Напоминание

"Способность создавать условия для инициативы и творчества обучающихся"


Автор: Кальчева Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр внешкольной работы
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Способность создавать условия для инициативы и творчества обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление на педагогическом совете от 30.03.2010

педагог дополнительного образования: Кальчева О.В.

Тема:

«

Способность создавать условия для инициативы и

творчества обучающихся

»

Творчество

предполагает

наличие

у

человека

определенных

способностей.

Творческие

способности

не

развиваются

стихийно,

а

требуют

специального

организованного

процесса

обучения

и

воспитания,

разработки

процессуального

механизма

реализации

этого

содержания,

создания

педагогических

условий

для

самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач моей деятельности,

является

создание

оптимальных

условий

для

развития

каждого

обучающегося

в

творческом объединении по направлению изобразительное искусство.

Творческие способности можно рассматривать

как

способности

к

деятельности,

порождающей нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью,

ценностью и уникальностью.

Многие

ученые

отмечают,

что

основой

творческой

способности

человека

является

хорошо развитое

ассоциативное

мышление, фантазия. В организованном,

целенаправленном

ее

формировании

больше

всего,

естественнее всего может помочь

художественное творчество. Даже дошкольникам можно ставить задачу действовать не по

стереотипу, не по образцу, а ставить несложные задачи на поиск творческих решений.

Д е т с ко е художественное творчество

формируется

в

условиях

специально

организованного педагогического процесса. Чтобы ребенок проявил активность, творчество,

самостоятельность, инициативу, необходимо применять методы, способствующие этому. И чем

разнообразнее

будут

условия,

в

которых

протекает изобразительная деятельность,

содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они

работают, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Для того, чтобы творческие способности обучающихся развивались наиболее

эффективно, необходимо создавать следующие условия:

1.

создание ситуации успеха;

2.

сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

3.

выстраивание на занятии игрового сюжета;

4.

создание ситуации творческого поиска;

5.

стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

6.

применение разнообразных художественных материалов и техник;

7.

наличие творческих заданий;

8.

проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

9.

ознакомление с творчеством художников;

10.

интеграция различных видов искусства;

11.

обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Создание ситуации успеха представляет собой создание условий, в которых ребенок

добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в

своих силах и легкости процесса обучения. Я пытаюсь формулировать задание таким образом,

чтобы

каждый ребенок

смог

с

ним

справиться,

в

результате чего

интерес

к

изобразительной

деятельности не угас независимо от того, на каком уровне подготовки

находится ученик.

Например, при выполнении портрета мамы детям показываю разные

варианты изображения — фас, профиль, три четверти, желающим предлагаю нарисовать

себя рядом с мамой. Каждый ребенок выбирает степень детализации изоб ражения и

отбирает для рисования такой уровень сложности, который соответствует выражению его замысла

и уровню развития его способностей. Здесь важно показать детям не эталон правильного

изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов. В результате

выполнения подобных заданий дети воспринимают вас не как контролера, который будет

проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого

результата.

Для развития творческих способностей необходимо изменять условия - сочетать

индивидуальные и коллективные виды работы. Коллективная работа может доставить особую

радость, так как общие усилия, направляемые на достижение цели, и наглядный результат

совместной деятельности являются источниками этой радости. В процессе коллективных

занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом. Все это

расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность становится активной. Примером

коллективной работы может стать создание поздравительной газеты на праздник.

Развитие творческих способностей происходит на основе выстраивания игрового

сюжета, создания ситуации творческого поиска.

Игровые моменты в изобразительной

деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют творческое

мышление, воображение, фантазию. Игры могут быть направлены на подготовку детей к

выполнению основных заданий. Например, перед тем, как рисовать человека в движении,

можно предложить игру «Море волнуется раз...», где дети по условиям игры будут

изображать спортсменов. У ребят при этом формируются наиболее яркие образы, которые,

как правило, они потом будут использовать в своем рисунке.

Метод создания ситуации творческого поис

ка вызывает сильный познавательный интерес.

Для обучающихся необходимо создать условия, позволяющие им свободно и раскованно

решать различные проблемы, принимая необычные решения в трактовке замысла рисунка,

применении художественных материалов, способов компоновки изображения. Основным

принципом отбора заданий для детей 6-12 лет являлся подбор заданий такого типа, которые

стимулируют проявление творческой инициативы детей. Основой для этих заданий явля-

ется ситуация, которая дает возможность каждому проявить свою индивидуальность в трактовке

темы. Большинство разработанных мной упражнений и заданий направлены на творческий

поиск. Например, в красочных монотипиях ребята учатся распознавать различные образы

(один отпечаток может иметь множество решений), дорисовывая детали фломастерами,

красками, получают неповторимые, оригинальные композиции.

Метод стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого,

занимательного

материала

и

добавление

его

к ряду

заданий.

Этот

метод

создает

в

творческом объединении атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает

положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути

активизации творчества учащихся. В качестве примера можно назвать прием создания на

занятии

ситуации

занимательности через сообщение интересных фактов

из

истории

предметов или явлений, которые будут изображены на рисунках. Занимательность может

быть построена через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство

удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Применение разнообразных художественных материалов и техник в процессе

выполнения заданий.

На занятиях по изобразительному искусству дети для выполнения

заданий используют

такие

материалы,

как

акварель, гуашь,

цветные

мелки,

уголь,

пластилин и др. На начальном этапе обучения я обычно предлагаю детям художественный

материал с учетом поставленной задачи. По мере накопления опыта, формирования навыков

изобразительной грамоты к выбору этого материала все чаще привлекаются сами дети.

В

старших группах студии дети самостоятельно выбирают наиболее подходящие для воплощения

замысла художественные материалы.

Результаты моих практических наблюдений свидетельствует о том, что использование

разнообразных художественных материалов и изобразительных

техник

учащимися

активизирует интерес к процессу изображения предметов и явлений действительности.

Например, создание витража специальными красками. Ребята в ходе такой практической работы

хорошо усваивают понятие «витраж», замечают его присутствие в окружающей жизни.

Творческое задание представляет собой задание, содержащее творческий компонент, для

решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения,

никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат

рисунки, выполняемые по воображению. Частое применение рисования по воображению

приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения заданий. К

примеру можно использовать задания на темы: «Времена года меняют перчатки», «Жители

зеркального

города»,

«Радужные

человечки»

«Шахматное королевство», «Космические

миры» и т. д. Например, тематическое занятие «Радужные человечки» ребята придумывают,

как выглядят радужные человечки, какого они цвета, формы, какой у них характер — веселый,

задорный и т. д. Сочиняют историю, чем занимаются радужные человечки. Что дарит нам

человечек каждого цвета, например: красный — любовь, зеленый - гармонию, желтый —

радость, фиолетовый - сказку, голубой - умиротворение, оранжевый — улыбку, синий — мечту.

О роли наблюдения перед рисованием с нату

ры. При рисовании с натуры важную роль для

развития творческих способностей детей 6-12 лет играет тренировка их наблюдательности,

организация целенаправленных наблюдений окружающей действительности.

Наблюдения перед проведением творческих заданий и упражнений играют существен-

ную роль в совершенствовании глаза ребенка, в развитии способности замечать различные

цветовые оттенки предметов. Осмысление и анализ увиденного с эстетической точки зре-

ния,

наслаждение,

испытываемое

от

созерцания

предметов,

активизирует

детей

к

непосредственному творчеству. А. А. Мелик-Пашаев пишет, что эстетическое отношение к миру

— незаменимая психологическая первооснова всякого художественного творчества. Он отме-

чает, что эстетическое отношение к миру, присущее художественно одаренному человеку,

преобразует весь непрерывный поток жизненных впечатлений в потенциальное содержание

художественных замыслов.

Систематические упражнения по наблюдению с натуры приводят к тому, что ребята

начинают замечать тончайшие изменения в природе, видеть едва заметные оттенки цвета и

цветового тона.

Знакомство с творчеством художников — это еще одна из форм работы в структуре

методической системы. В исследованиях вопроса о роли бесед по изобразительному искусству

выявлено,

что

развитие

способности

воспринимать художественное

произведение

необходимо начинать

с

развития

внимания,

наблюдательности,

чуткости

к

художественному образу.

Знакомство 6-12-летних детей с произведениями искусства необходимо строить с учетом

создания таких ситуаций, которые уводили бы детей от восприятия только схемы произведения,

не давали бы им сосредоточиться на внешней, видимой стороне картины, помогали подойти к

картине без сложившихся штампов восприятия. Моя задача не заставить детей рассмотреть,

вглядеться,

полюбоваться работой,

а

поставить

их

в

условия,

активизирующие

воображение.

Предлагаю

такие

задания,

которые настраивают детей на рассматривание

картины, пробуждают творческий подход к интерпретации увиденного.

Умение встать на точку зрения другого, понять и почувствовать его изнутри, развитие

сопричастности ко всему окружающему в мире, где наблюдение становится источником

художественных замыслов, - все эти качества развиваются специальными заданиями для

детей 6-12 лет. Например, при первых опытах рассматривания работ художников ребятам

предлагаю выбрать картину, созвучную с их настроением. Дети в этом случае очень тщательно

рассматривают картины, оценивая настроение каждой работы, сопоставляя его со своим. При всей

простоте этого задания ребятам приходится проделывать огромную умственную и духовную

работу, которая происходит благодаря нестандартной установке на восприятие (рассмотрите и

оцените картину с точки зрения настроения, соотнесите ее со своим состоянием). Аргументы в

пользу выбранного решения ученики приводят элементарные, но они доказывают, что дети

очень тонко чувствуют живопись при соответствующей установке на восприятие.

Условием развития детского творчества, является интеграция различных видов искусства.

Объединение разных видов деятельности одним

тематическим

содержанием

создает

возможности

для

расширения

ассоциативных связей, творческого осмысления темы,

обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных

в изобразительной деятельности, музыке, литературе.

Можно для примера взять интегрированное занятие «Изобрази в рисунке то, что ты увидел

и почувствовал в музыке», на основе прослушивания любого музыкального произведения, и его

небольшого анализа.

Во время прослушивания детям предлагается постараться увидеть в музыкальном

произведении какие-то жизненные явления, почувствовать смену настроений и подумать, что и

как можно изобразить в рисунке.

Необходимо

отметить

эмоциональность, активность детей, их увлеченность при

выполнении

этого

задания.

Во

всех

рисунках

удачно

передано настроение музыки

изобразительными средствами. Кроме того, некоторые музыкальные фрагменты получили

яркую, необычную для детей этого возраста изобразительную трактовку.

Решение задачи интеграции и взаимодействия искусств немыслимо без творческой

среды,

общения

между

детьми

и

педагогом на

уровне

сотворчества.

На

основе

сотрудничества с педагогами других направлений деятельности можно провести серии

интегрированых

занятий

«Путешествие

в

страну

Радуга», «Волшебное королевство» с

применением театрализации, проблемных ситуаций, игровых моментов.

Разработка занятий с учетом интеграции видов искусств гарантирует повышение уровня

развития творческих способностей. Знания детей

пополняются

знаниями

о

музыке,

литературе, театре и т. д., что не может не сказаться на общем культурном уровне детей.

Необходимым

условием

развития

творческих способностей личности является

обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству

ребенка, выражающегося в

поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми

материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.

Позитивное

отношение

родителей

к

изобразительному творчеству можно

сформировать с помощью работы педагога с семьей.

В

ходе

работы

педагога осуществляется широкое просвещение родителей по

следующему кругу вопросов:

• значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей;

• формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

• нравственное, эстетическое, воспитание детей;

Для активной творческой деятельности в творческом объединении необходимо создать

комфортную

атмосферу,

полную интересных,

неожиданных

переживаний,

которая

способствует удовлетворению внутренней потребности самовыражения в творчестве. Педагог сам

должен уметь находить неожиданную точку зрения на предмет, явление или произведение

искусства, новый поворот в трактовке темы, нестандартное применение уже известных

предметов. Только тогда его занятия будут эффективны.

Творчество

это

человеческая

потребность.

Замечено,

что

творческие

люди

обладают

большой

жизненной

энергией

до

глубокой

старости,

а

люди

ко

всему

равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ

нормального

существования

и

развития

общества.

И

на

нас

лежит

огромная

ответственность

развить

в

ребенке

творческое

начало

для

того,

чтобы

состоялся

человек, личность.



В раздел образования