Автор: Гончарова Лидия Михайловна
Должность: преподаватель дши по прикладному творчеству
Учебное заведение: МКУ ДО "ДШИ" Быковского муниципального района
Населённый пункт: р.п.Быково, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Диагностика художественной одарённости
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ «ДЕТСАЯ ШКОЛА ИСКУСТВ»
БЫОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Диагностика художественной
одарённости
Методическая заметка
преподавателя Гончаровой Л.М
2018г
Дополнительное образование детей - это особый тип образования,
являющийся процессом и результатом всестороннего развития личности
ребенка, несущий в себе ряд специфических черт, не доступных или
малодоступных школьному образованию.
Одаренные дети в дополнительном образовании - это те дети, которые
превосходят своих сверстников по умственным возможностям и которые
стремятся получить углубленное образование как можно быстрее, чтобы потом
раньше включиться в творческую жизнь. Главное в отношении одаренных детей
- это предвидеть заранее степень их успехов в будущем, чтобы уже на этапе
обучения определиться с их умственной нагрузкой и определить виды
дополнительных занятий, которые соответствуют их способностям.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко
проявляются в сфере художественного развития. Сюда приходят дети,
одаренность которых уже начала раскрываться, они мотивированы на овладение
художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для
плодотворного освоения специальных умений и знаний.
Практическая диагностика детской одаренности представляет собой
чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение диагноста, оценка им
психического развития ребенка могут повлиять на условия его
воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его
самооценку, его отношение к окружающим.
При диагностике необходимо использовать информацию, полученную от
учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового
обследования, а главное — дополнять эти данные обследованием ребенка,
чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и
личностной сферы, но и его потенциальные возможности.
Цель данной работы: создание условий для выявления, поддержки, обучения,
воспитания и развития задатков одарённых детей, обучающихся в ДШИ на
отделении декоративно-прикладного творчества
Задачами работы являются:
-изучение научно-методической литературы по данной теме;
- создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных
детей
-развитие способностей талантливых и одарённых детей в урочное и
внеурочное время
Объект работы: учащиеся 1-5 классов отделения ДПТ
Предмет работы: психологический показатель одаренности детей.
Гипотеза исследования: проблема одарённости – как комплексная проблема,
состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одарённых детей.
Теоретико-методологическая база: работы Богоявленской, Леонтьева,
Андреевой, Бодалева, Блонского, Мясищева, Дружинина, Петровского,
Платонова и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической научной литературы
по данной проблеме; наблюдение, анкетирование, тестирование;
статистический метод.
Это исследование я проводила в МКУ ДО «ДШИ» Быковского
муниципального района р.п.Быково, в нём участвовало 12 учащихся отделения
декоративно-прикладного творчества в возрасте от 9 до 13 лет. Для изучения
одарённости детей была взята «Методика оценки общей одарённости» и
«Карта одаренности» разработанная А.И.Савенковым. Так как дети обучаются
прикладному творчеству, было важно определить также уровень их
воображения путём тестирования. Учащимся были предложены тесты«Нарисуй
что-нибудь», «Дорисовывание фигур», «На что похожа клякса», «Рисунок из
геометрических фигур»
В данной работе я хочу привести результаты, полученные в процессе
диагностики, двух детей: ученицы 4 класса Пименовой Ксении 12 лет и
ученицы 2 класса Гавриловой Екатерины 9 лет. Дата опроса 25 января 2018
года.
Исследование №1 «Методика оценки общей одарённости»
Методика разработана А.И. Савенковым и адресована родителям. Её задача –
оценка общей одарённости ребёнка. Я предложила оценить свои качества не
только родителям, но и детям.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти
характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите
их и дайте оценку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется
часто в различных видах деятельности и поведения
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и
противоположное ему проявляется очень редко
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное
оцениваемому
1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное
оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
1.Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной
стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более
одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового,
неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в
стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской
активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов,
растений, поведение людей, животных и др.).
2.Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления
тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие
ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего
человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
3.Способность к прогнозированию. Способность представить результат
решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать
возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при
решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления
реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий
относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития
социальных явлений.
4.Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий
развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом
количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить»
сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для
обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.
5.Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат
критического мышления. Предполагает возможность понимания как
собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в
способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки
людей, события и явления.
6. Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные
решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в
поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности.
7.Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу,
синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать
свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать
собственные суждения.
8.Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно
двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на
предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех
видах деятельности ребёнка.
9.Требовательность к результатам собственной деятельности
(перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до
соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не
успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого
уровня.
Обработка результатов
Пименова Ксения учится в 5 классе БСШ №3, в 4 классе ДШИ на отделении
декоративно –прикладного творчества и в 3 классе в ДШИ на музыкальном
отделении по классу фортепиано. Исполнительна, настойчива, творчески
мыслящая, аккуратна, не ищет лёгких путей, каждую свою работу доводит до
совершенства, легко усваивает новые техники. При этом она очень скромна,
даже замкнута, старается быть незаметной, примерно только на третьем году
обучения стала общаться с ребятами , которые учатся вместе с ней на нашем
отделении. В общеобразовательной школе и на обоих отделениях ДШИ учится
на отлично.
Ответы Пименовой Ксении- 1 колонка, ответы родителей – 2 колонка в графе
«Отметки»
№п/п
Качество
Отметка
1
Любознательность
5
5
2
Сверхчувствительность к проблемам
4
5
3
Способность к прогнозированию
4
4
4
Словарный запас
5
4
5
Способность к оценке
4
5
6
Изобретательность
4
4
7
Способность рассуждать и мыслить
логически
5
5
8
Настойчивость
5
5
9
Перфекционизм
5
5
Как видно из этой таблицы, ответы Ксении и родителей практически
совпадают, что говорит об объективности их оценок. Отметки Ксении я
отложила на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у
реального ребёнка при объективной оценке обычно получается «звёздочка»
сложной конфигурации.
Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует
вести дальнейшую воспитательную работу.
Исследование также показывает, что у Ксении хорошо развиты качества,
которые помогают ей проявлять различные типы одарённости и добиваться
успехов на выбранном пути
Гаврилова Екатерина учится в 4 классе БСШ №1, во 2 классе ДШИ на
отделении
декоративно-прикладного
творчества,
занимается
в
вокальной
студии «Нота». Любознательна, с интересом приступает к изучению новых
техник, но больший интерес проявляет к тем видам рукоделия, которые ей
нравятся,
поэтому
результат
у
неё
не
всегда
стабильный.
Общительна,
дружелюбна,
открыта,
легко
сходится
с
ребятами,
участвует
в
играх
на
переменах. Её работы аккуратны, но если у неё что-то не получается, интерес к
данному изделию заметно снижается. Может учиться на отлично, но не всегда
ей хватает настойчивости и терпения.
№п/п
Качество
Отметка
1
Любознательность
5 5
2
Сверхчувствительность к проблемам
4
4
3
Способность к прогнозированию
3
4
4
Словарный запас
5
5
5
Способность к оценке
5
4
6
Изобретательность
4
4
7
Способность рассуждать и мыслить
логически
4
5
8
Настойчивость
3
4
9
Перфекционизм
3
4
Кате, её родителям и нам, педагогам, необходимо обратить особое внимание на
то, чтобы в её характере ярче проявились настойчивость, требовательность к
результатам своего труда. На графике хорошо видно, в каком направлении
следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Исследование №2 «Карта одарённости»
Эта методика создана А.И.Савенковым для родителей, я внесла коррективы,
чтобы предложить её и детям. Для этого уменьшила количество вопросов,
учитывая возраст учащихся, и внесла несколько вопросов, актуальных для
нашего рода деятельности. Данная методика позволила количественно оценить
степень выраженности у воспитанников различных видов одаренности,
определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.
Сопоставление всех полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный
«портрет» развития дарований, а полученный результат можно рассматривать
как программу дальнейшего развития воспитанника, усилив внимание к тем
сторонам, которые представляются наиболее ценными.
Инструкция
Вам предлагается 42 вопроса, подумайте и ответьте на каждый из них,
стараясь не завышать и не занижать свои возможности (возможности своего
ребёнка. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют
номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится, ставьте в
клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо
причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос для учащихся начинается со слов: «Нравится ли вам ...», а для
родителей- «Нравится ли вашему ребёнку…»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы,
повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10)ежедневно ухаживать за своей обувью;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических
кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий цветов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами
художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить,
доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол
и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35)
разбираться в причинах неисправности механизмов, любите загадочные поломки
36) выигрывать в разных спортивных играх у сверстников.
37) рисовать чертежи и схемы механизмов.
38) решать сложные задачи, требующие умственного усилия
39) ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
40) читать, сочинять (писать) стихи.
41) Быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального
заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить
42) помогать или самостоятельно шить, вязать, вышивать
Обработка результатов
Необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и
минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов написаны внизу, под
каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени
развития у ребенка следующих видов одаренности:
• математика и техника (1-й столбик в таблице);
• гуманитарная сфера (2-й столбик);
• художественная деятельность (3-й столбик);;
• физкультура и спорт (4-й столбик);;
• коммуникативные интересы (5-й столбик);;
• природа и естествознание(6-й столбик); ;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию(7-й столбик); .
В исследования приняли участие 14 детей. Вот какие результаты показали
ученица 4 класса Пименова Ксения, 12 лет и ученица 2 класса Гаврилова
Екатерина, 9 лет. Дата опроса 25 января 2018 года.
Результаты исследования Ксении Пименовой, из которых видно, что круг её
интересов лежат в области гуманитарной сферы и художественной
деятельности, кроме того достаточно количество баллов (7) указывает на её
интерес к природе и естествознанию, радует, что в плане коммуникабельности
(6 баллов) в последнее время у неё произошёл значительный прорыв.
1
2
3
4
5
6
7
1+
2+
3+
4+
5+
6+
7-
15+
9+ +
8+ +
11-
12+
13+
10-
29+ +
17+
10+
25-
19+
16 +
14+
35-
23+ +
24+ +
32+ +
26+
20+ +
18-
37-
40+
30+
36+
31+
27+
21+
38+
41+
42++
39+
33+
34+
28+
3
8
9
3
6
7
0
Результаты исследования Екатерины говорят о том, что на нынешнем этапе ей
интересна художественная сфера (рукоделие, рисование, пение- 8 баллов),
небезразличны физкультура и спорт (5 балов). Нулевой результат
коммуникативных интересов меня удивил, но при подробном анализе
выяснилось, что несмотря на свою общительность, Катя просто не обладает
лидерскими качествами (отрицательные ответы на вопросы: нравится ли вам
руководить играми детей; нравится ли вам объяснять что-то другим детям или
взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение говорят именно
об этом);
1
2
3
4
5
6
7
1+
2+
3+ +
4+ +
5+
6+
7+
15-
9-
8+
11+
12-
13-
10-
29-
17+
10+ +
25-
19-
16-
14-
35-
23+ +
24+
32+
26-
20+
18-
37-
40-
30-
36+
31+
27-
21-
38-
41-
42+
39+
33+
34-
28+
0
1
8
5
0
0
0
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и
коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень
полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их
помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Исследование №3
Детям были предложены тесты, выявляющих степень развития их воображения.
Принимали участие 12 человек
3. Методика «Нарисуй что- нибудь»
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и
нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин.
Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на
основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка результатов
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто
оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о
богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его
образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно
оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не
является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является
не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на
зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка
проработаны средне.
3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем
на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны де
тали.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и
нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий- Ли Алина, Пименова Ксения
8-9 баллов — высокий- Евтушенко Диана, Скворцова Влада, Даулеталиева
Альбина
5-7 баллов — средний- Гаврилова Катя, Замков Кирилл, Акопян Виктория,
Асланова Лейла, Овинченко Вика, Числова Вика, Козырева Василиса
3-4 балла — низкий.
0-2 балла — очень низкий.
Методика "Дорисовывание фигур"
Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из четырёх карточек с нарисованными на них фигурами:
контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой,
кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок
исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы
получилась красивая картинка.
В данном исследовании участвовали 12 человек
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени
оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не
повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы.
Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры
превращались в один и тот же элемент рисунка.
Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов
решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что
ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с
использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом
что-то свое (свободное фантазирование).
1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное,
схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь
воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девоча гуляет с обакой)
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.
К 1 типу я отнесла рисунки Акопян Вики, Асташовой Даши, Аслановой Лейлы,
Козыревой Василисы
Ко 2 типу отнесены рисунки Даулеталиевой Альбины
К 3 типу отнесены рисунки Пименовой Ксении, Замкова Кирилла, Гавриловой
Кати
К 4 типу отнесены рисунки Числовой Алины, Овинченко Вики, Евтушенко
Даны, Ли Алины,
В этом исследовании Катя Гаврилова показала средний уровень развития
воображения во всех предложенных тестах, но тем не менее у неё есть
потенциал и возможность роста, и с возрастом её показатели изменятся в
лучшую сторону.
Ксения хорошо справилась с заданием «Нарисуй что-нибудь», где не было
ограничений фантазии, во втором задании показала средний результат, но она
была единственным ребёнком, который на следующий день поделился своими
новыми идеями о том, что можно было дорисовать в некоторых предложенных
фигурах.
Обе девочки показывают хорошие результаты в освоении программы по
декоративно-прикладному творчеству, постоянно участвуют в выставках и
конкурсах, но стоит отметить, что Ксения выбирает сложные варианты ,
проявляет больше самостоятельности , исправляет погрешности и ошибки.
Иногда предлагает свои эскизы будущих работ, например, в 2017 году для
конкурса «Подарок маме» она придумала и сплела на коклюшках очень
сложную работу- это была корзина с цветами. Особенность её задумки
заключалась в том, что она для корзины наплела полотнянок, а затем переплела
их, имитируя лозоплетение.
У Кати в плане количества работ больше, они выполнены на хорошем
уровне, но степень сложности небольшая, сколки она находит в интернете или
среди тех, которыми пользовались дети, закончившие школу. Но вот
последнюю работу она придумала сама, нашла не готовый сколок, а несколько
рисунков на интересующую её тему (решила сплести львёнка), на основе
одного из рисунков затем вместе со мной сделала сколок. Так что прогресс
намечается.
Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок
обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях,
значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным.
Диагностика одаренности требует знания особых методических процедур
(тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи
"скрытой" одаренности - и особых приемов "пробуждения дремлющих сил".
Нередко возникает надобность в корректировке личностных особенностей.
Поскольку речь идет о детях, те или иные характеристики их способностей
являются как бы предварительными: проявившиеся особенности могут
обернуться чем-то новым, обнаружить новые резервы развития - в одних
случаях, не привести к ожидавшимся высоким результатам - в других.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и
возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен,
необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и
самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
Литература
1. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе, // Народное образование,
1999, №9, стр183-185
2. Хахалин Л.И. Загадки вашего ребенка. М., Знание, 1990, 94
3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/
Д.Б.Богоявленская.– М.:Академия, 2002.
4.Бодалев А.А. Как становятся великими или выдающимися?/А.А. Бодалев,
Л.А. Рудкевич .- М.:Изд. Ин-та психотерапии, 2003.
5.Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин- М.-
СПб :Питер,1999.
6.Меерович
М.И.,
Шрагина
Л.И.
Технология
творческого
мышления
/
М.И.Меерович, Л.И. Шрагина. - Минск: Харвест,2003.
7.Холодная
М.А.
Психология
интеллекта:
парадоксы
исследования
/
М.А.Холодная- Москва-Томск, 2001
8.Шемелина, О.С. Психология творчества: познавательные стили и творчество.
Учеб. пособие / О.С. Шемелина - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.