Напоминание

Рекомендации учителя – логопеда воспитателям для проведения индивидуальных занятий по совершенствованию речи дошкольников


Автор: Цицер Светлана Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Ямало-ненецкий автономный округ, п. Тазовский
Наименование материала: Рекомендации учителя – логопеда воспитателям для проведения индивидуальных занятий по совершенствованию речи дошкольников
Тема: Рекомендации учителя – логопеда воспитателям для проведения индивидуальных занятий по совершенствованию речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад «Радуга»

Рекомендации

учителя

логопеда

воспитателям

для

проведения

индивидуальных

занятий

по

совершенствованию

речи

дошкольников

учитель-логопед:

Цицер Светлана Владимировна

0

ЯНАО, п. Тазовский

2017 год

I.

Помощь

воспитателя

логопеду

при

коррекции

нарушений

фонетической стороны речи.

Работа

строится

на

нескольких

блоках;

работа

над

просодическими

компонентами речи, звукопроизношением, звукослоговой структурой слова.

Работа над просодическими компонентами речи

Формирование правильного речевого дыхания. Связь между собой общих

речевых навыков (дыхание, артикуляция и голосообразование) предполагает

осуществление

одновременной

коррекции

по

всем

этим

направления.

В

процессе

работы

по

совершенствованию

речевого

дыхания

необходимо

проводить:

а) воспитание диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, когда

ладонь ребенка для контроля правильности выполнения задания кладется на

область эпигастрия;

б)

дифференциацию

ротового

и

носового

вдоха

для

закрепления

диафрагмального

типа

дыхания.

Предлагаемые

упражнения

должны

способствовать тренировке ритма речевого дыхания, с непременной паузой

после вдоха:

- вдох и выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох и выдох через рот;

в)

формирование

длительного

и

плавного

речевого

выдоха

при

произнесении сначала отдельных звуков, далее слов, фраз, текстов и другого

с опорой на контроль ладонью, затем без этой опоры. Задания должны быть

предложены

в

виде

игры,

их

осуществление

должно

происходить

по

подражанию или словесной инструкции;

г) воспитание направленной воздушной струи через середину ротовой

полости

должно

осуществляться

с

помощью

специально

подобранных

упражнений («Футбол», «Сдуй снежинку» и др.) параллельно с работой по

развитию артикуляторной моторики. Данное сочетание упражнений будет

способствовать

более

скорой

коррекции

звукопроизношения,

так

как

произношение значительного количества звуков требует правильного выхода

воздушной

струи

через

середину

ротовой

полости,

и

в

образовании

ее

участвуют щеки, гуды и язык.

Формирование ритмической организации высказывания.

1.

Восприятие ритмических структур. Предлагается прослушать серии

уд а р о в

г р ом к и х

и

т и х и х ,

с

ко р от к и м и

и

д л и н н ы м и

паузами:

//--;

///--;

//--//--;

//

/

//

/;

/-/-/-

и

т.д.

Дети

оценивают

количественные ии качественные характеристики ударов.

1

2.

Воспроизведение

ритмических

структур.

Детям

предлагается

после

прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное.

3.

Формирование ритмической организации высказывания:

а) восприятие и воспроизведение ритмических контуров с ударением в

разных частях отрезка;

б) отстукивание ритмического рисунка слова, фразы, стихотворения;

в)

называние

слов

к

заданному

ритмиче скому

ко н ту ру;

г) копирование акцентной структуры слова и предложения.

Формирование темповой организации высказывания.

1.

Восприятие различного темпа речи.

2.

Воспроизведение различного темпа речи:

а) воспроизведение темповой характеристики фразы сопряжено с

воспитателем;

б)

воспроизведение

темповой

характеристики

фразы

отражено,

вслед за воспитателем;

в) самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы.

Предлагаются

специальные,

систематически

повторяющиеся

упражнения:

а) повторение фраз в заданном темпе;

б)

самостоятельное

проговаривание

фраз

в

заданном

темпе

под

отстукивание каждого слога (слова) или под удары метронома;

в) ответы на вопросы воспитателя: сначала шепотом в заданном темпе,

затем вслух – ритмично и с заданным темпом;

г) проговаривание стихов и скороговорок в заданном темпе;

д) проговаривание фраз под музыку;

е) речевые игры с проговариванием слов в заданном темпе

ж) рассказы по картине в заданном темпе.

Формирование интонационной выразительности речи.

1.

Восприятие различных видов интонации.

а) общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп,

ритм, высота, и тон голоса, логическое ударение);

б) совершенствование восприятия интонации повествовательного типа;

в) формирование навыка восприятия интонации вопросительного типа;

г) развитие навыка восприятия интонации восклицательного типа;

д) дифференциация различных видов интонации.

2. Формирование интонационной выразительности речи.

а) восприятие и определение силы (тихий, громкий), высоты (низкий,

высокий) голоса при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и

фраз;

б)

продолжительное

произнесение

отдельных

гласных

и

согласных

звуков голосом средней громкости;

в)

постепенное

усиление

и

ослабление

голоса

(от

беззвучной

артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных

гласных звуков и сочетаний из двух-трех гласных звуков;

2

г)

обрабатывание

динамического

диапазона

голоса

при

напевании

гласных

звуков:

громко,

тихо,

с

постепенным

затиханием

голоса,

с

постепенным усилением голоса;

д) при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух-трех

гласных звуков, слогов постепенное повышение и понижение голоса;

е)

при

произнесении

отдельных

звуков

чередование

повышения

и

понижения голоса;

ж) постепенное повышение голоса с последующим его понижением

при произнесении гласных звуков.

Совершенствование

интонационной

выразительности

речи

должно

осуществляться

по

следующим

представленным

в

определенной

последовательности типам интонационно-мелодических структур:

а)

отработка

интонации

повествовательного

предложения

при

понижении

мелодики

на

ударном

слоге

слова,

стоящего

под

синтагматическим ударением;

б)

отработка

интонации

вопросительного

предложения

без

вопросительного слова при резком повышении частоты основного тона на

ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением;

в)

отработка

интонации

вопросительного

предложения

с

вопросительным

словом

при

повышении

тона

на

стоящем

в

начале

предложения вопросительном слове;

г) отработка восклицательной интонации предложения при восходящее-

нисходящей

мелодике

с

введением

заданий

на

увеличение

длительности

синтагматически

ударного

гласного

и

замедление

темпа

произнесения

(например, при выражении ласки, нежности, просительности).

В

процессе

работы,

направленной

на

совершенствование

интонационной выразительности речи, следует использовать упражнения с

междометиями, звукоподражания, считалками, диалогами-инсценировками,

сказками и т.д.

Работа по совершенствованию звукопроизношения

Артикуляционная

гимнастика

является

основой

речевых

звуков

и

коррекции дефектов звукопроизношения. Она включает в себя упражнения,

направленные

на

тренировку

подвижности

органов

артикуляционного

аппарата,

отработку

определенных

положений

губ,

языка,

мягкого

нёба,

необходимых для правильного произнесения звуков.

Рекомендации

воспитателям

по

проведению

артикуляционной

гимнастики:

а) осуществлять артикуляционную гимнастику следует каждый день,

чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Продолжительность занятий

не должна превышать 5 минут;

б) не следует предлагать детям более 2-3-х упражнений за один раз.

При этом каждое упражнение необходимо повторять по 5-7 раз;

в) статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном

положении) следует выполнять по 10-15 с;

3

г)

при

отборе

упражнений

для

артикуляционной

гимнастики

необходимо идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их

лучше эмоционально, в игровой форме;

д) начинать гимнастику лучше с упражнений для губ с постепенным

переходом к упражнениям для щек, языка, челюсти, глотки и мягкого нёба.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику по указанию

логопеда, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

точность,

плавность,

темп,

устойчивость,

переход

от

одного

движения

к

другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции

выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В

противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна

включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на

развитие динамической координации речевых движений.

Работа

по

совершенствованию

навыка

воспроизведения

звукослоговой структуры слова

Работу можно разделить на два следующих этапа.

1.

Формирование слогового контура слова, куда входят упражнения на

развитие четкого восприятия и воспроизведения количества слогов. Для

этого предлагаются упражнения, направленные на развитие слухового

восприятия

с

постепенным

использованием

произносительных

возможностей детей, например:

а) работа по воспроизведению неречевого ритма, которая проводится с

использованием

игровых

приемов

и

игр:

«Стучи

так,

как

я

считаю»,

«Сторож»,

«Строим

дом»,

«Теремок»,

можно

также

отстукивать

ритмы

хорошо известных детских песен;

б)

работа

над

гласными

звуками

(определение

кол и ч е с тва ,

последовательности звуков в звуковом ряду, четкое произношение звукового

ряда и т.д.)

в)

попарное

сравнивание

слогов

различного

звуко-слогового

состава,

сначала на примере более контрастных по длине слов («паутина» - «пух»);

г) работа по выделению ударного слога.

2. Усвоение звуковой структуры и их определенной последовательности с

опорой на сохранные звуки. Полезно начинать занятие со звукоподрожаний.

Работа должна строится таким образом, чтобы в течение года происходило

постепенное

возвращение

к

словам

изученного

слогового

состава

и

постепенное

усвоение

изученной

слоговой

конструкции

на

новом,

более

сложном звуковом материале. Во всех упражнениях широко используются

вспомогательные приемы: отстукивание, ритмические движения рукой в такт

произношению,

кивки

головой

для

фиксирования

внимания

ребенка

на

количестве слогов.

II.

Помощь

воспитателя

логопеду

при

коррекции

нарушений

фонематической стороны речи

4

Совершенствование

навыка восприятия и дифференциации звуков речи

заключается в следующем.

1.

Узнавание

и

различение

неречевых

звуков через

специально

подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало?»,

«У кого звучит игрушка?» и т.д.).

2.

Различение

правильного

и

дефектно

произносительного

звука

в

чужой

и

собственной

речи осуществляется

по

трем

следующим

направлениям.

Развитие слухового контроля произнесения звуков в чужой речи, не

нарушенных в произношении ребенка.

Развитие

слухового

контроля

произнесения

звуков

в

чужой

речи,

нарушенных в произношении ребенка:

- дефект произношения отличен от собственного;

- дефект произношения аналогичен собственному.

Развитие слухового самоконтроля – различение правильно и дефектно

произнесенного звука в чужой речи. Детям предлагается определить

неправильное произношение:

- звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением

согласных);

- звуков в словах в различной позиции (звук в начале, в конце, в середине

слова, без стечения и со стечением согласных);

- звуков во фразах.

3 . Различение

близких

по

звуковому

составу

слов. В

процессе

коррекционной работы используются игры и упражнения с постепенным

усложнением условий дифференциации слов: от слов,

отличающихся

несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком:

раскладывание картинок, названия изображений которых произносятся

похоже;

подбор и называние слов, которые звучат схоже с данным образцом;

определение разницы в звучании заданных слов;

определение «лишнего» по звучанию слова;

выбор

из

предложенных

слов

того,

которое

является

рифмой

к

заданному слову в стихотворении и т.д.

4.Дифференцициация

слогов. П р и

р а з в и т и и

у

д е т е й

у м е н и я

дифференцировать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком,

широко используется прием повторений серий слогов с различающимися

гласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками.

В

упражнениях

используются

слоги

различной

структуры:

открытые,

закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Повторение

серий

слогов

с

общим

гласным

и

разными

согласными

звуками:

та-ка-па; па-ка-та;

ка-на-па; га-ба-да;

фа-ха-ка; ма-на-ва;

ба-да-га; ка-ва-ха (и т.д.)

5

Аналогично с гласными звуками [у],[о],[ы].

Повторение

серий

слогов

с

согласными

звуками,

различающимися

по

звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-ба; по-бо; пу-бу; та-да; ка-га; фа-ва.

па-ба-па; по-бо-по; та-да-та; да-та-да; ва-фа-ва;фа-ва-фа (и т.д.).

Повторение

серий

слогов

с

согласными

звуками,

различающимися

по

мягкости-твердости:

па-пя; по-пё; пу-пю; пы-пи; ма-мя; мо-мё; му-мю; мы-ми; ва0вя; во-вё; ву-

вю; вы-ви.

Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа; та-пта; на-пна; на-фна; ка-тка; фа-тфа; ка-пка ( и т.д).

аналогично с другими гласными звуками.

Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и

разными гласными:

пта-пто-пту- пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фру-фты тпа-тпо-тпу-тпы;

тма-тмо-тму-тмы кна-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну-пны.

Повторение

серий

слогов

со

сменой

позиции

согласных

звуков

в

стечении:

пта-тпа пка-кпа фпа-пфа;

кта-тка фка-кфа гда-дга;

фта-тфа хта-тха вба-бва.

5. Дифференциация

звуков. Работа

по

дифференциации

звуков

осуществляется

согласно

традиционной

методике

с

уточнением

произносительного

и

слухового

образа

различаемых

звуков.

Для

дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным

переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах,

словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений

может

предусматривать,

наряду

с

дифференциацией

звуков,

развитие

слуховой памяти.

«Угадай, что это было». Детям предлагаются игрушки, каждой из которых

присваивается определение звучание. Логопед произносит какой –либо звук и

предлагает

детям

определить,

кто

это

был,

поднимая

при

этом

соответствующую картинку.

«Какой

звук

лишний?»

Логопед

называет

детям

звуки

и

просит

запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с

вышеуказанными и другие звуки. Детям предлагается поднимать флажок

только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию.

«Различай и повторяй». Логопед предлагает детям повторять за ним

только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только

слова с заданным звуком.

Речевой

материал

может

быть

подобран

с

учетом

цели

задания

выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких – глухих,

свистящих – шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав и

т.д.),

звуков

в

слогах

с

одинаковыми

и

разными

гласными,

звуков

в

словах-

квазиомонимах и т.д.

6

Совершенствование фонематического анализа и синтеза, а также

фонематического представления заключается в следующем.

1.

Формирование

фонематического

анализа

и

синтеза. В процессе

работы

по

данному

направлению

детям

предлагается

выполнять

следующие задания.

Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (хлопнуть в

ладоши).

Выделить слог с определенным звуком (хлопнуть в ладоши).

Выделить из ряда слов с определенным звуком (хлопнуть в ладоши,

выбрать картинку).

Назвать первый, последний звуки в слове, определить местоположение

звука в слове (в начале, в середине, в конце) на слух и с помощью

картинок.

Определить последовательность и количество звуков в слове (назвать

слова, выбрать картинки с определенным количеством звуков).

Определить местоположение звука в слове по отношению к другим

звукам.

Собрать слово из отдельных звуков и др.

2.

Формирование фонематического представления.

Назвать слова, начинающиеся на определенный звук.

Назвать слова, в которых есть заданный звук.

Выбрать картинки, в названиях которых есть определенный звук.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов,

как

побор

и

название

слов,

работа

с

предметными

картинками,

сигнальными флажками (символами, картинками), фишками, карточками и

т.д.

Заключение

Дошкольное

детство

является

периодом

в

жизни

ребенка,

когда

закладываются

основы

всех

психических

свойств

и

качеств

личности,

познавательных

процессов

и

видов

деятельности,

это

первый

период

психического развития ребенка. Именно поэтому он является самым важным

и ответственным периодом развития человека.

Одним

из

важнейших

приобретений

дошкольного

детства

является

речь. Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима и под

воздействием

ряда

неблагоприятных

факторов

может

нарушаться

и

в

дальнейшем иметь патологическое развитие.

Важно не упустить момент и вовремя начать коррекционную терапию,

так как в возрасте до 7 лет детский организм очень пластичен, что создает

огромные

возможности

для

воспитания,

обучения

и

компенсации

нарушенных функций с помощью других функция и систем организма.

Успешность коррекционной работы логопеда по преодолению речевого

дефекта дошкольника предполагает активное участие в нем воспитателей.

Совместная работа логопеда с воспитателем является неотъемлемой частью

всего педагогического процесса, которая предполагает:

7

1)

проведение педагогических советов, посвященных анализу недостатков

речевого

развития

и

выбору

средств,

коррекционного

воздействия

применительно к каждому воспитаннику группы;

2)

проведение

открытых

подгрупповых

и

и н д и в и д уа л ь н ы х

логопедических занятий с целью знакомства воспитателей с основными

приемами

обучения, подбором наглядного и речевого материала, а

также с требованиями, предъявляемыми к речи детей. Воспитатели

непосредственно на занятиях оценивают возможности и способности

каждого ребенка;

3)

сотрудничество

с

воспитателями

при

организации

и

проведении

праздников;

4)

осуществление консультаций о состоянии речи конкретного ребенка,

влиянии дефектов речи на эмоционально-волевую сферу дошкольника,

на поведение его на занятиях и вне их; уточнение роли воспитателей в

преодолении

речевого

расстройства

и

в

профилактике

нарушений

письменной речи; выдача рекомендаций к проведению коррекционно-

логопедической

работы

с

ребенком

в

процессе

воспитательских

мероприятий с целью повышения эффективности речевого развития.

Литература (основная)

8

1.

Бардышева

Т.Ю.,

Моносова

Е.Н. Логопедические занятия в детском

саду. – М.: Скрипторий, 2010.

2.

Крупенчук

О.И.

Тетрадь

взаимодействия

логопеда

и

воспитателя.

Старшая и подготовительная группы. – СПб.: Литера, 2013.

3.

Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя

логопеда:

картотека

заданий

для

тдетей

5

7

лет

с

общим

недоразвитием речи, - СПб.: Каро, 2009.

Литература (дополнительная)

1.

Бенедиктова Л.В., Лалаева Р.И. диагностика нарушений речи у детей и

организация

логопедической

работы

в

условиях

дошкольного

учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

2.

Киселева Т.В., Останина А.И. Логопедическая зарядка в коррекционно-

воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи. –

Екатеринбург: ГУНО, 1992.

3.

Миронова

С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и

вгруппахдля детей с нарушениями речи – М.:А.П.О., 1993.

4.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе

для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

9



В раздел образования