5O

2

= 2P

2

O

5

В каком ряду все три формулы написаны правильно:

А) P

2

O

5

, Al

2

O, H

2

O; В) MgO, Al

2

O

3

, CO

2

; С) CO

2

, FeO

2

, P

2

O

5

Занимательные вопросы:

Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в

кислороде?

Почему

перед

уходом

со

стоянки

туристы

засыпают

землей

угли

костра?

Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В

них на определенной глубине они откладывают яйца. Самец время от

времени помещают клюв в кучку мусора и частично раскидывают ее

сверху или, наоборот, делают выше. Для чего он это делает?

Влажное зерно нельзя хранить в больших кучах, поскольку может

произойти обугливание и даже самовозгорание. Объясните, почему это

происходит.

Физминутка

Работают с ПСХЭ и учебником,

записывают в тетрадь краткие записи

УЭ – 5

Примене

ние,

первично

е

закрепле

ние

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- применять полученные знания для

выполнения заданий,

- использовать информацию в

нестандартных ситуациях

Коммуникативные УУД:

- управление поведением партнера,

контроль, коррекция, оценка действий

партнера

Предметные УУД:

- применять химические термины,

символы и понятия.

Регулятивные УУД:

Самостоятельное применение знаний.

Цель: первичное закрепление , применение полученных знаний,

умений, навыков

Задания для закрепления

Задание 1. Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им

названия.

K

S, N

O, MgSO

, KCl, CuS, Fe

O

, NaOH, Cl

O

, SO

, P

O

.

Задание 2. Закончите некоторые уравнения реакций , расставьте

коэффициенты в уравнения реакций, укажите их тип:

1) H

+ O

2

→ H

O

2) CH

4

→ C + H

Выполняют задания, проводят

самопроверку

ФГОС

ХИМИЯ

8

класс

БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ

УЭ-6

Рефлекси

я

Подведен

ие итогов

Оценива

ние

УЭ- 7

Домашне

е задание

- самостоятельно контролировать

своё время и управлять им.

Личностные УУД:

- приобретать личностно-значимый

опыт

Коммуникативные:

- анализирование своей работы и

работы класса

- самодиагностика

- умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

Познавательные: - рефлексия.

Личностные УУД:

- самоопределение

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- выбирать задания в соответствии с

желаниями и возможностями

-применять полученные знания для

выполнения заданий,

Коммуникативные УУД:

- самооценка

Предметные УУД:

- применять полученную информацию

для выполнения заданий, решений

задач.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать

своё время и управлять им.

Личностные УУД:

- приобретать личностно-значимый

опыт

3) Cа + O

4) Al + O

5) Li + O

Задание 3.

Напишите уравнение реакций взаимодействия

кислорода и:

а)

азота

б)

лития

в)

натрия г)

бария

д) угля ж) сульфид цинка ZnS

e) этена С

2

Н

4

Задание 4.

А)

В каком из оксидов Fe

3

0

4

или Fe

2

О

3

содержится больше

кислорода ( для ответа рассчитайте массовые доли кислорода и в

том и в другом оксиде)?

Б) Определите формулу оксида, содержащего: марганца 77,46%,

кислорода - 22,54%

а) МпО

2

б) МпО в) Мп

2

О

3

г) Мп

2

О

7

Цель: самоанализ, самодиагностика

Задание на самоанализ.

Урок подошел к концу. Скажите, пожалуйста:

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что вас удивило?

Оценки за работу у доски , комментирование оценок

Домашнее задание. Комментирование домашнего задания

Обязательный уровень:

§ , стр. , упр. письменно

Дополнительный уровень

Составьте уравнения реакции горения сложных веществ:

C H4

P H3

Si H4

Ca S

C2 H6 O

Обобщают, отмечают свое отношение к

уроку, к проблеме урока, выделяют

положительные и негативные моменты.

Оценивают свою работу на уроке.

Слушают комментарии и пояснения к

выполнению домашнего задания,

предполагают выбор заданий, проводят

соизмерение своих возможностей и

желаний, задают уточняющие вопросы.

ФГОС

ХИМИЯ

8

класс

БАЗОВЫЙ

УРОВЕНЬ



В раздел образования