Автор: Мишина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДОД "Дом детского творчества с. Выдрино"
Населённый пункт: с. Выдрино, Кабанский район, Республика Бурятия.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие творческих способностей детей при обучении работы с природным материалом"
Раздел: дополнительное образование
« Развитие творческих способностей детей при
обучении работы с природным материалом.»
Студия «Гармония»
педагог дополнительного образования Мишина Ольга Николаевна.
Сказочна и богата наша природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при
встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по- разному, давая
простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его
соединить с ловкостью рук, то все можно оживить , дать как бы вторую жизнь. Сколько
разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы.
Но они могут и не открываться, и даже их можно и не обнаружить.
На наших занятиях я пытаюсь воспитывать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы
он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Каждый природный
материал, который лежит в коробочках, будит воспоминания ребенка о Байкале –
камушки, или о лесе – шишки, корешки, береста, листья.
Но наша задача, чтобы дети не только увидели эту красоту, однажды войдя в нее. Больше
с ней не расставались.
Как это сделать? Чтобы дети не были гостями у нас на кружке, задумаемся над тем, чем
является их посещения – забавой, заполнением свободного времени или интересным
делом. Изготовление игрушек, панно, поделок из природного материала- труд
кропотливый, увлекательный и очень приятный. И для этого нужно развивать фантазию,
добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.
Изготовление поделок требует от школьника ловких действий, и если вначале неточным
движением руки он повреждает поделку, то впоследствии, в процессе систематического
труда, рука приобретает уверенность, точность. Ручной труд способствует развитию
сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, точность в выполнении действий.
Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие
детей, на развитие его мышления.
Если проследить путь работы по изготовлению поделки; вначале рассматриваем образец,
анализируем его структуру, способы изготовления, последовательность – создаем проект.
Затем после усвоения этого процесса задания усложняются: показываю рисунок или
фотографию игрушки, и они без предварительного анализа изготавливают поделку по
заданию или собственному замыслу. В этом труде всегда есть новизна, творческое
искание.
Работая с природным материалом есть реальные возможности формировать у детей
контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделки необходимо не
только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и
контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образом.
Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной. При
коллективной работе наблюдается стремление оказать друг другу помощь,
заинтересованность результатом общего дела.
Обучение проводится в двух направлениях:
1.
Усвоение творческих знаний.
2.
Формирование практических навыков.
Теоретическая
часть
предусматривает
определение
цели
и
задач,
раскрытие
основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов используя
иллюстративный материал.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и
инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.
На занятиях не накладываю ограничения на выбор материалов. Желание достичь
лучшего результата, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении
всего
периода
обучения.
Для
поддержания
постоянного
интереса
учащихся
к
занятиям
в
тематическом
плане
предусматривается
частая
смена
видов
деятельности.
Поиск
творческой
идеи,
замысла
–
важный
путь
в
развитии
у
детей:
наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.
Для
развития
творческих
способностей
детей
используются
на
занятиях
дидактические и технические материалы.
- трафареты, шаблоны и т.д.
- таблицы памятки, схемы, технологические карты.
- альбомы с образцами, схемами, фотографиями.
Все поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и
материалу,
можно
разделить
на
группы:
конструирование
из
природного
материала и аппликацию из природного материала.
Конструирование
–
это
художественная
техника
создания
изделия
путем
соединения деталей друг с другом.
Аппликация – это художественная техника создания изделий путем наклеивание
деталей к фону. Аппликационные работы способствуют развитию художественного
видения природы, закреплению представлений о симметрии, развитию чувства
формы, ритма, соотношений частей и целого.
В процессе- воспитание, обучение и развитие- выступают в кружковой работе
воедино.
Хороший стимул для учащихся являются выставки. Просмотр выставок и анализ
приучает справедливо и объективно оценивать свою работу и других.
Таким образом, огромным потенциалом для развития творческих способностей
детей обладает кружковая работа на основе природного материала, так как на этих
занятиях
у
детей
развивается
творческое
воображение,
фантазия,
мелкая
моторика,
речь,
мышление,
память,
наблюдательность
и
др.
психологические
функции.