Напоминание

"Развитие творческих способностей детей при обучении работы с природным материалом"


Автор: Мишина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДОД "Дом детского творчества с. Выдрино"
Населённый пункт: с. Выдрино, Кабанский район, Республика Бурятия.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие творческих способностей детей при обучении работы с природным материалом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




« Развитие творческих способностей детей при

обучении работы с природным материалом.»

Студия «Гармония»

педагог дополнительного образования Мишина Ольга Николаевна.

Сказочна и богата наша природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при

встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по- разному, давая

простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его

соединить с ловкостью рук, то все можно оживить , дать как бы вторую жизнь. Сколько

разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы.

Но они могут и не открываться, и даже их можно и не обнаружить.

На наших занятиях я пытаюсь воспитывать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы

он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Каждый природный

материал, который лежит в коробочках, будит воспоминания ребенка о Байкале –

камушки, или о лесе – шишки, корешки, береста, листья.

Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту красоту, однажды войдя в нее. Больше

с ней не расставались.

Как это сделать? Чтобы дети не были гостями у нас на кружке, задумаемся над тем, чем

является их посещения – забавой, заполнением свободного времени или интересным

делом. Изготовление игрушек, панно, поделок из природного материала- труд

кропотливый, увлекательный и очень приятный. И для этого нужно развивать фантазию,

добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

Изготовление поделок требует от школьника ловких действий, и если вначале неточным

движением руки он повреждает поделку, то впоследствии, в процессе систематического

труда, рука приобретает уверенность, точность. Ручной труд способствует развитию

сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию

координации движений, точность в выполнении действий.

Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие

детей, на развитие его мышления.

Если проследить путь работы по изготовлению поделки; вначале рассматриваем образец,

анализируем его структуру, способы изготовления, последовательность – создаем проект.

Затем после усвоения этого процесса задания усложняются: показываю рисунок или

фотографию игрушки, и они без предварительного анализа изготавливают поделку по

заданию или собственному замыслу. В этом труде всегда есть новизна, творческое

искание.

Работая с природным материалом есть реальные возможности формировать у детей

контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделки необходимо не

только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и

контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образом.

Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной. При

коллективной работе наблюдается стремление оказать друг другу помощь,

заинтересованность результатом общего дела.

Обучение проводится в двух направлениях:

1.

Усвоение творческих знаний.

2.

Формирование практических навыков.

Теоретическая

часть

предусматривает

определение

цели

и

задач,

раскрытие

основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов используя

иллюстративный материал.

Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и

инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.

На занятиях не накладываю ограничения на выбор материалов. Желание достичь

лучшего результата, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении

всего

периода

обучения.

Для

поддержания

постоянного

интереса

учащихся

к

занятиям

в

тематическом

плане

предусматривается

частая

смена

видов

деятельности.

Поиск

творческой

идеи,

замысла

важный

путь

в

развитии

у

детей:

наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

Для

развития

творческих

способностей

детей

используются

на

занятиях

дидактические и технические материалы.

- трафареты, шаблоны и т.д.

- таблицы памятки, схемы, технологические карты.

- альбомы с образцами, схемами, фотографиями.

Все поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и

материалу,

можно

разделить

на

группы:

конструирование

из

природного

материала и аппликацию из природного материала.

Конструирование

это

художественная

техника

создания

изделия

путем

соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника создания изделий путем наклеивание

деталей к фону. Аппликационные работы способствуют развитию художественного

видения природы, закреплению представлений о симметрии, развитию чувства

формы, ритма, соотношений частей и целого.

В процессе- воспитание, обучение и развитие- выступают в кружковой работе

воедино.

Хороший стимул для учащихся являются выставки. Просмотр выставок и анализ

приучает справедливо и объективно оценивать свою работу и других.

Таким образом, огромным потенциалом для развития творческих способностей

детей обладает кружковая работа на основе природного материала, так как на этих

занятиях

у

детей

развивается

творческое

воображение,

фантазия,

мелкая

моторика,

речь,

мышление,

память,

наблюдательность

и

др.

психологические

функции.



В раздел образования